Николай Свечин «Московский апокалипсис»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Военное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Москва 1812 года. Дворянин Петр Ахлестышев обвинен в убийстве, которого не совершал. Князю Шехонскому удается подкупить полицию, чтобы устранить нежелательного конкурента и жениться на возлюбленной Ахлестышева – Ольге Барыковой. Потеряв не только титул, но и свою невесту, Петр ждет отправки по этапу. Но неожиданно в его жизнь вмешивается война. Ахлестышеву вместе со своим сокамерником удается бежать. Волей судьбы в охваченной пожаром и грабежами Москве он встречает Ольгу, и в одну секунду все меняется для беглого каторжника…
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
KatrinBelous, 9 ноября 2016 г.
Место действия: Российская империя, Москва
Время действия: осень 1812 г.
«- То есть, множество людей извещены, что вы не убийца, что вас обвинили ложно — и молчат?
— Да. Но кому, кроме меня, есть до этого дело?» (с)
Сюжет: Дворянин Петр Ахлестышев по ложному доносу и сфабрикованному уголовному делу приговорен к каторжным работам. Его возлюбленная и бывшая невеста Ольга выходит замуж за человека, который и был заказчиком его дела, желая заполучить себе в жены богатую наследницу. Но тут разразилась война, пришли французы и Петру удается с другом бежать при перегоне арестантов из Москвы в Нижний Новгород. Совершенно случайно друзья натыкаются на Ольгу, брошенную в своем особняке мужем на произвол судьбе. Вместе им предстоит пережить пожар и выжить в настоящей партизанской войне, которая развернулась в разоренной Москве.
«- Но почему же тогда, убегая из Москвы, он не взял жену с собой? Не успел или не получилось?
— Шкатулку с драгоценностями князь Шехонский не забыл, а про жену запамятовал.» (с)
Впечатления: 1812 год. Французы во главе с императором Бонапартом вступили в Москву. Выпущенные на свободу русским командованием каторжники и уголовники, начали поджигать город. В следующие дни Москва стала адом на земле. На ряду с бушевавшим пожаром, спалившим дотла город и людей, которые не успели спастись, происходили мародерства, убийства, насилия, процветало воровство и полное бесправие. Убивали ни за что и ни про что, причем как свои русские, так и французы с озверевшими поляками. И именно в этот ад угораздило попасть главным героям: Петру Ахлестышеву, удачно сбежавшему с друзьями из тюрьмы, и его возлюбленной — княгине Ольге Шехонской, брошенной на погибель своим же негодяем-мужем.
«- Никакого мира еще долго не будет.
— Вот как? А что же будет?
— Война.
— После того, как мы взяли Москву?
— Москва еще не вся Россия. Вы хоть представляете себе, на что замахнулись? Мы, русские, по-настоящему еще и не начинали воевать. Но сейчас начнем.» (с)
Первая часть произведения описывает ужасы, которые царили на улицах Москвы, рассказывает о том как выживали голодные, холодные, лишившиеся домов и защиты люди. Во второй части автор показывает обстановку в Москве и России глазами партизанского отряда, к которому пристал Петр Ахлестышев. Информация о существовавших в то время партизанах подтвержается историческими фактами. Действительно были в Москве люди, которые добровольно и презирая смерть, как могли вредили и истребляли захватчиков, спасали попавших в плен русских, не смотря на опасность быть повешенными как поджигатели. Петру придется поучаствовать во многих операциях, сражаться за свою любимую женщину и отомстить своим обидчикам, которые лишили его прошлой беззаботной жизни.
Итого: Хороший приключенческо-исторический роман (тут стоит заметить ради справедливости, что уклон все же как по мне в приключенческий жанр, уж слишком часто везло героям, боюсь реальные исторические персонажи не могли бы похвастаться такой живучестью и удачливостью, а также умением везде находить друзей). Всего в этой истории было в меру: истории, крови, убийств, партизан, подпольных заданий, любви, мужской дружбы и смертельных авантюр. Не смотря на тяжелый и кровавый исторический фон, выбранный для произведения автором, читать было очень легко и интересно. Свечин — замечательный рассказчик. И даже хорошо, что он не стал из «Московского апокалипсиса» делать драму, я так привыкла к героям за эти пару дней, что очень желала пусть немного неправдоподобного и романтизированного, но счастливого конца их мытарств:)
werwolv2007, 9 февраля 2015 г.
Очень наивное произведение. На протяжении всего текста ловишь себя на мысли, что в такое могут поверить только дети. Запуганные кучкой московских партизан, регулярные части наполеоновской армии помогают партизанам в их подрывной деятельности — прикрывают агентов, подтверждая их легенды; помогают похищать пленных из казематов Кремля... Легендированный агент армейской разведки, в тюремной камере, раскрывает всю свою подноготную главному герою (на минуточку — зэку, осужденному за убийство!), которого видит в первый раз в своей жизни... Единственный плюс, если закрыть глаза на все несуразности сюжета, что читается легко.