Николай Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
«На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.»
«Сошлися — и заспорили:
Кому живётся весело,
Вольготно на Руси?»
Мужицкое следствие показывает, что даже у, казалось бы, привилегированных классов есть системные беды. Некрасов не успел закончить поэму в полном объеме, тем не менее «Кому на Руси жить хорошо» стало и эпопеей русской жизни второй половины 19-го века, и манифестом автора, передающим его понимание обустройства земли русской.
Дата написания: 1866—1876
Дата первой публикации: 1873—1874
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
NIKItoS1989, 9 октября 2022 г.
Вот и пришло время для бессмертной классики. Я, почему-то, совершенно не запомнил, читали ли мы в школе Некрасова, хотя поэм не так много и казалось бы — ничего сложного запомнить. А классик меж тем рассуждает на темы левого толка, ведь один из вариантов русского человека осчастливить — это путём просвещения и труда.
«Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого —
Белинского и Гоголя
С базара понесет?
Ой люди, люди русские!
Крестьяне православные!
Слыхали ли когда-нибудь
Вы эти имена?
То имена великие,
Носили их, прославили
Заступники народные!»
А для большего воспитательного эффекта — все нетрудящиеся классы выставляются не в лучшем свете, ибо негоже буржуев всяких хорошими показывать в литературе.
«Мужчинам три дороженьки:
Кабак, острог да каторга.
А бабам на Руси
Три петли: шелку белого,
Вторая – шелку красного,
А третья – шелку черного,
Любую выбирай!»
Отчаянные строчки, после них, не то что хорошо жить... а вовсе жить не очень хочется… но Некрасов старался передать видение разных людей, из разных сословий и это — тоже один из путей человеческих.
«Чуть из ребятишек,
Глядь, и нет детей:
Царь возьмет мальчишек,
Барин – дочерей!
Одному уроду
Вековать с семьей.
Славно жить народу
На Руси святой!»
А уж тут прямо-таки бессмертные строчки, особенно актуальные в нынешние нелёгкие времена. Развивать мысль не буду, а то можно наболтать на статью, сами додумайте.
«Другая – тесная
Дорога, честная,
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд
За обойденного,
За угнетенного —
Умножь их круг,
Иди к униженным,
Иди к обиженным —
И будь им друг!
И ангел милосердия.
Недаром песнь призывную
Поет – ей внемлют чистые»
Тут удивительно сочетание левацких идей, с религиозностью. Казалось бы, мы недавно слышали про Белинского, а тут ангелы. Но вот такое тоже бывает...
«Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином»
А это, пожалуй венец данной поэмы... но народ наш, кажется до сих пор учиться быть гражданином, а слова Некрасова всё ещё не потеряли актуальности...
Ну а ответ на вопрос о том, кому на Руси жить хорошо — оказывается прост — тому, кто взял ответственность за свою судьбу на себя! Тому, кто сам за себя решил и кто не ищет кумиров, а сам создаёт своё счастье!
И в этом, кстати, мне видеться та самая позитивная повестка, уж простите за это слово, которое осточертело всем за последние дни. Я лично, в этих строчках увидел то, что можно плыть по течению, завязнуть в исторической колее и тогда — все описанные в поэме негативные сценарии воплотятся, а можно взять и сделать себя самому. Просто взять и стать человеком, гражданином, хозяином самому себе, а не рабом судьбы. И это — самая главная мысль автора.
Я бы мог много ещё обсуждать, я вижу левацкость в этом произведении, вижу некую прогрессивность — здесь такой большой объем отдан героиням женщинам, да и сами они показаны достаточно сильными персонажами. Но в итоге Некрасов всё равно уходит в патриархальность и говорит, что ключи от женского счастья не могут найти никакие мудрецы. Хотя, возвращаясь к концу и строкам про необходимость научиться быть гражданином — наверное и женщинам стоит научиться быть гражданками, обрести себя и самим найти ключи от своего счастья, не уповая на дедов, отцов или мужей.
Ещё хочется похвалить поэму за её язык — она словно песней поётся в голове, когда читаешь! И в песне этой те самые наши речки, поля да берёзки!
URRRiy, 2 ноября 2021 г.
Классическое произведение, в определенном роде гениальное. Конечно, не «наше все», не Гоголь, да и не Грибоедов с его «Горем от ума», но все же многие строфы из этого произведения обрели бессмертие. Мне лично часто вспоминается: «Горда свинья — Потерлася О барское крыльцо», при сообщениях о визитах глав разного рода политических новообразований в столицу крупного государства в западном полушарии. И сразу становится веселее на душе и снова восхищает точность Некрасовской метафоры.
При этом полностью согласен с предыдущим отзывом в том плане, что идейно произведение негативное, то есть, акцент сделан исключительно на темной стороне бытия.
Любопытно, что дети «эксплуататоров», в частности сам Некрасов был сыном жестокого помещика — крепостника, и прочие аналогичные «борцы за освобождение рабочего класса», в жизни ни дня не трудившиеся, вовсю «ночей не спят, все о народе/ России думают», при том, что ни народа,/России, ни его потребностей не знают и не понимают.
Кстати, сейчас бы эту поэму вероятно обоснованно запретили за пропаганду насилия и разжигание, та же история про Кудеяра — откровенное поощрение террористической деятельности. Великолепно и с вдохновением сделана, но какой же жуткий призыв к убийству, как способу избавиться от груза греха.
С другой стороны, некоторые строфы в разделах про Крестьянку или Пир — частично просто какой-то поток сознания (вероятно сказалось физическое состояние умирающего автора).
В общем и целом, эта поэма — очень важный элемент культуры нашей страны. Не случайно семидесятые — восьмидесятые годы девятнадцатого века отмечены разгулом терроризма, все эти народовольцы и прочие вовсю вдохновлялись подобными творениями, да и нынешний обитатель мавзолея тоже ценил завершающие стихи этого произведения Некрасова.
На мой взгляд, при всем уважении к свободе мысли, свободы и творчества, некоторые рукописи должны вовремя сжигаться. Иначе может сгореть и автор (и шут бы с ним), а также очень и очень многие причастные и не причастные.
whiskyfake, 28 апреля 2021 г.
Антология русской бесхитростной убогости. Однако, сразу же хочется и оговориться — когда дело касается увиваниями страданиями, автор весьма изобретателен. Всё, что описывается в этой поэме не есть явления уникальные, однако, в приступе самобичевания русского народа Некрасов собрал все самые чёрные краски, и принялся ими писать портрет, как ему казалось, действительности. Пишу именно о русском народе, а не о крестьянстве, потому как автор выводит убогими не только одно сословие, но все из тех, которые ему хватило духу и таланта описать. Вероятно, вещица эта и самому Некрасову показалась не слишком удачной, поскольку дописать, вымучить и выстрадать её у автора никак не выходило. То ли страдания приходилось собирать с мира по нитке, то ли бесконечно он был далёк от народа, то ли фольклора хватило лишь на часть с крестьянством — это уж сегодня неизвестно, но только поэма так и осталась неоконченной. Последняя часть всего лишь является не самой удачной попыткой уже умирающего Некрасова завершить свой литературный долгострой. И это очень жаль, ведь я бы с удовольствием почитал о том, как царь угнетает сам себя, терпя тяжесть шапки Мономаха, как весь исстрадался в борьбе с врагами народа православного, и так далее.
Своей популярностью в нынешние дни это произведение, как мне видится, обязано далеко не в последнюю очередь своим кажущимся антимонархическим посылом, который активно выпячивался во времена советской власти, искавшей себе пропагандистскую основу, в том числе и в корнях классической русской литературы.
Нет, поэма неплоха, но слишком уж однобока. Кому же на Руси жить хорошо? Михаил Веллер в одном из своих выступлений сказал — вору. Но Некрасов, со всей очевидностью, утерев пьяную слезу заключает — да никому же! Если рассматривать её идеологически, то мерещится мне в ней что-то даже и русофобское — ну действительно, как можно построить общество, желая наилучшего, таким способом, что там не будет хорошо никому? Ни-ко-му! Не бывает в жизни так, чтобы было одно лишь плохое, без малейшего проблеска хорошего. Не бывает так, чтобы весь народ впал в жалостливую, щемящую тоскливость. Но, без всякого сомнения, любители почитать о «немытой России, стране рабов», прочитают поэму Некрасова с чувством огромного морального удовлетворения.