Роман Арбитман «Опасность»
Книга писателя Льва Гурского написана в жанре политического детектива. Труп, найденный в московской квартире, — лишь звено в цепи загадочных событий, в разное время происходивших в России и за ее пределами. Расследование поручается капитану Максиму Лаптеву, уже известному читателю по роману Гурского «Убить президента».
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Spion, 15 ноября 2018 г.
Для справки: Лев Гурский — таков один из многочисленных псевдонимов саратовского литератора и культуролога Романа Арбитмана, большого знатока мировой и в частности российской фантастики.
Итак, непосредственно о книге.
«Опасность» роман, конечно, не из новых — написан в середине лихих 90-х и как-бы на злобу дня. Точнее, он в стиле типичном для той эпохи, а ныне в какой-то степени морально устаревший. Собственно, назвать его политическим можно лишь в незначительной степени,
Некий капитан госбезопасности расследует череду загадочных убийств в столице и частично в Саратове, по ходу расследования и сам становится объектом криминальной охоты. Разумеется, капитан — весьма бравый молодец, юморит по ходу, периодически проявляет сверх-интуицию, и с лёгкостью необыкновенной обводит вокруг пальца недалёких злодеев неустановленной принадлежности. Злыдни эти любят «работать» попарно, но обладают крайне низкой эффективностью, с завидной регулярностью в основном попарно выходят из строя, а иногда даже самовыпиливаются на радость обществу и облегчая писательский труд.
Сюжетные коллизии в романе весьма натянуты; в органах массово засели унылые лузеры (к ГГ это, конечно же, не относится). Бандитское руководство реально недалёкое и не дружащие с логикой:
Ничего сверх оригинального за исключением одной идеи из разряда альтернативной истории в тексте нету. Антураж шаблонен для «прогрессивной» прозы 90-х: брожение в силовых структурах и в головах обывателей, беспринципные шашни политиков, оборотни в погонах, обличительный срыв покровов и т. п. Разумеется, автор в меру иронизирует и слегка покусывает Систему: «организованная преступность была — как и всё в нашей стране — плохо организована».
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что «Опасность» это сугубо развлекательный, поверхностный и морально устаревший детектив, поэтому и рекомендовать тут, казалось бы нечего.
Но это не совсем так.
Отметим, что у романа есть и плюсы, выделяющие текст из общей массы постперестроечной литературы.
- Присутствуют мотивы загадочного тайного заговора, ныне широко растиражированные в серии«Книга-загадка, Книга-бестселлер», но в середине 90-х тема была явно не избитая. Автор обошелся без масонской а равно библейской символики и прочих культовых заморочек, но зато красной нитью сквозь сюжет проходят поиски могущественного артефакта
- «Опасность» годно дополняет побочная сюжетная линия: набор ретроспективных зарисовок с участием исторических лиц, которые равномерно вкраплены в текст и постепенно подводят к основной интриге, тайне угрюмого советского прошлого, вокруг которой и разворачивается весь сыр-бор. Заметно, что эти фрагменты выписаны значительно тщательней и в другой манере, нежели основной текст и интересны сами по себе. Хотя выглядят на общем фоне не совсем органично.
В итоге имеем сносное произведение, хотя честно говоря, мои литературные ожидания оправдались не полностью, тем более что Р. Арбитман разбирается в прозе: взять хотя бы его «Антипутеводитель по современной литературе» (рекомендую, кстати), где он не взирая на лица «разделывает под орех» беллетристов наших.
Впрочем, известно: критиковать всегда проще.