fantlab ru

Николай Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.70
Оценок:
154
Моя оценка:
-

подробнее

Кому на Руси жить хорошо

Поэма, год (год написания: 1876)

Аннотация:

«На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков.»

«Сошлися — и заспорили:

Кому живётся весело,

Вольготно на Руси?»

Мужицкое следствие показывает, что даже у, казалось бы, привилегированных классов есть системные беды. Некрасов не успел закончить поэму в полном объеме, тем не менее «Кому на Руси жить хорошо» стало и эпопеей русской жизни второй половины 19-го века, и манифестом автора, передающим его понимание обустройства земли русской.

Примечание:

Дата написания: 1866—1876

Дата первой публикации: 1873—1874



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


8.08 (13)
-
8.33 (9)
-
7.35 (17)
-
6.93 (14)
-
8.07 (15)
-
7.82 (17)
-
6.00 (1)
-

Похожие произведения:

 

 


Стихотворения
1938 г.
Избранные стихотворения
1949 г.
Собрание стихотворений. Том 2
1949 г.
Стихотворения. Том третий
1950 г.
Кубок. Баллады, сказания, легенды
1958 г.
Стихотворения. Кому на Руси жить хорошо
1958 г.
Сочинения. Том 3
1959 г.
Полное собрание стихотворений в трёх томах. Том 3
1967 г.
Стихотворения. Кому на Руси жить хорошо
1970 г.
Стихотворения. Кому на Руси жить хорошо
1971 г.
Стихотворения. Поэмы
1971 г.
Стихотворения. Кому на Руси жить хорошо
1974 г.
Кубок
1975 г.
Поэмы
1978 г.
Стихотворения.  Поэмы
1978 г.
И. А. Крылов. А. С. Грибоедов. Н. А. Некрасов
1981 г.
Избранные произведения
1984 г.
Делу время, потехе час
1986 г.
Стихотворения и поэмы
1986 г.
Делу время, потехе час
1988 г.
Дедушка Мазай и зайцы
2004 г.
Кому на Руси жить хорошо
2017 г.
Кому на Руси жить хорошо
2017 г.
Избранные произведения
2018 г.
Кому на Руси жить хорошо
2020 г.

Аудиокниги:

Кому на Руси жить хорошо. Поэзия
2007 г.
Поэт и власть. Размышления о родной стране в русской поэзии XIX-XX вв.
2007 г.
Стихи и песни о Родине
2009 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и пришло время для бессмертной классики. Я, почему-то, совершенно не запомнил, читали ли мы в школе Некрасова, хотя поэм не так много и казалось бы — ничего сложного запомнить. А классик меж тем рассуждает на темы левого толка, ведь один из вариантов русского человека осчастливить — это путём просвещения и труда.

«Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого —

Белинского и Гоголя

С базара понесет?

Ой люди, люди русские!

Крестьяне православные!

Слыхали ли когда-нибудь

Вы эти имена?

То имена великие,

Носили их, прославили

Заступники народные!»

А для большего воспитательного эффекта — все нетрудящиеся классы выставляются не в лучшем свете, ибо негоже буржуев всяких хорошими показывать в литературе.

«Мужчинам три дороженьки:

Кабак, острог да каторга.

А бабам на Руси

Три петли: шелку белого,

Вторая – шелку красного,

А третья – шелку черного,

Любую выбирай!»

Отчаянные строчки, после них, не то что хорошо жить... а вовсе жить не очень хочется… но Некрасов старался передать видение разных людей, из разных сословий и это — тоже один из путей человеческих.

«Чуть из ребятишек,

Глядь, и нет детей:

Царь возьмет мальчишек,

Барин – дочерей!

Одному уроду

Вековать с семьей.

Славно жить народу

На Руси святой!»

А уж тут прямо-таки бессмертные строчки, особенно актуальные в нынешние нелёгкие времена. Развивать мысль не буду, а то можно наболтать на статью, сами додумайте.

«Другая – тесная

Дорога, честная,

По ней идут

Лишь души сильные,

Любвеобильные,

На бой, на труд

За обойденного,

За угнетенного —

Умножь их круг,

Иди к униженным,

Иди к обиженным —

И будь им друг!

И ангел милосердия.

Недаром песнь призывную

Поет – ей внемлют чистые»

Тут удивительно сочетание левацких идей, с религиозностью. Казалось бы, мы недавно слышали про Белинского, а тут ангелы. Но вот такое тоже бывает...

«Довольно! Окончен с прошедшим расчет,

Окончен расчет с господином!

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином»

А это, пожалуй венец данной поэмы... но народ наш, кажется до сих пор учиться быть гражданином, а слова Некрасова всё ещё не потеряли актуальности...

Ну а ответ на вопрос о том, кому на Руси жить хорошо — оказывается прост — тому, кто взял ответственность за свою судьбу на себя! Тому, кто сам за себя решил и кто не ищет кумиров, а сам создаёт своё счастье!

И в этом, кстати, мне видеться та самая позитивная повестка, уж простите за это слово, которое осточертело всем за последние дни. Я лично, в этих строчках увидел то, что можно плыть по течению, завязнуть в исторической колее и тогда — все описанные в поэме негативные сценарии воплотятся, а можно взять и сделать себя самому. Просто взять и стать человеком, гражданином, хозяином самому себе, а не рабом судьбы. И это — самая главная мысль автора.

Я бы мог много ещё обсуждать, я вижу левацкость в этом произведении, вижу некую прогрессивность — здесь такой большой объем отдан героиням женщинам, да и сами они показаны достаточно сильными персонажами. Но в итоге Некрасов всё равно уходит в патриархальность и говорит, что ключи от женского счастья не могут найти никакие мудрецы. Хотя, возвращаясь к концу и строкам про необходимость научиться быть гражданином — наверное и женщинам стоит научиться быть гражданками, обрести себя и самим найти ключи от своего счастья, не уповая на дедов, отцов или мужей.

Ещё хочется похвалить поэму за её язык — она словно песней поётся в голове, когда читаешь! И в песне этой те самые наши речки, поля да берёзки!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классическое произведение, в определенном роде гениальное. Конечно, не «наше все», не Гоголь, да и не Грибоедов с его «Горем от ума», но все же многие строфы из этого произведения обрели бессмертие. Мне лично часто вспоминается: «Горда свинья — Потерлася О барское крыльцо», при сообщениях о визитах глав разного рода политических новообразований в столицу крупного государства в западном полушарии. И сразу становится веселее на душе и снова восхищает точность Некрасовской метафоры.

При этом полностью согласен с предыдущим отзывом в том плане, что идейно произведение негативное, то есть, акцент сделан исключительно на темной стороне бытия.

Любопытно, что дети «эксплуататоров», в частности сам Некрасов был сыном жестокого помещика — крепостника, и прочие аналогичные «борцы за освобождение рабочего класса», в жизни ни дня не трудившиеся, вовсю «ночей не спят, все о народе/ России думают», при том, что ни народа,/России, ни его потребностей не знают и не понимают.

Кстати, сейчас бы эту поэму вероятно обоснованно запретили за пропаганду насилия и разжигание, та же история про Кудеяра — откровенное поощрение террористической деятельности. Великолепно и с вдохновением сделана, но какой же жуткий призыв к убийству, как способу избавиться от груза греха.

С другой стороны, некоторые строфы в разделах про Крестьянку или Пир — частично просто какой-то поток сознания (вероятно сказалось физическое состояние умирающего автора).

В общем и целом, эта поэма — очень важный элемент культуры нашей страны. Не случайно семидесятые — восьмидесятые годы девятнадцатого века отмечены разгулом терроризма, все эти народовольцы и прочие вовсю вдохновлялись подобными творениями, да и нынешний обитатель мавзолея тоже ценил завершающие стихи этого произведения Некрасова.

На мой взгляд, при всем уважении к свободе мысли, свободы и творчества, некоторые рукописи должны вовремя сжигаться. Иначе может сгореть и автор (и шут бы с ним), а также очень и очень многие причастные и не причастные.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Антология русской бесхитростной убогости. Однако, сразу же хочется и оговориться — когда дело касается увиваниями страданиями, автор весьма изобретателен. Всё, что описывается в этой поэме не есть явления уникальные, однако, в приступе самобичевания русского народа Некрасов собрал все самые чёрные краски, и принялся ими писать портрет, как ему казалось, действительности. Пишу именно о русском народе, а не о крестьянстве, потому как автор выводит убогими не только одно сословие, но все из тех, которые ему хватило духу и таланта описать. Вероятно, вещица эта и самому Некрасову показалась не слишком удачной, поскольку дописать, вымучить и выстрадать её у автора никак не выходило. То ли страдания приходилось собирать с мира по нитке, то ли бесконечно он был далёк от народа, то ли фольклора хватило лишь на часть с крестьянством — это уж сегодня неизвестно, но только поэма так и осталась неоконченной. Последняя часть всего лишь является не самой удачной попыткой уже умирающего Некрасова завершить свой литературный долгострой. И это очень жаль, ведь я бы с удовольствием почитал о том, как царь угнетает сам себя, терпя тяжесть шапки Мономаха, как весь исстрадался в борьбе с врагами народа православного, и так далее.

Своей популярностью в нынешние дни это произведение, как мне видится, обязано далеко не в последнюю очередь своим кажущимся антимонархическим посылом, который активно выпячивался во времена советской власти, искавшей себе пропагандистскую основу, в том числе и в корнях классической русской литературы.

Нет, поэма неплоха, но слишком уж однобока. Кому же на Руси жить хорошо? Михаил Веллер в одном из своих выступлений сказал — вору. Но Некрасов, со всей очевидностью, утерев пьяную слезу заключает — да никому же! Если рассматривать её идеологически, то мерещится мне в ней что-то даже и русофобское — ну действительно, как можно построить общество, желая наилучшего, таким способом, что там не будет хорошо никому? Ни-ко-му! Не бывает в жизни так, чтобы было одно лишь плохое, без малейшего проблеска хорошего. Не бывает так, чтобы весь народ впал в жалостливую, щемящую тоскливость. Но, без всякого сомнения, любители почитать о «немытой России, стране рабов», прочитают поэму Некрасова с чувством огромного морального удовлетворения.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх