Майкл Коуни «Воплощённый идеал»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт | Колонизация планет и других небесных тел
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Корпорация «Хетерингтон» осваивает планету Мэрилин, которую населяют аморфы. Это местная форма разумной жизни, которая умеет перевоплощаться в кого угодно. Если аморф сохраняет постоянную форму несколько месяцев подряд, то утрачивает способность к её дальнейшему изменению. Принявшие облик людей аморфы стали всё глубже проникать в жизнь земного посёлка...
Входит в:
— цикл «Аморфы»
— журнал «Если 1994'4», 1994 г.
- /языки:
- русский (3), английский (1)
- /тип:
- книги (2), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- Э. Башилова (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 9 февраля 2024 г.
Поселенцы, нанятые магнатом Хедерингтоном, осваиваются на купленной им планете, названной в честь его жены Мэрилин. В будущем хозяин намерен выстроить там сталелитейный завод и начать разработку богатых минералами месторождений. Всё было бы просто прекрасно, если б не противодействие агрессивной флоры и фауны планеты. Она буквально вытесняет горстку людей с заселенных мест. Скорее всего, надолго здесь никто бы не задержался, если б не аморфы — уникальный вид фауны, обладающий способностью ПОЛНОСТЬЮ копировать встреченное им живое существо. Включая его разум и память...
Искренне не понимаю, почему такое оригинальное и глубокое по смыслу произведение у нас выпускали только однажды? Оно позволяет посмотреть на проблему колонизации чужих планет под несколько необычным углом зрения — со стороны лучших качеств человеческой души. Потому как аморфы копируют не всё подряд, а только самое идеальное из представимого человеком образа. Грубо говоря, аморф работает как своеобразный фильтр, отсеивающий из копируемого им образа всё самое уродливое и неподходящее. В итоге рождается новая личность наподобие tabula rasa или, если говорить языком Библии, первородный безгрешный человек. Казалось бы, с таким населением вполне можно возродить тот Эдемский рай, который люди очень давно потеряли на своей собственной планете. Но не тут-то было! Писатель показывает нам и оборотную сторону человеческой души, которая сделала всех нас грешниками. Она называется «любовь к наживе». Как это ни парадоксально, но именно желание обладать чем-то своим собственным и сделало человека тем негодяем и убийцей, которого искренне ненавидит 90% населения Земли. Лишнее подтверждение известного тезиса, что много свободы не бывает: излишек всегда превращается в собственную противоположность (т.е. рабство). Человек — раб своих страстей. Если он не умеет их обуздывать, то превращается в бездушного и беспощадного монстра, остановить которого способна лишь смерть. Таким антиподом является в романе глава корпорации Хедерингтон. Автор не зря нарисовал его как безрукого и безногого инвалида: чтобы вся мерзость его душонки оказалась на виду у читателя, не позволяя возникать какой-либо форме симпатии. Именно благодаря этому жестокому и расчетливому индивиду на планете рождается куда более опасный монстр с почти что идеальными характеристиками. Недаром автор называет его Моисеем: подобно библейскому тёзке, он вполне способен вывести свое племя «из Египта», освободив от человеческого рабства. Правда, методы такого освобождения вряд ли вызовут у вас симпатию! Вот так, собственными руками, мы создаем очередную проблему, которую придется в очередной раз преодолевать ценой чьей-то жизни...
Конечно же, сюжет не сможет обойтись без нескольких «роялей» — иначе никак не получится тот самый happy end, которого читатель неосознанно ожидает от каждого подобного произведения. В роли одного из таких «роялей» — та уникальная биосфера Мэрилин, которая не терпит стороннего вмешательства. Люди, обживаясь на чужой планете, пытаются приспособить ее к себе и тем самым нарушают установившийся баланс. И планета отвергает измененную ими среду подобно тому, как здоровый организм отвергает больной орган. Писатель выбирает ту самую форму, которая не только поможет отторжению, но и позволит вернуть всё «на круги своя», т.е. к изначальному состоянию. На нашей планете такого не случается. Но ведь дело происходит на другой планете! Так что можно не утруждать себя банальной логикой и пространными пояснениями. В итоге злодей осознает собственное безумие и ... исцелится. Формально к писателю не придерешься: необычная физиология аморфов позволяет выкидывать и не такие фортеля! Но разумный читатель понимает, что эта авторская вольность — лишь символ просветления и божественного всепрощения. Кто никогда не грешил в своей жизни, не поймет сути раскаяния и радости душевного исцеления. Герою и его антагонисту повезло: они познали эти чувства и встали на путь истинный. Поэтому у них всё получится. А вот главный злодей так и остался монстром в овечьей шкуре. Но автор намекает нам, что его всё же постигнет законная кара от рук своего «идеала». В общем, в который раз сработает древнее правило: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Хочется надеяться, что продолжение у данной истории будет оптимистичным.
------------
РЕЗЮМЕ: почти библейская притча о том, как люди чуть было не уничтожили первородный рай на чужой планете. В ее названии легко узнается известная библейская цитата — «не сотвори себе кумира».
k2007, 1 августа 2018 г.
Не очень книжка. Идея интересная (человек встречает на далекой планете существа, которые способны принять любой облик и впитать любой интеллект), но вот воплощение оставило равнодушным. Герои романа неинтересные, поступки их достаточно странные. Так что в целом роман не очень
alex1970, 15 июня 2015 г.
На планете Мэрилин обитает необычная форма жизни – аморфы. Они могут становиться любым существом, облик которого они берут из мозга собеседника.
В дебютном романе Коуни использовал интересную идею. Роман мощно стартует, но, как у спринтера, дыхалка вскоре кончилась. Где-то половину романа можно было бы сократить, и получить качественную повесть, потому что в концовке автор уже просто мучительно пытается найти достойный финал (что можно списать на неопытность). Бунт оборотней-телепатов у меня интереса не вызвал.
Это, конечно, «Здравствуй, лето и прощай», а просто проба пера интересного писателя.
pitiriman, 28 февраля 2010 г.
Весь сюжет прекрасно уместился бы и в рассказе. Концовка была бы в самый раз там, где рассказывается о счастливой семейной парочке Уолш. Рассказ получился бы немного грустным, но, по моему мнению, более качественным. Далее во все романе ничего нового уже не встречается. Не самое лучшее произведение Коуни(
Ank, 25 октября 2007 г.
Это первый роман писателя. В нём есть интересная идея, мощное начало, но уже ближе к середине все авторские придумки кончились и началось какое-то переливание из пустого в порожнее. Ближе к концу книги писатель пытается оживить действие Дьяволом и бунтом аморфов, но читатель уже думает о другом: «Скорей бы уж всё это кончилось, что ли».
Автор сам потом признавался, что это самая неказистая его книжонка. В этом я с ним согласен.