Пол Андерсон «Звёздный зверь»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На Земле наступил золотой век — век благополучия и изобилия. От вынужденного безделья люди придумывают всё новые и новые способы развлечений, самое последнее из них — пересадка своего сознания в тело животного.
Но угроза всеобщему благополучию всё реальнее, из глубин космоса на Землю прилетает корабль из далекой земной колонии...
Входит в:
— журнал «Super Science Stories, September 1950», 1950 г.
— сборник «Пришельцы с Земли», 1961 г.
— антологию «Award Science Fiction Reader», 1966 г.
— сборник «Alight in the Void», 1991 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
- /языки:
- русский (5), английский (2)
- /тип:
- книги (2), периодика (1), самиздат (2), аудиокниги (2)
- /перевод:
- О. Кутумина (3), О. Сидорова (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 19 августа 2020 г.
С моей точки зрения, это два совершенно разных рассказа, может быть две совершенно разные сюжетные линии, которые никоим образом не имеют ничего общего. А потому чтение получается разорванным и разочарующим читателя, когда он пытается вместо автора фантазировать и изобретать сюжетные связи, новые варианты предполагаемого развития событий, даже пытается выстраивать некую философию... С моей точки крайне неудачный литературный эксперимент.
jolly-fellow, 28 июня 2017 г.
Проклятие художника: в порыве вдохновения он способен управлять чувствами читателя, захватывать его воображение и пробуждать яркие образы перед его глазами, но при этом не может совладать с логикой событий в описываемом мире, адекватностью мотивации персонажей что в конечном итоге разрушает у логически мыслящего читателя всё очарование созданного художником мира.
Именно это и происходит в данном рассказе. Язык описания — очень красивый и образный, особенно в линии тигра: сцены охоты, ощущения тигром леса и окружающей природы, его дикие чувства, в контрасте с чувствами бесконечной скуки людей. Мир «переразвитой» человеческой цивилизации описан целостно и красиво. Всеобщее чувство бессмысленности существования людей, которым доступно всё, а так же чувство фанатичной злобы захватчиков, которые столетиями обретали смысл существования в ненависти к далёким и богатым землянам которые не захотели им помочь, переданы очень хорошо.
Но всему этому чувственному повествованию не хватает логики и правдоподобности, поэтому на каждой странице хочется кричать сакраментальное: «Не верю!»
Не верю потому что:
1. То что люди научились бесконечно продлевать жизнь и перестали болеть не значит что они стали бессмертными навечно. Ведь всегда есть непредвиденные обстоятельства, катастрофы, аварии, целенаправленные действия других людей. То есть уровень технологий описанных в книге не может дать такой уверенности в практически божественной бесконечности существования как у людей описанных там же.
2. Человеческое общество построено на ощущении превосходства одних людей над другими и в принципе это чувство ни как не привязано к материальному миру. Просто в современном мире материальные объекты трудны для копирования и поэтому чувство превосходства может выражаться в обладании материальными объектами. Если когда-то все смогут иметь любое количество любых материальных вещей то люди придумают другой способ показывать своё превосходство и место в социальной иерархии. Например 300 лет назад человек, обладающий одеждой и изделиями, которые можно бесплатно найти в мусоре любого современного города считался бы обладателем изрядной ценности, а сейчас это ни стоит ничего, то есть дело не в самих вещах а в том что именно общество считает ценным в данный момент. Поэтому в реальном мире людей никогда не наступит такого рода коммунизм и праздность как описано в подобного рода произведениях, потому что люди по природе своей социальны и всегда будут строить социальные иерархии в которых каждый будет стремиться достичь как можно более высокого уровня делая то что общество ценит в данный момент.
3. Описывая техническое устройство цивилизации автор сделал упор на то что если у людей есть любые материальные ценности то им не за что воевать и потому не нужны войска. Но ведь даже если допустить что армии и оружие не нужны то катастрофы ведь никто не отменял. Поэтому даже в обществе самых добрых эльфом должны быть спецслужбы для борьбы с наводнениями, землетрясениями, маньяками и психопатами. Это же относится и к отсутствию какой либо защиты и дублирования у механизма который обслуживает всю цивилизацию и без которого ни один человек и дня не проживёт. Любое землетрясение, падение метеорита или маньяк с атомной бомбой (каждый ведь может заказать любую материальную вещь) моментально убивает всю цивилизацию. Но очевидно что в порыве вдохновения такие меркантильные мысли чужды уму художника и в результате появляется такой красивый текст в который нельзя поверить.
Кроме того похоже автор не совсем представлял до начала работы что же именно он хочет написать и поэтому прыгал с одной сюжетной линии на другую не завершив в конечном итоге ни одну. Линию о захвате Земли от скомкал затолкав всё развитие событий в несколько абзацев размышлений главного землянина, а линию о тигре просто оставил открытой и бессмысленной, то есть вызывающей классический вопрос у читателя: «что же всё таки хотел сказать автор?»
В конечном итоге мы имеем две сюжетных линии: 1. заштампованное до дыр нападение на расслабившихся землян кровожадными безмозглыми маньяками, которые непременно хотят устроить тотальный геноцид, хотя будь у них хоть немного прагматизма могли бы выжать из неразрушенной цивилизации землян намного больше полезного. 2. Невнятный, да и не оригинальный, сюжет превращение человека в животное теряющее человеческий разум.
За то всё это написано очень красивым, ярким, образным и чувственным языком.
Helleformer, 21 мая 2015 г.
Два совершенно отдельных рассказа, не имеющих никакой связи, которые почему-то записаны в формат одного. Рассказ первый — человек перевоплощается в тигра от безделья и скуки, его предупреждают, что через год-два он потеряет человеческий разум, его это нисколько не волнует, он соглашается, но почему-то читатель должен переживать, когда именно это и происходит в конце. Рассказ второй — лидер-бездельник Земли и завоеватель с Проциона за кухонным столом без единого выстрела обсуждают полную капитуляцию Земли и перспективы геноцида, выкладывают друг другу все свои планы и слабости как дворовые дети... У сверхцивилизации пост-землян ОДИН источник энергии на всю солнечную систему, неохраняемый никак, нет армии, нет оружия... И даже если списать всё это на бесконечную лень людей будущего, мающихся бездельем в своем унылом бессмертии, то почему нет армии роботов, автоматических орбитальных станций? Это в виду-то того, что человечество наплодило сотни колоний, о которых ничего не знает и не контролирует. Такая халатная система не просто рухнула бы, она бы даже не зародилась. Абсолютно все персонажи — растяпы и нытики, в том числе захватчики, которые выложили все свои планы и дали даже такому слабому ничтожному герою с легкостью победить себя.
Seidhe, 1 сентября 2016 г.
В своих отзывах я уже неоднократно признавался в том, что только сейчас, будучи взрослым человеком за 30, открываю для себя рассказы Пола Андерсона. И не могу этому нарадоваться! =))) Не стал исключением и «Звёздный зверь».
Рассказ мог бы показаться ещё одной вариацией темы, к которой автор обращался не раз — может ли нормально существовать цивилизация, лишённая борьбы и трудностей?, если бы не «рассказ в рассказе» о человеке, переместившем своё сознание в тигриное тело. И пусть кто-то не усматривает между двумя этими историями никакой связи, для меня она очевидна — лишённое внутренней звериной сущности человечество, балующееся своим мнимым всемогуществом, оказывается лёгкой добычей для молодой агрессивной цивилизации. И наоборот — любое заигрывание с этой звериной сущностью приведёт к печальным последствиям, каким бы сильным в психологическом плане не мнил себя человек. К несомненному достоинству рассказа следует отнести описание затухающего в зверином теле человеческого сознания — коротко, большими мазками, но по делу и весьма убедительно. А вот по поводу общества далёкого будущего, маящегося своим всемогуществом и жестоко страдающим при этом от скуки, вынужден согласиться с предыдущим отзывом — слишком уж оно получилось утопичным и нежизнеспособным. По всей видимости, не это было для автора главным в рассказе, потому как такой Мастер, каким был Пол Андерсон, при желании, мог бы продумать социальную структуру этой утопии куда лучше. В любом случае, рассказ заслуживает прочтения и заставляет о многом задуматься. Любителям классической англо-американской фантастики 50-60-х годов прошлого века — однозначно рекомендую.
P.S. И, кстати, да — я тоже не верю в хэппи-энд для истории тигра и девушки...
Simontsev007, 23 февраля 2012 г.
Очень интерсесный рассказ, затрагиваюший очень много интересных проблем/вопросов. Первое — это вопрос бессметрия (через переселение в новые тела) — способен ли мозг вместить воспоминания 200, 300 и даже 1000 лет жизни человека или нужно будет что-то стереть из памяти? А как же ускорением течения времени в старости — ведь все меньше нового человек узнает, не будет ли такое бессметрие в тягость.
Этот рассказ своеобразная утопия — но идеальных утопий не бывает, все время что-то не так. У людей есть все что они могут желать, всеобщее «равенство», нет ни войн, ни воровства.
Но что будет если прилетят люди с другой планеты, с другими жизненными принципами. Главное для них не возможность получить какое-то «Благо», а война ради войны. Что будет тогда?....
Вот этот рассказ и рассматривает эти две проблемы — в довольно интересной интерпритации.
nickolos, 29 сентября 2010 г.
Замечательный рассказ. В нем говорится много о чем, но я бы отметил главное, что хотел выразить автор в данном рассказе — что человек, не смотря на то как бы он не пытался быть человеком, все равно в глубине всегда будет зверем. В данном же рассказе осутствие этих чувств зверя сыграло даже негативную роль. Эти чувства приводят к войнам, но эти же чувства дают нам защиту. В последний момент человеку удалось уцепится за ниточку зверя (я не о тигре), чтобы дать шанс хоть некоторым вновь стать людьми.
Второй же смысл в том что «исскуственность» окружения делает нас и в правду безполезными и слабыми. Естественность — вот что мы теряем...
Автор в данном рассказе поставил этот вопрос жестко, но вполне логично.
Vendorf, 21 октября 2008 г.
Меня всегда интересовал вопрос. Переселение воспоминаний, это замечательно, а что происходит с предыдущей копией человека? Он же осознает, что он погибнет через миг, ему не легче, что его точная копия где-то продолжит жизненный путь, ему жить хочется сейчас...
Цырилла, 14 января 2007 г.
Как это не печально, не верю я в хэппи энды, все — таки тигр сожрет девушку.
Ruddy, 12 января 2007 г.
В самое наикратчайшее время Мир-Рай превратился в чудовищный Мир-Ад, где все — или почти все — надежды рухнули, оставляя на пути лишь пепел забвения, животного инстинкта и страха перед неизвестным.
tankist, 18 мая 2007 г.
Да, безусловно бессмертие, обильность и аболютное безделие то к чему надо стремиться, однако не надо до такой степени полагаться на машины. Особенно на те которые не могут защитить себя от человеческого влияния.