Владимир Высоцкий «Золотая середина»
Фонограммы авторского исполнения: первая — декабрь 1971, последняя — 1973.
Опубликовано: журнал «Сельская молодёжь», 1988, № 1.
Входит в:
— антологию «Песни русских бардов. Серия III», 1977 г.
— сборник «Сочинения в двух томах», 1990 г.
— антологию «Нет хода нам назад. 33 московских барда», 1991 г.
— антологию «Антология военной песни», 2006 г.
— антологию «Классика бардовской песни», 2009 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 2 апреля 2020 г.
Никто не хочет воевать, чтобы быть убитым. Это аксиома. Но в те века, о которых пишет автор, воевали вот так — стенка на стенку, и гибли при этом бесчисленно. Тех , кто любит воевать, ВС обозвал одним словом -«головорезы». А руководят вот такими бойнями фельдмаршалы с одной извилиной в голове — мы для них пушечное мясо. Как изменить мир, чтобы люди перестали воевать и бессмысленно гибнуть?
StasKr, 30 июня 2014 г.
«Солдаты строятся в аккуратные шеренги и сходятся в чистом поле на расстояние выстрела, шеренга против шеренги. Больше похоже на шахматы, чем на войну. Ну а дальше — заряжай, целься, огонь! Промазать с такого расстояния невозможно, потому народ валится сотнями. Причем стреляют они строго по очереди: сначала сами, а потом — неприятель. Если учесть, что лупят друг по другу пулями типа «жакан» двенадцатого калибра, картина получается ужасающая. Ничего более идиотского я в своей жизни не видел. Учитывая то, что оно на самом деле примерно так и было, стыдно за человечество» (с)
Так в своё время писал Гоблин в своём обзоре на фильм «Патриот», в котором очень наглядно было показано, как происходили сражения во времена Войны за Независимость США, когда на полях войны господствовала линейная тактика. Песня Высоцкого с формальной точки зрения относится к событиям XVII – XVIII веков, поэтому если смотреть на неё с позиций реалистичности, то она не выдерживает никакой критики. Военные построения этой эпохи не предусматривали броуновского движения в битве, когда каждый солдат мог решать, где ему лучше быть: в первых ли рядах или в последних. Каре, шеренги и колонны строились за счёт идеальной слаженности в действиях сотен людей и их дисциплины зависело сможет ли строй выдержать атаку врага/прорвать оборону противника. Битвы тех времён с их костюмами (каждому полку свой мундир!), музыкой и построениями больше напоминали театральные постановки, а не бои в современном представлении.
Так что солдаты славного полка из песни не могли себе позволить во время сражения самовольства вроде выбора рядов по своему усмотрению. Каждый сражался и умирал там, где ему предписывал быть устав. Однако ведь песня на самом деле рассказывает не об этом полке, а разных типах людей и их отношению к жизни.
Как типичный представитель «умеренных людей середины» ответственно заявляю: всё именно так, как написал Высоцкий. Большинство храбрецов сложат головы, трусы – не добьются в этой жизни решительно ничего, а вот нормальным людям принадлежит этот мир. Только стоит ли этого стыдиться, если жизнь устроена именно так? Сам автор был из тех, кто рвутся в первые ряды и рано сложил свою буйную голову, но почему все остальные должны брать пример с таких как он? Не согласен! Впрочем, это вопрос мировоззренческий и на оценку произведения никак не влияет.