Кирилл Берендеев «Осколки»
С вами наверняка бывало, что вы проснулись — и не можете понять, сон это или явь. Такое произошло и с героем романа «Осколки» — молодым человеком, которому не очень везет в жизни и который поэтому все больше уходит в свои удивительно реалистичные сны. Нежное внимание сестры, общение и дружба с психиатром ведут к внешней апатии, но зато ко внутреннему успокоению и вере в себя. Переживая (во сне) целую историческую эпоху «своими глазами» он преображается и в нашем мире — становится увереннее в себе, жестче… и человечнее. Все же после катастрофы в мире снов он окончательно погружается в свой «лучший мир», который окончательно вытесняет в его сознании реальность — чтобы, пройдя через муки, заслужить альтернативный вектор жизни, где он наконец обретает неистраченные в первой жизни возможности и — что особенно ценно — всех потерянных близких.
В 2021 году роман вышел в новой редакции.
В произведение входит:
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mak-grou, 15 октября 2019 г.
В этом романе автор — Кирилл Берендеев, попытался создать нечто про параллельные миры, замешанное на славянской почве.
Повествование делится на 3 сюжетные линии:
Основная — житель некой, параллельной нашей реальности, страны, похожей на Россию, участвует в затянувшейся войне с соседним (тоже по типу славянского) государством. Война эта похожа на Великую Отечественную, только масштабом поменьше, но тоже очень жестокая — народ гибнет сотнями тысяч.
Герой начинает с карьеры снайпера, которым совершает первое убийство, затем в составе диверсионной группы участвует в бесконечных вылазках в тыл врага (место действия, в основном, окрестности родного города — Свияты), при этом все вокруг гибнут, а герою и ожидающей его в Свияте девушке необъяснимо везёт...
Особенно удались у Берендеева описания операций по спасению капитана Рогачёва и устранению генерал-губернатора Свияты Веремейца — жёстко, обстоятельно, захватывающе, прям настоящий военный боевик.
Вторая линия — наши дни: некий психиатр занимается исследованием странных снов и лечением молодого человека Павла, который, засыпая, периодически попадает в тело того самого бойца из Свияты.
Ну и третья линия — кое-кто из той же параллельной реальности уже догадался о вредном воздействии перемещений Павла в его снах (оказывается, вся война только из-за него, точнее, из-за приходящей с ним бездны), и пытается отыскать этого бойца, чтобы уже через его сны попасть в наш мир и убить Павла...
В общем, неплохой замес.
Что не понравилось: несколько расплывчатая и маловразумительная концовка и огромное количество грамматических ошибок буквально на каждой странице — ощущение, что текст набирался «всырую», минуя редактора, или же последний крупно схалтурил...
P.S.: Расширенная версия этого отзыва и другие обзоры книг в моей авторской колонке здесь: https://fantlab.ru/user157189/blog
_Y_, 4 января 2015 г.
Книгу прочитал, хоть и подумывал бросить. Впрочем, сказать, что так уж плохо, нельзя: наверное, не для меня было написано. Да и оценку ставлю не так, чтобы плохую.
Сюжет книги параллелен: мир реальный, мир вымышленный. При этом реальному миру уделено настолько меньше текста, что определить главную линию можно безошибочно. Это, собственно, и огорчило: реальный получился куда-как более выпуклым и интересным. Кстати, поскольку миры в книге малосвязаны, и говорить о них можно по отдельности.
Главный герой (если я правильно понял кто же главный:), в общем то, ничего особенного не делает. Так — мучается и переживает не очень ярко. Больной человек — что уж поделать. Но это не недостаток, это реалии, хорошо описанные. Хороши и врач, от лица которого идёт рассказ, и сестра ГГ, очень к нему привязанная, заботливая но, по совести, совершенно неприятная. В общем, все очень реалистично и, потому, воспринимается живым и интересным, несмотря на отсутствие бурного сюжета.
Второй же, главный мир (мир снов), особого впечатления не производит. Это мир картонной такой войны. Войны, на которой наши выстрелы всегда бьют в цель, а враги попадают лишь изредка (когда автору надо, чтобы кого-то стало жалко). Главная мечта каждого солдата — погибнуть первым, чтобы не переживать за гибель боевых товарищей (это не я придумал, это в книге). Ну и так далее про идеальных солдат, какими их желают видеть наиболее бездарные генералы.
ЗЫ: Чтобы было понятно книгу ещё не читавшим, война сделана в антураже 1940х, но воюют соседи-славяне. Враги, впрочем, условные, с каким-то одним государством проидентифицированы быть не могут.
Наверное из-за того, что войне уделено так много времени/места, режут глаз накладки или, точнее, «фактические ошибки». Странный термин применительно к фантастике, а вот приходится. Слишком уж их много и слишком уж они ляпистые.
Искать в тексте лень, извините, но цитирую по памяти:
«Выстрелов, из-за грохота, не было слышно» и тут же «раздался звон выпавшего из рук автомата». Избирательный слух — мечта. Но вот в книге-то это откровенный ляп.
Ещё пример: «Тысячи тонн бомб, ежедневно сбрасываемых на маленький городок». И это, как сказано, в антураже 1940х! Все-таки, даже в печально известной бомбёжке Дрездена 13 февраля 1945 было сброшено меньше трёх тысяч тонн бомб.
Ещё раз: Я не сторонник вылавливания блох. Не должен автор знать всех деталей и тактико технических характеристик. Но когда очевидных несоответствий столько!.. Ну не могу удержаться, не приведя ещё несколько примеров.
Чтобы уйти из под автоматного огня, достаточно отползти на пол-метра.
«17 зарубок на карабине у девушки-партузанки». Ну и «автомат, на котором зарубок не делают потому, что он убивает сразу многих» (Рэмбо, ты?). Я не понял, это она убитых считала или выстрелы? По духу книги — убитых врагов. Тогда, по сути, девушка на Героя Советского Союза настреляла.
Ну совсем круто, поэтому позволю себе лирическое отступление. В детстве мы смотрели фильмы про войну. В том же детстве, классе этак в первом, я неплохо умел считать. А вот рвался у меня шаблон, не уживались в детской голове математик и киновед. Почему Победа оказалась такой трудной, ведь каждый из наших солдат, перед тем как погибнуть, убивал, как минимум, десяток фашистов? (конец лирического отступления).
А в тексте так дотошно вся войнушка прописана, так тщательно, что приходится все время напоминать себе: это всего лишь сон, фантастика. Во сне можно неправильно слышать или не знать, что доставить самолётами 1940х тысячу тонн взрывчатки это задействовать, как минимум, авиацию всего фронта. Но ИМХО не должен читатель все время себя одёргивать, вспоминать, чтО читает.
Ну а есть ли в описании этого второго-главного мира что-то хорошее? Кроме навевающего глубокую скуку картонного героизма? Мне лично понравились сильные мысли о бессмысленности этой войны (кстати, легко распространяемые на войны вообще), и, конечно, прекрасный, всё определяющий эпитет «мир бездарного прошлого».
В заключение этого моего словопотока, о концовке, связывающей миры. Не понравилась. Такое впечатление, что к концу автор устал описывать войнушку и быстренько закруглил повествование с помощью легко предсказуемых сюжетных ходов. Если помечтать, то хотелось бы видеть раз в пять меньше однообразных военных приключений, а вот концовку пообъёмнее и посложнее.
ЗЫ: Случайно наткнулся на этот свой старый отзыв и, к удивлению, обнаружил, что помню книгу, хотя почти пять лет прошло. Наверное что-то в ней было, заставившее запомнить.