Дмитрий Володихин «Московский миф»
«Московский миф» — сборник вольных эссе о метафизике Москвы. Автор, историк и писатель, называет устойчивый образ Москвы, который создавала интеллектуальная элита города, московским мифом. От века к веку этот образ изменялся. Москва — «Дом Пречистой» при государях-Рюриковичах, «земская столица» при старших славянофилах, «Колокольное семихолмие» в Серебряном веке. В меньшей степени Москва — Третий Рим и Второй Иерусалим, но, как ни парадоксально, эти фрагменты московского мифа играют в современной культуре гораздо более значительную роль, нежели в старину.
Порой московский миф раскрывался не через интеллектуальные конструкты, а через художественное творчество. Так, при первых Романовых Москва выработала устойчивый и яркий архитектурный стиль — «посадское барокко» или, иначе «русское узорочье». В нем с необыкновенной отчетливостью запечатлелась русская национальная эстетика XVII века.
В настоящее время образ Москвы двоится: развиваются одновременно две разные его ветви. Одна из них принадлежит христианству и Традиции, другая — глобальной культуре и Модерну.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Trenikhin_M, 2 сентября 2014 г.
Говорить о книге беспристрастно сложно ввиду того, что многое было прочитано раннее и я наблюдал трепетное отношение к этому труду. Отдельные главы в своё время публиковались в виде статей в различных изданиях (к примеру, в историко-культурном журнале «Свой»).
На протяжении всей книги чувствуется отношение автора к родному городу. Отношение как к живому существу. Со своим характером. Собственными манерами. Привычками. Это действительно сборник вольных эссе.
История Первопрестольной предстаёт на страницах книги в виде притч. Подобный подход автор использовал в своих работах, посвящённых историческим персонам: Дмитрию Пожарскому, царю Фёдору Иоановичу, Ивану Шуйскому и др. Человеку невоцерковлённому такая манера может не понравиться. Однако автор честен с самим собой и выражает свою позицию — русского православного человека, родившегося в Москве. Собственно, вместе с высокохудожественным изложением фактов истории столицы этот подход увлекает и заставляет вчитываться.
Становление Москвы, Московская Русь поданы автором весьма поэтично, и при этом, можно сказать, осязаемо. Смолистый запах сосновых веток семихолмия даёт атмосферу Москвы Изначальной.
Автор даёт развёрнутую трактовку философско-культурологических, историософских «мифов» Москвы — от знаменитых «Третьего Рима», «Второго Иерусалима» и «Дома Пречистой» до вопросов о том, почему именно Москва стала столицей и что могло бы быть в случае переноса её в другие города.
Кроме этого, значительное внимание уделено архитектуре города. Глава о посадском барокко («русском узорочье», как называет его автор) вполне может служить качественным учебным пособием.
Примечательна глава «Две Москвы». Автор бойко и остро говорит о том, что образ Москвы двоится: развиваются одновременно две разные его ветви. Одна из них принадлежит христианству и Традиции, другая — глобальной культуре. Метко показана та часть Москвы, благодаря которой провинция и зарубежье воспринимает Москву в негативном ключе.
В приложении помещены Три эссе о Санкт-Петербурге. Когда-то они вышли в виде отдельной книги, иллюстрировать которую довелось автору этих строк. Это дополнение очень кстати оказалось здесь: Володихин сравнивает (и весьма убедительно) «души» двух городов, говоря советским термином, «в их историческом развитии». При этом, автор выделяет и некоторые вневременные факторы более высокого порядка.
В заключении Володихин поместил ещё одно приложение — «Маленькая родина». Это совсем уже личные наблюдения, воспоминания детства. Этот срез также даёт понимание автора к историко-георгафическому пространству, называемого Московским регионом.
Данную книгу можно рекомендовать всем, интересующимся историей и культурой Москвы, философскими концепциями города, архитектурой.
____________________________________________________________________________________
Сопредседатель Историко-культурного общества «Московские древности», искусствовед Михаил Тренихин