Александр Бачило «Правильная сказка»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Играют мальчики в войну. И девочки тоже.
Маленький заштатный городок Пашутин объявлен «территорией наивысшей опасности». Население городка практически уничтожено неведомо откуда появившимися жуткими монстрами. С монстрами воюет армия, но меньше их не становится, а главное, всё время появляются новые разновидности чудищ.
Публикация на эстонском языке: он-лайн журнал «Reaktor» №49, октябрь 2015 года.
Входит в:
— журнал «Мир фантастики №6, июнь 2014. Том 130», 2014 г.
— антологию «Обыденный дозор: Лучшая фантастика 2015», 2014 г.
— сборник «Настоящик», 2017 г.
— сборник «Правильная сказка», 2017 г.
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 2015 // Малая форма (рассказ) | |
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2016 // Переводной рассказ. 5-е - 6-е место (Россия) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Arhc MC, 5 июня 2014 г.
Ранее А.Бачило написал цикл «Академонгородок». Довольно интересный цикл. Ужасы, безнадежность, отчаяние, отсутствие всяческой надежды...
Так вот по моему скромному мнению, рассказ «Правильная сказка» подходит к этому циклу, как патрон к патроннику. Если рассматривать сюжет, атмосферу, стиль рассказа в рамках цикла «Академоногородок», то вся недосказанность, все неувязки рассказа становятся вполне понятными. И появление группы жутковатых детей, и источник «неправильных» сказок, и война с населением маленького городка, ведущаяся непонятно зачем и почему.
В общем, я рассматриваю рассказ, как кусочек мозаики более обширного цикла. Единственное отличие рассказа от остальной мозаики «Академоногородка» — какая-то надежда на благополучный выход из планетарного противостояния сил добра и зла. Хотя, с другой стороны, намеки на выход были и в других кусочках мозаики, и всегда успешно проваливались. Такой вот печальный итог.
_Y_, 10 июля 2018 г.
Добрый, легко читающийся рассказ, оставляющий хорошее общее впечатление. Хотя и не без логических косяков.
Герой – работник военкомата, случайно оказавшийся за пределами эпицентра в момент икс. Ещё имеются трое солдат, ехавших с ним в поезде в этот самый момент икс, герой их, собственно, сопровождал. В придачу – случайная попутчица из того же поезда. Вся эта случайная компания вдруг оказываются… армейским подразделением, первым идущим в этот самый эпицентр. Побоку вооружённые силы страны, МЧС, спецслужбы – ведь есть работник военкомата. Пожалуй, логика здесь сильно пострадала.
Ну ладно, логика получила ранение, но за правое дело. Зато, герой, и вместе со своим окружением, присутствует в эпицентре событий по ходу всего текста – рассказ всё-таки, а не роман, отвлекаться герою некогда.
Кстати, может быть этот косяк и не косяк вовсе, ведь герой по тексту сетует на то, что в в эпицентр посылают солдат, а не генералов. Более, он сетует и на учёных, которые понаехали, а сами лезть в эпицентр не хотят. Но полноте, это в эпицентр, из которого лезут такие монстры, с которыми и тяжёлые вооружения едва справляется.
Так что да – сетовать это человеческая психология, от лица героя ведь рассказ ведётся. Но не более того.
Впрочем, нарушения логики и несимпатичные рассуждения героя чтению особенно не мешали. Косяк я проглотил, а герой… так рассказ ведь не психологический, а приключенческий. Не особенно важно – умный герой или глупый, симпатичный или не очень. Главное – динамичность повествования. Она есть, как мне показалось.
Кому-то не понравится то, что фантдопущение, фактически, не объяснено. Ну, или объяснено очень уж поверхностно. Но заранее поспорю с теми, у кого возникнут такие возражения. Рассказ-то от лица человека, который, по роду своей деятельности, не является разгадывателем научных или метафизических головоломок. Наоборот, было бы странно, если бы в тексте автор привёл подробные объяснения что, как, и почему.
Рекомендую ли читать? Пожалуй, что да. В качестве лёгкой развлекательной фантастики очень даже.
ЗЫ: Основной поворот сюжета (вместе с моралью, кстати), мне кажется, становится очевидным больше, чем за треть до конца рассказа. Но это тоже не мешает. Может и не собирался автор делать перевёртыш, прятать финальный твист.
god54, 1 июня 2014 г.
А что такое неправильная сказка? В детстве у нас все сказки были правильные. И про зверей, и про королей, и про ЦК КПСС... И ничего выросли из сказок и стали читать правильные сказочные повести и романы о хорошей жизни в нашей стране и правильных президентах и правительствах. И ничего, пока живем. А потому так хотелось бы, чтобы мы вовремя узнали неправильные сказки, может тогда бы и жизнь сегодня была бы другой.
Что касается рассказа то, как ужастик довольно слабый, что касается фантастической идеи очень даже неплохо. Жаль одно, завязка есть, а дальше попробуй догадаться сам. Хотя это рассказ и он должен быть кратким. Одним словом на любителя ужасов и мелодрамы в одном рассказе.
видфара, 25 июля 2014 г.
В каждой сказке кроме лжи есть ещё намёки.
И тут очень важна пропорция. В данном рассказе она как раз правильная))
Конечно, это ни разу не ужастик. Это триллер.
Но добрый. В конце концов, Винни-Пух ужасно боялся Слонопотама.
Однако это не мешало ему радоваться жизни...
VovaZ, 6 октября 2017 г.
Занятный образец гуманитарной фантастики. Небольшой рассказ, в котором экшен внезапно переходит в морально-нравственную линию, весьма броскую и актуальную. Произведение понравилось.
Пушок, 4 ноября 2014 г.
Хорошая такая история. Есть в неё что-то от тех же ранних Стругацких... Лучик гуманизма, наверное.
и надежды на лучшее и веры в людей.