Эрик Маккормак «Первая труба к бою против чудовищного строя женщин»
За всем обыденным скрывается некая загадка. Все следы, которые человек оставит за свою жизнь, складываются в некую важную весть. И есть люди, которые превращают реальность в кошмар, да еще пытаются навязать этот кошмар всем нам…
Этот шедевр современной чувственной готики — история Эндрю Полмрака, чья жизнь — отчасти смутный сон, отчасти ночной кошмар — начинается с рокового выбора его матери и заканчивается в объятиях любимой. А все, что уместилось посреди: рождения и смерти, странствия и бури, острова и бездны, кометы и мистические трактаты, женщины, убивающие во имя любви, и возлюбленные, жертвующие своими телами, — извилистый путь познания той загадки, на которой покоится все сущее.
Номинации на премии:
номинант |
Литературная премия генерал-губернатора Канады / Governor General's Literary Awards, 1997 // Проза на английском языке |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Avex, 1 сентября 2010 г.
«Ну-с, что у нас плохого?» Пожалуй, с этого восклицания должно было начинаться каждое утро Эндрю Полмрака. Несчастья преследовали его с рождения. Бедный сирота был обречён на скитания и встречи с самыми разными людьми, и почти все они, как на грех, оказывались со странностями, своими «тараканами» в голове. От такой жизни впору рехнуться или запереться в ближайшем наркопритоне...
Практически вся жизнь Полмрака уместилась в небольшую книжку — но из нее мы не узнаем о герое практически ничего — чем он жил, где учился, кем работал? Все это проходит стороной, остаётся «за кадром». От такой быстротечности возникает ощущение недоговорённости, скомканности и метания сюжета, невольное подозрение, что что-то не так со временем, странное чувство deja vu. Тем более, что некоторые мотивы присутствуют и в остальных романах Маккормака — татуировки, странствия, книги. И когда появляется жертва маньяка из дебютной книги, уже не удивляешься... Наверное, первая прочитанная вещь автора — «Летучий голландец» — послужила плохую службу: все последующие неизменно оказываются в её тени.
Роман получился очень поверхностный, слишком беглый и предсказуемый — этакая квазифилософская развлекательная вещица с лёгким привкусом греха и эскапизма. Читается легко, но так же быстро и забывается.
Роману катастрофически недостаёт юмора. Все события воспринимались бы как чёрная комедия, не будь это написано на полном серьёзе. Вокруг мальчика с детства кишат всевозможные фрики, окружающие постоянно болеют и умирают, в запустение приходят целые города... Но всё это без малейшей иронии, с потугами на хоррор и с претензией на философскую глубину. Основная идея: в жизни всегда есть место загадке, в жизни всегда найдётся место ужасному.
Круг читателей — исключительно взрослый, преимущественно мужского пола. Несмотря на провокационное название, ничего антифеминистского здесь нет. Грандиозные битвы с толпами обезумевших вакханок могут только привидеться во сне и мерещиться в больном воображении...
Кого отторгнёт роман? Наверное, тех, кто не воспринимает маргинальных, малодеятельных героев, выросших в отрыве от нормальной жизни. Но что же — есть и такие, и они вовсе не обязаны нравиться читателям.
Если претит излишняя физиологичность, также стоит воздержаться от чтения. В детстве Полмраку приходилось мыть больную умирающую мать — можете представить, какое это тяжёлое испытание для неокрепшей психики ребёнка! Да и пребывание в отеле с говорящим названием Блуд не прошло даром.
И всё же, для мрачной книги история недостаточно безысходна — полумрак, полусвет.