Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Незаконная планета»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Производственное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вне Земли (Плутон, спутники Плутона )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Далекий Плутон оказался «крепким орешком» для земных астронавтов-исследователей — в районе некоего странного образования, своими очертаниями напоминающего дерево и излучающего невероятное количество энергии, погиб посланный на разведку космический корабль «Севастополь»… Мрачная и малоизученная планета-чужак, залетевшая в Солнечную систему из неведомых глубин бесконечного Космоса, никак не желает раскрывать свои тайны.
И вот через несколько лет начинается подготовка к очередной экспедиции на Плутон… Среди тех, кто желает отправиться, быть может, на верную гибель, — еще совсем юные друзья-приятели Алексей Морозов и Володя Заостровцев, родители которого были на погибшем «Севастополе»…
В качестве третьей главы под названием «Лунный доктор» в роман включен ранний рассказ «Полноземлие» (1964).
В произведение входит:
|
Входит в:
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 251
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2990 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
nkgr, 25 ноября 2022 г.
Книга очень сумбурная. Такое впечатление, что несколько идей и отдельных рассказов спрессованы в один роман, некоторые сюжетные линии чрезмерно мелодраматичны, формальны, и вообще выглядят лишними, присутствующими лишь для количества страниц. При этом самое интересное, к сожалению, нераскрыто полностью или недостаточно – сюжет про Плутон, его жителей и энергию тау-лучей. Несмотря на то, что эта линия и есть основа романа, она же завалена лишним текстом параллельных повествований.
В чём суть линии Плутона. Аборигены холодной планеты получают энергию напрямую из источника посредством лучей. У этих интересных существ отсутствуют органы пищеварения, есть только некий контакт принимающий поток энергии. Собственно, это в некотором смысле одна из популярных современных тем про «солнцеедение» и «праноедение».
Интересно также социальное обустройство сообщества плутонян. Они равномерно трудятся над созданием источника энергии – дерева, с которого получают равную для всех порцию энергии. Излишки энергии уничтожаются. Тем самым достигается баланс в социуме при отсутствии какого-либо расслоения и прогресса.
Если убрать лишнее и дожать главное – было бы 10, а так 5.
Цитаты:
/– Каждое поколение застаёт мир как бы готовым. Но эта «готовность» обманчива, она создаёт иллюзию этакой лёгкости, с которой всё устраивается в жизни. Отсюда поверхностность, даже бездумность./
/Древний не очень складный миф Южных морей о «солнце-боге», дававшем себя «в пищу» людям, Шандор [учёный, основоположник идеи] истолковал весьма своеобразно: как фантастически преломлённую мечту о биофорных – то есть несущих жизнь – свойствах лучистой энергии. Имел ли Шандор в виду тау-излучение?/
/– Вовремя останавливаются те, кто идут вторыми. А первые действуют на ощупь…/
Линдабрида, 30 марта 2019 г.
Слишком много сюжетов сразу, им тесно на страницах, герои и события раскрыты куда более скупо, чем хотелось бы. Слишком много линий с открытым финалом, которыми роман просто набит. Никак не разрешены ни загадки цивилизации Плутона, ни необычность способностей Заостровцева и его дочери Нади. Но нельзя же было уместить в небольшом пространстве романа и любимые яхты на Каспии, и таинственные чары полноземлия на Луне, и загадки «незаконной планеты» — Плутона, предположительно залетевшего в Солнечную систему откуда-то извне, и еще много-много всего. Чем-то приходилось жертвовать.
Да, это все та же, знакомая по множеству соцреалистических произведений Земля будущего, та же уютная стабильность — будущее рисуется естественным продолжением настоящего, только чуть улучшенным. Последняя бомба уничтожена, и мир во всем мире наконец наступил. Человечество уверенно осваивает Луну и Марс, добывает металлы на Меркурии и приглядывается к окраинам Солнечной системы. Бесконечный прогресс, прекрасная и наивная вера в науку у «Незаконной планеты» — общие со множеством других книг, выходивших в СССР. Только что ж все герои так отчетливо несчастны? Каждый по-своему, но все они томятся неизбывным одиночеством. Тоня, когда-то веселая хохотушка, жизнь тратит на то, чтобы завернуть близких в теплую вату и никуда не отпускать из гнездышка. Каждый взрыв смеха из детской для нее — сигнал тревоги: не переволновались ли на ночь? Марта, когда приходит домой, видит обычно спину мужа, сидящего за письменным столом. Времени заглянуть ей в лицо у него не находится. Алексей любовно собирает старинные солдатские песни, одна из них становится лейтмотивом романа:
На заре, на заре войско выходило
На погибельный Капказ, воевать Шамиля...
Но абсолютно никому, ни Марте, ни сыну, ни друзьям эти песни не нужны. Так, чудачество, которое снисходительно терпят. А вместе с песнями, нужен ли сам Алексей?
Печальный мотив звучит не только в «земных» главах, столь же безнадежна «плутоновская» линия. Здесь вроде бы даже вызов казенной бравурности, которой грешили советские описания контактов с инопланетным разумом: да с чего вы взяли, что братья по галактике так-таки и бросятся нашим космонавтам на шею? Собственно, и начинается тема Плутона в романе с гибели земной экспедиции. Мрачный финал закономерен.
Все это оставляет необычное впечатление. Грустный роман, полный загадками без ответов и до странности лишенный характерного для советской фантастики оптимизма.
коркулук, 11 мая 2018 г.
Моя первая..самая первая НФ книга. Был наверное в классе 4-ом. Прочитал,вернул в библиотеку. А потом..некоторое время спустя украл) Очень мне хотелось ей обладать. Читал её..чуть наизусть не знал. С тех пор не перечитывал. Наверно и не стоит. Возможно не объективен,но оценка высшая.
Groucho Marx, 20 декабря 2015 г.
Когда я, будучи школьником, прочитал этот роман в 70-х годах, на меня сильное впечатление произвела последняя часть — инопланетная цивилизация и попытки установления контакта. Когда, будучи взрослым человеком, перечитал эту повесть два года назад, я очень высоко оценил первую половину, рассказывающую о коммунистическом обществе конца XXI века, и совершенно равнодушно воспринял перепетии иссследования цивилизации Плутона.
«Незаконная планета» — попытка написать эталонный соцреалистический роман о коммунистическом обществе. На мой взгляд, это получилось очень удачно. Люди, их взаимоотношения, конфликты, решения конфликов — убедительно и хорошо продумано, да и язык хороший. Некоторая затянутость тоже является характерной стилистической особенностью социалистического реализма, и в «Незаконной планете» эта затянутость не раздражает (меня, по крайней мере, не раздражала), а является дополнительным источником удовольствия от чтения.
Если в подростковом возрасте, в период всеобщего, тотального господства соцреализма, мне хотелось оставить от книги только вторую, «плутоновскую» половину, то сейчас мне даже жаль, что Войскуновкий и Лукодьянов прицепили к своему прекрасному роману о прекрасных людях прекрасной Земли философско-приключенческие главы. Они хорошие, не спорю. Но мне они показались лишними. К панораме коммунистического мира они отношения не имеют.
Podebrad, 9 января 2016 г.
Вроде бы типичная твёрдая НФ советского образца, и при этом весьма необычная. Нестандартна тема (Плутон), нестандартен объект исследования (технологическая и при этом застойная стратифицированная цивилизация, живущая за счёт потребления космической энергии), необычно обращение к сомнительной теме биополя, да и многие детали, включая снежного человека. Самое удивительное то, что почти все загадки так и остались загадками. Тем не менее, космическая основа сюжета так и не смогла захватить по-настоящему. Такое впечатление, что авторы сначала загорелись новой идеей, а потом понемногу остыли к ней.
Земная тема оказалась интереснее космической. Здесь я согласен с предыдущим оратором. Общество конца XXI века, безусловно, коммунистическое. Об этом ни разу не упоминается (что тоже необычно), но явно подразумевается. Но при этом «Незаконная планета» не имеет ничего общего с коммунистическими и вообще прогрессистскими утопиями. Нет стремительного рывка в науке и технике. Да, летаем по Солнечной системе, но других чудес не видно. Нет разрыва культурной и бытовой традиции. Нет советов самых мудрых товарищей, которые руководят обществом, как нет и предустановленной ими гармонии. Нет атмосферы всеобщего энтузиазма и устремлённости к единственно правильной цели. Нет той массы счастливых лиц, которая почти всегда кажется принудительно осчастливленной. Герои здесь счастливы не больше и не меньше, чем в любую другую эпоху. Они проживают жизнь, полную радостей и неприятностей, успехов и проблем (проблем обычно больше, чем успехов). Далеко не все мечты сбываются, а то, что сбывается, выглядит совсем иначе. От этого победы и поражения героев кажутся достовернее, а общественный порядок представляется естественным для человека.
Error, 14 июля 2017 г.
Хороший роман. Решил было почитать из советской фантастики и увлёкшись, — так как текст не столь сложен, как скажем у Карда в «Ксеноциде», а более плавен, нечто Павловской «Лунной радуги» (ну где — то рядом) — к окончанию произведения понял, что, ну вот же блин, а ведь читал то. Тогда видимо не зацепила. А вот теперь — понравилась. Да, идиолизированна, да люди врядли бывают такими и так самоотверженно не поступают. Но давайте вспомним о чём книга и в каких социальных условиях возрастали и воспитывались герои книги. Так что стоит прочесть. Неплохо высветвлены живописные картины Внеземелья, описание космической навигации и пилотирования. Подобные описания просто радуют. А вот проблемы и астропозиционная локализация Плутона совершенно не раскрыта, за что огромный минус авторам... А на небольшое отклонение к коммунизму не стоит и обращать внимание. Эта черта социальности смотрится в произведении не как пропогандизм, и весьма органично.
Loba Blanca, 30 августа 2015 г.
Идея плутонской цивилизации — очень интересна и оригинальна, именно из-за нее дочитала книгу, пересказала мужу и порекомендовала знакомым, которые любят фантастику. Но роман слишком перегружен техническими деталями, а также — есть ружья, которые так и не выстрелили, например, необычные способности дочери Володи и некоторые моменты с Алексеем. Однако, авторы заинтересовали, и прочитаю еще что-нибудь у них на космическую тематику. Хотя, историческая фантастика им удалась явно лучше, например, «Очень далекий Тартесс».
Бывший, 21 апреля 2013 г.
Книга из далекого детства. Помню, что там было много совершенно неинтересных «производственных» моментов. Помню, что там было немало «идеологии». Но вся эта мишура совершенно забылась. Поблекли и стерлись из памяти и все перснажи романа.
Запомнился ярко и навсегда лишь образ далекой «плутонянской» цивилизации, точнее того что от нее осталось. Цивилизации замершей в своем развитии на долгие миллионы лет, потерявшей разум замененный на ритуал, цивилизации с которой невозможно достичь Контакта. Именно этот образ деградировавшего разума и представляет главную художественную ценность посредственной в общем то книги.
Farit, 21 декабря 2011 г.
Очень неплохой роман, хотя, конечно, он явно распадается на две неравноценные части (условно — земную и космическую), при этом земная мало, что не получилась вовсе, но еще и имеет кучу каких-то непонятных торчащих хвостов (типа увлечения героев военными играми, что якобы резко отличает их от всех прочих детей — остальные только в салочки играют), никак не сыгравших впоследствии.
Космическая вышла покруче, но — она уж очень дерганая. То Юпитер, то два Плутона (причем разных Плутона), то Луна.
Понравилась идея о чужой планете, очень понравилась идея о замкнутой на выполнении ровно одной функции цивилизации, ну и то, что ростки такого могут пробиваться и на Земле тоже — понравилось больше всего.
Плюс весьма интересно, как авторы обходили негласный запрет на изображение в будущем жестких конфликтов (ведь без конфликта не напишешь увлекательную приключенческую повесть).
god54, 2 марта 2010 г.
Если из романа удалить космическую составляющую, то получится стандартный производственный роман того времени, каких было написано великое множество на все темы производственной жизни СССР и всех ее территорий. В принципе если отделить изучение Плутона с его непонятной цивилизацией, то могла бы получиться неплохая фантастическая повесть. Хотя можно серьезно поспорить с наивностью постулатов такой цивилизации. В целом с учетом даты написания романа и того какие произведения были написаны другими зарубежными авторами и уже известными советскому читателю данное произведение довольно слабое, затянутое и неинтересное.
Anatolij2009, 11 января 2009 г.
Первое прочитанное в моей в моей жизни фантастическое произведение. Если не ошибаюсь, на дворе стоял 1982 год. Сейчас, по прошествии стольких лет, роман выглядит довольно примитивно, но тогда ( мне было 9 лет) я был от этой книги без ума. И с тех пор я стал ярым поклонником фантастики. Поэтому 10 баллов.
elent, 31 декабря 2007 г.
Книга абсолютно не понравилась. Затянутая, долго рассказывается о детстве героев, затем о их детях. Непонятна концовка: почему так патетично относятся к гибели космонавта — обычный человек, а пишут как о великом герое.