Борис Батыршин «Коптский крест»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века) | 21 век
- Сюжетные ходы: Артефакты | Путешественники (попаданцы) (в прошлое | в будущее ) | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Поучительная история о двух школьниках, разделенных временным отрезком в сто двадцать восемь лет, но, тем не менее, нашедших общий язык и умудрившихся натворить уйму несуразностей, которые надо как-то исправить.
Московский гимназист Николенька Овчинников каким-то непостижимым образом сумел открыть портал между родной Москвой 1886 года и совершенно немыслимой Москвой года 2014, где он познакомился с Олегом Ивановичем Семеновым и его сыном Ваней. Начались взаимные походы в гости, сопряженные с массой открытий, ошибок и даже преступлений. Чем чреваты перемещения во времени для самих путешественников и для их миров? И как разгадать тайну открытия новых порталов?
Цикл романов Бориса Батыршина «Коптский крест» явно относится к подростковой литературе. Он написан просто и незатейливо, не отягощен массой сложных геополитических и нравственных проблем, которые приходится решать героям, да и сами герои — два парня-подростка, одержимые жаждой приключений и одолеваемые первыми романтическими увлечениями.
В качестве точки перемещения автором избрана относительно стабильная для России в политическом и экономическом плане эпоха правления Александра III. Именно здесь пришельцы из будущего могут чувствовать себя более-менее комфортно, не вызывая особых подозрений у окружающих (хотя не обходится и без казусов). Немного странно, что и путешественник из прошлого довольно быстро адаптируется в современном мегаполисе и осваивает разнообразные технические диковинки. Впрочем, это как раз в духе подростковой фантастики. Ничего принципиально нового в России конца XIX века писатель не открыл. Источниками воспроизведения местного колорита для него, в первую очередь, послужили сочинения Гиляровского, Кассиля, возможно, Чарской, повествующие о московском быте, жизни гимназистов и гимназисток. А еще почему-то постоянно вспоминается фильм «Сибирский цирюльник» с его картинами масленичных гуляний.
Сам сюжет разворачивается толчками. Только-только начинаются активные действия, как автор пускается в довольно пространные исторические описания и справки, не имеющие прямого отношения к разворачивающимся событиям. Хотя, конечно, похождения нашего современника Вани в прошлом милы и забавны, что достигается, в основном, за счет использования героем подросткового сленга.
Входит в:
— цикл «Коптский крест»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 314
Активный словарный запас: чуть выше среднего (3035 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 85 знаков, что близко к среднему (81)
Доля диалогов в тексте: 27%, что гораздо ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
dxbckt, 3 ноября 2022 г.
Прочитав данную книгу — вполне согласен со многими читателями откомментировавшими ее ранее... С одной стороны — данная книга, вроде бы и «не вполне типичный шаблон» как в части выбора эпохи, так и в части ее описания (некой «атмосферы»). С другой — кроме собственно этой самой «атмосферы», здесь мало что есть...
Все «навороты» автора (в части описаний «глупостей» персонажей, и их многоходовок) осавляют некое чувство досады — не из-за «плохой передачи изображения», а из-за отсутсвия всяческого целеполагания)) По ходу пьесы — то один гость «пойдет не туда», то другой «в туже степь», после чего начинаются долгие поиски (выхода из «данной ситуации»)). Так что, если рассматривать книгу в части «попаданческих ништяков» — то данная часть безусловно «не зайдет» (в силу малого объема «попаданческой логистики» и весьма малого эффекта от подобного ... гм... взаимодействия).
Безусловным отличием (данной части) является именно некая нелогичность поведения «наших современников», совершающих «по ходу пьесы — куеву тучу косяков» (в результате своих сиюминутных желаний, кои описывать здесь нет никакого желания).
Так что, если бы не некий... подтекст (который я здесь и называю «атмосферой»), уверен — данный цикл, после первой же части (мной) был бы безжалостно закрыт и забыт.... А так... со временем... думаю все же ознакомиться с продолжением (дабы «узреть очередные подвиги» на ниве прогрессорства и шастания между мирами и эпохами))
P.S немного злобный получился отзыв — но это похоже именно тот случай, когда от книги ждешь чего-то другого... А тут вроде бы «и все совпадает», но... в итоге все получается совсем «не так» как хотелось бы)) Но это все может быть весьма субъективным))
Дописано 2023.12.19
Совершенно случайно (тут на днях) нашел вторую часть данного цикла... Ну а поскольку «как всегда уценка», взял не задумываясь — т.к давно уже собирался прочесть продолжение (а руки не доходили)). Единственное — сразу читать часть вторую я естественно не стал, пришлось «обновить» впечатления о части первой...
Что сказать... Несмотря на то что часть первую я прочел где-то за полдня (пусть и путем пролистывания отдельных запомнившихся «ненужных фрагментов», в чем искренне каюсь)) опять пришел к выводу, что тема достойная хоть и немного не развита (в моем субъективном понимании). Что ж — искренне надеюсь, что часть вторая все же «вывезет меня из этого болота сомнений»))
StasKr, 26 мая 2016 г.
Читая этот роман отчётливо понимаешь, что простым гражданам портал в прошлое не нужен, так как они просто не знают, что с ним делать. Нет, ну серьёзно. Вот, есть калитка в 1886 год. В это время на престоле Российской Империи сидит Александр III. Чем ему может помочь простой обыватель? Подсказать, что его сын Николай угробит страну? А это что-нибудь изменит, если учесть что и другие потенциальные наследники из рода Романовых ничем не лучше? Ну не было в том поколении царственной фамилии умных и деятельных личностей, способных провести страну через вызовы времени.
А может быть, стоит помочь Александру III в его деятельности? Но с текущими проблемами он неплохо справляется и сам, а если говорить о проблемах глобальных, то всё упирается в земельную реформу, крестьянский вопрос и выкупные платежи. При этом и сам самодержец, и правящий класс, твёрдо придерживаются мнения, что менять здесь ничего не нужно.
Самое обидное, что альтернативы государю-императору в этом времени тоже нет. Сталину в этом году исполнится восемь лет, Ленину – восемнадцать. До возникновения партии большевиков ещё семнадцать лет, главной революционной партией на этот момент является террористическая «Народная воля». Ну и надо нормальному человеку связываться с этими экзальтированными придурками?
Так вот, если простым гражданам портал в прошлое не нужен, то дебилам он просто противопоказан. А то, что герои романа – дебилы, у меня сомнений нет.
Вернее не так. Героев в книге три, а дебилов – двое, ибо мальчик из XIX вполне нормален для своих тринадцати лет. А вот наши современники откровенно подкачали.
Иван Семёнов – тупой подросток пятнадцати лет отроду. «Тупой» здесь не оскорбление, а характеристика. Все мы проходили возраст, когда жизненный опыт минимален, а гормоны бьют в голову, поэтому все окружающие (особенно взрослые) кажутся нам дураками и лишь ты сам и твои друзья-приятели – умными и адекватными людьми. При этом Иван – не самый глупый парень. Наблюдательный, тренированный, разбирающийся в истории гораздо лучше своих сверстников (спасибо папе-реконструктору), прочитавший довольно много книг про позапрошлое столетие. И что делает этот интеллектуал, перед тем как отправиться на экскурсию в XIX век? Он выбирает одежду понеприметнее. «Понеприметнее» – это куртка из комплекта полевой формы бундесвера, чёрные джинсы и кроссовки. Очевидно, что в 1886 году подросток одетый подобным образом не вызовет ни у кого вопросов. Но и это далеко не всё! После того как его папа раздобыв в XIX веке денег (как он это сделал – самый позорный эпизод во всей книге) покупает в магазине форму гимназиста Иван одевает только гимнастёрку оставляя на себе кроссовки и джинсы, «логично» предположив, что никто из аборигенов не заметит странностей в его одежде. В общем как в анекдоте про Штирлица, который всё никак не мог понять, что выдаёт в нём русского шпиона, то ли будёновка на голове, то ли парашют за спиной.
Впрочем глупость подростка меркнет перед тупостью его папы-реконструктора, который не придумал ничего умнее как притащить из XXI века в эпоху Александра III партию механических часов и продать их часовых дел мастеру, которого разве что удар не хватил как от качества работы, так и от концентрации неизвестных ему технологических решений. Но и это не главное! Человек, доживший до 40 – 45 лет на полном серьёзе собрался продавать в 2014 году владельцу исторического журнала фотографии сделанные современным фотоаппаратом в Москве 1886 года и выдавать их за «работы выполненные группой талантливых молодых людей с помощью новейших приемов 3D-графики» (с) А ещё он решил сбывать через военно-историческое общество раритеты из девятнадцатого века. Причем самые разные – от старого оружия до одежды и предметов бытового обихода. Мол, люди, посвятившие свою жизнь антиквариату, не заподозрят неладного и будут уверены, что это лишь новоделы, правда, высочайшего качества и должным образом состаренные.
Оцените полёт фантазии! Обладая возможность «пронзать пространство и уйти в прошлое» (с) взрослый человек не придумал ничего умнее кроме как продавать фотографии видов XIX века и потихоньку барыжить антиквариатом. При этом он считает, что никто из окружающих ничего не заподозрит. Что ж, дебил всегда уверен в том, что он – самый умный человек на свете. А лично мне при прочтении этого эпизода вспомнился отличный роман Святослава Логинова «Россия за облаком» в котором максимально наглядно показано, что ждёт вот таких «умников», решивших монетизировать возможность путешествия во времени.
К чести Бориса Батыршина весь этот идиотизм в поведении его героев им ещё аукнется. Так что здесь имеет место авторский замысел, а не глупость (примеров которой в попаданческой литературе не счесть). Другое дело, что наблюдать за похождением дебилов мне было неинтересно. Да и вообще, всё написано как-то простовато и незахватывающе. Читая роман становится понятным, что автор хотя и не графоман, но талантом рассказчика откровенно обделён.
Итог: очень посредственное произведение на тему попаданцев. Если отрешиться от выдающейся глупости наших современников, то вспоминать в романе больше и нечего. Продолжение читать не буду, благо вокруг есть много книг, которые гораздо интереснее, чем эта.
MarchingCat, 26 сентября 2017 г.
Просто на удивление приятная книга. Главное, оценивать её с правильной точки зрения. Ведь, на самом деле, это не «попаданческий» роман. Нет... попаданческий, конечно. Но попаданство здесь — приём, а не суть. Этот роман (цикл) — суть подростковая приключенческая фантастика. И очень даже хорошая. И оттого имеющиеся ляпы выглядят совершенно по-другому. Они — не важны. Вообще. Как и в любой подростковой фантастике (читай — сказке) старой школы.
А тяга тут именно к старой школе подобных романов. Неужто кто будет оспаривать? Герои, выросшие на Жюле Верне и иже с ним. Романтика и Наивность, Честь и Отвага. Хорошие и Плохие. Мужающие подростки.
Мужи в годах, отдайте эту книгу своим детям, и не пытайтесь оценивать это произведение с высоты своих лет.
ЫМК, 25 января 2016 г.
Удивительный рассказ о бестолковых попаданцах. Амебообразный главный герой вместе со своим пятнадцатилетним сыном становятся обладателями ключа к дверце в прошлое. Главные герои — обычный планктон. Как и большинство человеков они нифига не понимают, что хотят от жизни и совершенно не могут представить как использовать подвернувшуюся удачу. Оба героя, воспитанные правильными книжками мучаются желанием что то сделать, но совершенно не понимают что именно. Сталин еще только пошел в школу, танков нет даже в проекте, о промежуточном патроне, во времена, когда магазинные винтовки являются экзотикой может говорить только сумасшедший.
И что же им остается? Страдать фигней шныряя туда сюда. В одну сторону тащат всякую муру, вроде механических часов с металлическими браслетами, велосипедов и распечаток открыток, в другую гигабайты фотографий, которые активно впаривают разным историческим журналам и телестудиям.
На самом деле, с точки зрения неподготовленного обывателя все логично. Задайтесь вопросом — а что бы сделали вы? Побежали с автоматом калашникова расстреливать царских сатрапов? Для начала, а где вы возьмете этот самый автомат? Притащите в современность кучу антиквариата, что бы разбогатеть? Так, что бы что то купить, надо сначала что то продать... а у вас ничего и нет. Да и кто вам поверит, если вы притащите в современность картину Врубеля, на которой еще даже краска не высохла? В общем, вот вам домашнее задание — придумайте десять способов легализоваться в чужом времени не имея денег, знакомых из текущей реальности и специальных знаний.
К сожалению, автор слишком увлекся решением вопроса как вскроиться в общество, и лишь на последних страницах намечается хоть какое то развитие сюжета. ГГ направляются на поиски тех, кто создал ключи для их временнОй дверцы. В общем, вся первая книга этакое довольно длинное предисловие перед началом романа. К сожалению, предисловие оказалось намного лучше того, что за ним последовало.
На мой взгляд, господин Батыршин если и мог бы стать восходящей звездой, то только в виде китайской самосветящейся наклейки на потолке. Нет, начат цикл свежо, забавно и интересно. Первая книга вызвала только положительные эмоции. Произведение в эдакой стилистике гайдаровской сказки (дедушки естественно, а не «чудилореформатора»). Но есть у этой стилистики одна очень важная особенность — не терпит она бесконечного лепетания из страницы в страницу. Ей подавай отточенный сюжет и малую форму. Если же произведение затянуть, то получается рассказ про белого бычка замешанный на игре в поддавки. Пятисотый рояль выскакивающий из кустов это не только не смешно, это уже даже не грустно...
Mozzart1977, 24 июня 2016 г.
Для читателя, неискушенного произведениями о попаданцах, история будет достаточно интересной. Как правило, в подобных фантастических историях фигурирует один путешественник, проходящий через тернии параллельного мира (иного времени). Автор решил сделать путешествие семейным. Герои произведения достаточно забавны в своих рассуждениях и действиях, но их образы достаточно плоские. Вместе с тем, достаточно интересно описаны Москва и москвичи конца 19-го века. Допускаю, что было бы неплохим решением для такого необременительного сюжета «гостям из будущего» познакомиться с каким-нибудь известным персонажем того времени, даже не обязательно «вершителями советской истории», находящимися на тот момент в пубертатном периоде.
Вывод: Читать? Вполне можно!
igorgag, 28 декабря 2014 г.
На мой взгляд, Борис Батыршин — восходящая звезда российской фантастики. Издана пока одна книга, но написана уже трилогия. Если две другие части столь же хороши, как и первая, это очень, очень хорошее начало.
По жанру, вернее, поджанру — история о попаданцах. Но свободная от «родового проклятия» типичного именно для такого рода фантастики. Герои книги, отец и сын Семёновы, попав из Москвы 2014 года в Москву 1886, вовсе не спешат усовершенствовать эпоху, а прежде всего стремятся вжиться в новую для них действительность.
Написана книга очень увлекательно, на уровне лучших образцов приключенческой литературы, причем подходит как для юношества, так и для более пожилых людей. Не такое уж частое качество в последнее время.
Автор не только владеет мастерством построения динамичного сюжета, но и любит отечественную историю. Чувствуется, что то, о чем он пишет, ему дорого и близко. И вероятно, тут кроется главный секрет обаяния книги.