Алексей Охрименко «Батальонный разведчик»
Песню написали в 1950 году в Москве приятели Алексй Охрименко, Сергей Кристи, Владимир Шрейберг. Сохранилась фотография этого года, где они вместе поют предположительно «Я был батальонный разведчик» на квартире у Охрименко в Чистом переулке под фортепианный аккомпанемент Шрейберга. Песня в те годы не была опубликована, но в обиходе бытовала открыто; в журналистских и литературных кругах авторство было известно. К 1990-м годам — когда песня зазвучала с больших площадок — жив был лишь Охрименко («Дед Охрим»), он и исполнял ее в эти годы под гитару. Наверное, поэтому иногда Охрименко указывают как единственного автора. Но он лишь автор текста — полностью либо основной его части. Подробнее см. статью Льва Аннинского «Удар костылем. Блатной дед Охрим из Чистого переулка» («Наша улица», №1-2000).
Три заключительных куплета имеют иной размер (из популярных мелодий для них подходит, скажем, «Раскинулось море широко» или «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк?»). В народных вариантах эти куплеты отброшены.
В 1950-е песню часто пели инвалиды в электричках, зарабатывая этим на жизнь. В конце 1950-х она закрепилась в студенческой среде.
Те же герои действуют в песне «Костылем стучу в дверь ресторана...». Охрименко, Кристи и Шрейбергу принадлежит также авторство песен «Жил-был великий писатель...», «Отелло» и «Гамлет». Все они были написаны между 1947 и 1953 годами.
Входит в:
— антологию «Песни XX столетия», 2001 г.
— антологию «Авторская песня», 2002 г.
— антологию «Запрещенные песни», 2002 г.
— антологию «Бардовские песни», 2006 г.
— антологию «Антология бардовской песни», 2007 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
БорЧ, 6 мая 2016 г.
«Я был батальонный разведчик, а он писаришка штабной...» — как явно это перекликается со строфой поэта XIX века Петра Вейнберга «Он был титулярный советник, она генеральская дочь...», которую романс Даргомыжского сделал, можно сказать, предтечей городского «жестокого» романса. И трудно сказать, что в песне ХХ века больше — пародии, просто развития событийности в сюжете или намеренного переосмысления социальных реальностей двух эпох в сторону ещё большей «жестокости» городского романса послевоенного времени...