Пол Андерсон «Звёздный зверь»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На Земле наступил золотой век — век благополучия и изобилия. От вынужденного безделья люди придумывают всё новые и новые способы развлечений, самое последнее из них — пересадка своего сознания в тело животного.
Но угроза всеобщему благополучию всё реальнее, из глубин космоса на Землю прилетает корабль из далекой земной колонии...
Входит в:
— журнал «Super Science Stories, September 1950», 1950 г.
— сборник «Пришельцы с Земли», 1961 г.
— антологию «Award Science Fiction Reader», 1966 г.
— сборник «Alight in the Void», 1991 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
- /языки:
- русский (5), английский (2)
- /тип:
- книги (2), периодика (1), самиздат (2), аудиокниги (2)
- /перевод:
- О. Кутумина (3), О. Сидорова (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 19 августа 2020 г.
С моей точки зрения, это два совершенно разных рассказа, может быть две совершенно разные сюжетные линии, которые никоим образом не имеют ничего общего. А потому чтение получается разорванным и разочарующим читателя, когда он пытается вместо автора фантазировать и изобретать сюжетные связи, новые варианты предполагаемого развития событий, даже пытается выстраивать некую философию... С моей точки крайне неудачный литературный эксперимент.
jolly-fellow, 28 июня 2017 г.
Проклятие художника: в порыве вдохновения он способен управлять чувствами читателя, захватывать его воображение и пробуждать яркие образы перед его глазами, но при этом не может совладать с логикой событий в описываемом мире, адекватностью мотивации персонажей что в конечном итоге разрушает у логически мыслящего читателя всё очарование созданного художником мира.
Именно это и происходит в данном рассказе. Язык описания — очень красивый и образный, особенно в линии тигра: сцены охоты, ощущения тигром леса и окружающей природы, его дикие чувства, в контрасте с чувствами бесконечной скуки людей. Мир «переразвитой» человеческой цивилизации описан целостно и красиво. Всеобщее чувство бессмысленности существования людей, которым доступно всё, а так же чувство фанатичной злобы захватчиков, которые столетиями обретали смысл существования в ненависти к далёким и богатым землянам которые не захотели им помочь, переданы очень хорошо.
Но всему этому чувственному повествованию не хватает логики и правдоподобности, поэтому на каждой странице хочется кричать сакраментальное: «Не верю!»
Не верю потому что:
1. То что люди научились бесконечно продлевать жизнь и перестали болеть не значит что они стали бессмертными навечно. Ведь всегда есть непредвиденные обстоятельства, катастрофы, аварии, целенаправленные действия других людей. То есть уровень технологий описанных в книге не может дать такой уверенности в практически божественной бесконечности существования как у людей описанных там же.
2. Человеческое общество построено на ощущении превосходства одних людей над другими и в принципе это чувство ни как не привязано к материальному миру. Просто в современном мире материальные объекты трудны для копирования и поэтому чувство превосходства может выражаться в обладании материальными объектами. Если когда-то все смогут иметь любое количество любых материальных вещей то люди придумают другой способ показывать своё превосходство и место в социальной иерархии. Например 300 лет назад человек, обладающий одеждой и изделиями, которые можно бесплатно найти в мусоре любого современного города считался бы обладателем изрядной ценности, а сейчас это ни стоит ничего, то есть дело не в самих вещах а в том что именно общество считает ценным в данный момент. Поэтому в реальном мире людей никогда не наступит такого рода коммунизм и праздность как описано в подобного рода произведениях, потому что люди по природе своей социальны и всегда будут строить социальные иерархии в которых каждый будет стремиться достичь как можно более высокого уровня делая то что общество ценит в данный момент.
3. Описывая техническое устройство цивилизации автор сделал упор на то что если у людей есть любые материальные ценности то им не за что воевать и потому не нужны войска. Но ведь даже если допустить что армии и оружие не нужны то катастрофы ведь никто не отменял. Поэтому даже в обществе самых добрых эльфом должны быть спецслужбы для борьбы с наводнениями, землетрясениями, маньяками и психопатами. Это же относится и к отсутствию какой либо защиты и дублирования у механизма который обслуживает всю цивилизацию и без которого ни один человек и дня не проживёт. Любое землетрясение, падение метеорита или маньяк с атомной бомбой (каждый ведь может заказать любую материальную вещь) моментально убивает всю цивилизацию. Но очевидно что в порыве вдохновения такие меркантильные мысли чужды уму художника и в результате появляется такой красивый текст в который нельзя поверить.
Кроме того похоже автор не совсем представлял до начала работы что же именно он хочет написать и поэтому прыгал с одной сюжетной линии на другую не завершив в конечном итоге ни одну. Линию о захвате Земли от скомкал затолкав всё развитие событий в несколько абзацев размышлений главного землянина, а линию о тигре просто оставил открытой и бессмысленной, то есть вызывающей классический вопрос у читателя: «что же всё таки хотел сказать автор?»
В конечном итоге мы имеем две сюжетных линии: 1. заштампованное до дыр нападение на расслабившихся землян кровожадными безмозглыми маньяками, которые непременно хотят устроить тотальный геноцид, хотя будь у них хоть немного прагматизма могли бы выжать из неразрушенной цивилизации землян намного больше полезного. 2. Невнятный, да и не оригинальный, сюжет превращение человека в животное теряющее человеческий разум.
За то всё это написано очень красивым, ярким, образным и чувственным языком.
Seidhe, 1 сентября 2016 г.
В своих отзывах я уже неоднократно признавался в том, что только сейчас, будучи взрослым человеком за 30, открываю для себя рассказы Пола Андерсона. И не могу этому нарадоваться! =))) Не стал исключением и «Звёздный зверь».
Рассказ мог бы показаться ещё одной вариацией темы, к которой автор обращался не раз — может ли нормально существовать цивилизация, лишённая борьбы и трудностей?, если бы не «рассказ в рассказе» о человеке, переместившем своё сознание в тигриное тело. И пусть кто-то не усматривает между двумя этими историями никакой связи, для меня она очевидна — лишённое внутренней звериной сущности человечество, балующееся своим мнимым всемогуществом, оказывается лёгкой добычей для молодой агрессивной цивилизации. И наоборот — любое заигрывание с этой звериной сущностью приведёт к печальным последствиям, каким бы сильным в психологическом плане не мнил себя человек. К несомненному достоинству рассказа следует отнести описание затухающего в зверином теле человеческого сознания — коротко, большими мазками, но по делу и весьма убедительно. А вот по поводу общества далёкого будущего, маящегося своим всемогуществом и жестоко страдающим при этом от скуки, вынужден согласиться с предыдущим отзывом — слишком уж оно получилось утопичным и нежизнеспособным. По всей видимости, не это было для автора главным в рассказе, потому как такой Мастер, каким был Пол Андерсон, при желании, мог бы продумать социальную структуру этой утопии куда лучше. В любом случае, рассказ заслуживает прочтения и заставляет о многом задуматься. Любителям классической англо-американской фантастики 50-60-х годов прошлого века — однозначно рекомендую.
P.S. И, кстати, да — я тоже не верю в хэппи-энд для истории тигра и девушки...
Helleformer, 21 мая 2015 г.
Два совершенно отдельных рассказа, не имеющих никакой связи, которые почему-то записаны в формат одного. Рассказ первый — человек перевоплощается в тигра от безделья и скуки, его предупреждают, что через год-два он потеряет человеческий разум, его это нисколько не волнует, он соглашается, но почему-то читатель должен переживать, когда именно это и происходит в конце. Рассказ второй — лидер-бездельник Земли и завоеватель с Проциона за кухонным столом без единого выстрела обсуждают полную капитуляцию Земли и перспективы геноцида, выкладывают друг другу все свои планы и слабости как дворовые дети... У сверхцивилизации пост-землян ОДИН источник энергии на всю солнечную систему, неохраняемый никак, нет армии, нет оружия... И даже если списать всё это на бесконечную лень людей будущего, мающихся бездельем в своем унылом бессмертии, то почему нет армии роботов, автоматических орбитальных станций? Это в виду-то того, что человечество наплодило сотни колоний, о которых ничего не знает и не контролирует. Такая халатная система не просто рухнула бы, она бы даже не зародилась. Абсолютно все персонажи — растяпы и нытики, в том числе захватчики, которые выложили все свои планы и дали даже такому слабому ничтожному герою с легкостью победить себя.
Simontsev007, 23 февраля 2012 г.
Очень интерсесный рассказ, затрагиваюший очень много интересных проблем/вопросов. Первое — это вопрос бессметрия (через переселение в новые тела) — способен ли мозг вместить воспоминания 200, 300 и даже 1000 лет жизни человека или нужно будет что-то стереть из памяти? А как же ускорением течения времени в старости — ведь все меньше нового человек узнает, не будет ли такое бессметрие в тягость.
Этот рассказ своеобразная утопия — но идеальных утопий не бывает, все время что-то не так. У людей есть все что они могут желать, всеобщее «равенство», нет ни войн, ни воровства.
Но что будет если прилетят люди с другой планеты, с другими жизненными принципами. Главное для них не возможность получить какое-то «Благо», а война ради войны. Что будет тогда?....
Вот этот рассказ и рассматривает эти две проблемы — в довольно интересной интерпритации.
nickolos, 29 сентября 2010 г.
Замечательный рассказ. В нем говорится много о чем, но я бы отметил главное, что хотел выразить автор в данном рассказе — что человек, не смотря на то как бы он не пытался быть человеком, все равно в глубине всегда будет зверем. В данном же рассказе осутствие этих чувств зверя сыграло даже негативную роль. Эти чувства приводят к войнам, но эти же чувства дают нам защиту. В последний момент человеку удалось уцепится за ниточку зверя (я не о тигре), чтобы дать шанс хоть некоторым вновь стать людьми.
Второй же смысл в том что «исскуственность» окружения делает нас и в правду безполезными и слабыми. Естественность — вот что мы теряем...
Автор в данном рассказе поставил этот вопрос жестко, но вполне логично.
Vendorf, 21 октября 2008 г.
Меня всегда интересовал вопрос. Переселение воспоминаний, это замечательно, а что происходит с предыдущей копией человека? Он же осознает, что он погибнет через миг, ему не легче, что его точная копия где-то продолжит жизненный путь, ему жить хочется сейчас...
tankist, 18 мая 2007 г.
Да, безусловно бессмертие, обильность и аболютное безделие то к чему надо стремиться, однако не надо до такой степени полагаться на машины. Особенно на те которые не могут защитить себя от человеческого влияния.
Цырилла, 14 января 2007 г.
Как это не печально, не верю я в хэппи энды, все — таки тигр сожрет девушку.
Ruddy, 12 января 2007 г.
В самое наикратчайшее время Мир-Рай превратился в чудовищный Мир-Ад, где все — или почти все — надежды рухнули, оставляя на пути лишь пепел забвения, животного инстинкта и страха перед неизвестным.