fantlab ru

Донна Тартт «Тайная история»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Оценок:
650
Моя оценка:
-

подробнее

Тайная история

The Secret History

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 68
Аннотация:

Действие романа «Тайная история», разошедшегося в США пятимиллионным тиражом, разворачивается в небольшом колледже в Вермонте, куда девятнадцатилетний Ричард Пэйпен приезжает из Калифорнии изучать древнегреческий язык. Новые друзья Пэйпена — четверо молодых людей и одна девушка — умны, раскованны, богаты и так увлечены античной культурой, что рассматривают себя чуть ли не как особую касту ее хранителей. Их дружба не выдерживает, однако, натиска современного мира. В веселой и сплоченной компании происходит убийство. Пытаясь через много лет осмыслить случившееся, герой по дням воспроизводит свою студенческую жизнь, этапы отношений с однокурсниками и любимой девушкой, и под виртуозным пером Донны Тартт его исповедь превращается в высококлассный психологический триллер.

Входит в:

— сборник «The Secret History and the Little Friend», 2009 г.


Награды и премии:


лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

Похожие произведения:

 

 


Тайная история
1999 г.
Тайная история
2008 г.
Тайная история
2009 г.
Тайная история
2014 г.

Аудиокниги:

Тайная история
2007 г.
Тайная история. Часть 1
2015 г.
Тайная история. Часть 2
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Secret History
1992 г.
(английский)
The Secret History
1993 г.
(английский)
The Secret History and the Little Friend
2009 г.
(английский)
The Secret History
2015 г.
(английский)
Таємна історія
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то я осилил эту гадость. Читая книгу, было ощущение, что я собрался съездить на машине за город в чудное место, но вдруг пошел дождь и каждые 10 метров я застревал. Долго буксуя и рассматривая грязь в мелких деталях, я каким-то чудом выкарабкивался и снова бухался в канаву. И только ожидание чего-то таинственного и чудесного в конце дороги заставляло вновь и вновь преодолевать препятствия. А в конце, вместо живописного места меня ждало болото и заросли. Атмосфера книги мрачная, серая, пропитана примитивными и ненужными эмоциями, бытовыми подробностями.

Единственный плюс этой книги — наверное, историческая ценность об образе жизни американских студентов того времени.

Никому не рекомендую.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Тайная история» – это применение приемов классической реалистической литературы к ситуации в американском высшем образовании рубежа 80-90-х. Тартт как бы сказала перед началом сочинения своего дебюта «окей, модернизм и постмодернизм, я все поняла, а теперь отойдите в сторону, покурите и посмотрите, как надо» – то же самое скоро скажет Джонатан Франзен, пострадав на «Распознаваниях» Уильяма Гэддиса и решив завязать с подражанием Великими Отцам XX века, чтобы сесть за «Поправки». Поэтому «Тайную историю» можно рассматривать как контрмодернизм, возвращающий в литературу старую высокую норму.

Роман рассказывает о простом парне, волею судеб оказавшемся в элитном университете, да еще и на самом элитном с точки зрения бесполезности знаний месте – шестым студентом в суперзакрытой группе изучения античной филологии. У главного героя нет ни денег, ни связей, и весь роман ему приходится крутиться на кампусе, чтобы как-то сойти за своего, и пытаться дружить с пятеркой умников, снисходительно его принимающей. Постепенно он узнает, что представители «золотой молодежи», что учат древнегреческий язык вместе с ним, не такие уж особенные, как кажутся с первого взгляда.

Книга написана очень сильно, с огромным вниманием к деталям, четким чувством баланса между действием, диалогами и описаниями, глубокой проработкой всех центральных персонажей, не прекращающими до последних страниц раскручиваться внешней и внутренней интригами, умением автора писать и живописную лирику, и очень смешную сатиру. Начинающий писатель, если тебе под тридцать, перед тем как нести в издательство свой первый роман, сравни его с «Тайной историей«! Это в самом деле безупречная проза, в которой попросту не к чему придраться, настолько в ней все хорошо и даже лучше.

Тартт здорово играет на контрасте между озвучиваемыми высокими идеалами и тем, во что они выливаются в реальности, показывая, что одну жизнь от другой отличает лишь то, как одинаковые в сущности люди смотрят сами на себя. С одной стороны есть нормальный кампус с нормальными студентами, которые нормально ничего не учат, нормально бухают и штырятся наркотиками и нормально трахаются с кем попало. С другой стороны есть якобы задроты, озабоченные сближением с античными вершинами духа, которые на деле тоже ничего не учат, бухают-штырятся и трахаются, только у них это называется «вакханалии». Ну как гренки и крутоны. Причем студенты-крутоны куда беззащитнее нормисов: стоит древним грекам отойти на задний план из-за совершенных героями убийств, как у них не находится ни единой подпорки, чтобы не падать духом и держаться на плаву.

Вместе с тем автор показывает и непреодолимый барьер между элиткой и простыми американцами. Он тоже кроется во внутреннем ощущении, в желании того или иного человека при наличии самых минимальных преимуществ отгородиться забором повыше и сидеть за ним в компании таких же чуть-чуть богатых и чуть-чуть знатных, даже когда ни денег, ни чести у него уже не осталось и с первого взгляда этого элитария можно спутать с подзаборным алкашом. Тартт, конечно, идеально подбирает главного героя-бедняка, который становится проводником читателя в якобы тайный мир обеспеченной молодежи, и использует его бедность и чуждость пятерке умников вплоть до самого финала, где различий между ним и его «друзьями» уже не осталось, но они все равно смотрят на него сверху вниз.

Я от книги в уравновешенном восторге. Если хотите вкатиться в современный канон, то «Тайная история» Донны Тартт – прекрасный выбор, который познакомит вас с тем, что такой кампусный роман. Обязательно буду перечитывать, в этом году в планах «Маленький друг».

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неприятная история

***

Донна Тартт резко выбивается из общего потока писателей. Всего три романа за почти 30 лет карьеры. Где-то плачет один Юрий Никитин, а над ним смеется какой-нибудь Каменистый или Поселягин. Тартт пишет достаточно объемные произведения, заметна работа над мельчайшими элементами. Куча сносок, множество аллюзий на культурно-исторические факты. Подобный подход невольно заставляет относиться к произведению более серьезно. Чтение по-настоящему становится вдумчивым, где-то даже неспешным, а то и тягучим. Ни о каком драйве и запредельном экшене нет и речи.

«Тайная история» — это книга о студентах американского колледжа. В этом учебном заведении есть один учитель – Джулиан. Он преподает греческий язык. Главный герой – Ричард Пейпен – горит желанием попасть в группу к Джулиану. Его не останавливает даже то, что об этом преподавателе ходят сомнительные слухи – странные формы экзаменов, маленькая группа студентов (пятеро). Более того, Джулиана совсем не смущает личностный (субъективный) подход к своим подопечным. Он легко с ними общается, назначает ужины и встречи. Когда Ричарду удается попасть в группу к Джулиану, начинается самое интересное.

Пятерка студентов (Генри, Фрэнсис, Банни, близнецы Чарльз и Камилла) не сразу принимает в свое лоно Пейпена, но это случается. Каждый студент по-своему уникален. Генри – чопорный, но единственный, кто готов прийти на помощь. Ему порой даже не нужно слышать просьбу для этого. Фрэнсис – утонченный и несколько отстраненный. Не удивляет и его ориентация. Банни – повеса и раздолбай, шут компании, нахлебник и единоличник. Чарльз – жуткий невротик. Камилла – буфер компании, эдакий хранитель очага (архетип матери). Наконец, Ричард – бесхребетный рохла-лжец. Всех персонажей объединяет одно – банальная тяга к аутодиструкции. Алкоголь, табак, наркотики. Для группы Джулиана подобное поведение – это норма. Даже зная о всей пагубности, студенты продолжают путь к дну.

Главная интрига –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
смерть Банни
– это полный провал. Донна Тартт практически сразу сбрасывает туз из рукава, выдавая связующее событие. Неужели читатель будет ждать так долго (роман объемный, если кто-то позабыл), чтобы узнать подробности? Ведь сразу понятно, что в деле замешаны
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
студенты
. Детали не так важны. Если подобным ходом Тартт пыталась отсеять любителей детективного сюжета, то ход средненький. Любители крепких детективов отпадут из-за слишком неспешного сюжета. Но из-за этого же отпадут и те, кому важная иная интрига – а что дальше? А дальше…продолжение дороги к саморазрушению. Не больше. Тартт в конце вспоминает, что надо бы подбросить еще пару поленьев в костер. Так рождается новый бадибэг –
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Фрэнсис не просто гей, он еще и приставал к своим друзьям; Камилла и Чарльз – фанаты инцеста
. В итоге все персонажи, включая эпатажного Джулиана – достаточно мерзкие, низменные и отталкивающие. Но даже в подобном отторжении (при множестве ура-хороших героев в современной литературе) персонажи не нравятся. Пола Хокинс смогла привлечь отрицательными героями, а Тартт – не смогла. Увы.

Заключение: громоздкий роман. Обилие сносок придает ему увесистость и серьезность, читается сложновато. Интриг мало, персонажи не нравятся. А вот атмосфера достаточно плотная – мрачноватая, студенческая жизнь выписана объемно. Камерность лишь придает дополнительный эффект. Но это не спасает роман. Всё это уже было («Сердце-обличитель» По или «Преступления и наказание» Достоевского) или будет (великолепная повесть Кинга «1922). Времени потраченного не жаль, но и перечитывать подобный роман желания не возникнет. Слишком неоднозначно.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Тайная история» Донны Тартт давно занимала место в моем списке «обязательно надо прочитать», при том, что я абсолютно ничего не знала ни о ее сюжете, ни даже о жанре. Очень часто я слышала упоминания о ней, причем отзывы были как правило восхищенные. Так что когда появился вариант прочитать роман для челленджа — я сразу же ухватилась за этот повод.

Главный герой «Тайной истории» — двадцатилетний Ричард Пейпен — поступает в престижный колледж, где становится одним из учеников эксцентричного преподавателя греческого языка, Джулиана Морроу. Тот очень тщательно, по одному ему понятным принципам, выбирает студентов, с которыми готов работать. В каком-то смысле Ричард становится участником закрытого клуба, куда кроме него входят еще пять студентов: гениальный и замкнутый Генри Винтер, взбалмошный Эдмунд (Банни) Коркоран, аристократичный Фрэнсис Абернати и близнецы Камилла и Чарльз Маколей. Под стать своему наставнику, все они — яркие личности, вызывающие восхищение вперемешку с презрением со стороны остальных студентов. Генри, как и Джулиан, страстно увлечен эллинизмом (настолько, что о мире античности он знает едва ли не больше, чем о современном ему обществе), а остальные готовы следовать за его весьма необычными идеями.

Чрезмерное увлечение греческими традициями в итоге приводит к тому, что шестеро героев оказываются причастны к убийству, и это в корне меняет жизнь каждого. «Тайную историю» часто сравнивают с «Преступлением и наказанием» Достоевского (в романе Тартт есть даже прямая цитата оттуда). Основания для сравнения несомненно есть: автор детально исследует, как совершенное убийство влияет на людей разного склада. Как муки совести и страх наказания раскрывают худшие черты их характеров или, наоборот, дают чувство полноты жизни и вседозволенности. Как от взаимного недоверия и паранойи рушится дружба.

Иногда этот роман причисляют к детективному жанру. В таком случае, это детектив «наоборот». Обычно мы не знаем преступника наперед и совместно с персонажами разгадываем истинные события по имеющимся фактам. Здесь же нам известно, кем и как совершено преступление и вместе с виновными мы пытаемся вычислить, что же известно следствию. Вместе с ними беспокоимся о каждой новой всплывающей улике.

Можно отметить, что сам главный герой — наименее яркий персонаж книги. Из всей компании он больше всех понятен и близок обычному читателю, поэтому именно через призму его восприятия автор показывает нам происходящие события и их участников. И нельзя сказать, что взгляд этот полностью беспристрастен: Ричард сам отмечает свою субъективность и признает за собой склонность лгать (обычно это относится к тому, что он рассказывает о детстве и родных, которых стыдится). Фактически, мы имеем дело с ненадежным рассказчиком и остается гадать, насколько стоит полагаться на его оценку событий.

«Тайная история» удивительная книга. Благодаря замечательному языку она читается очень легко, несмотря на пространные размышления, местами неспешное развитие событий и, скажем прямо, несимпатичных героев. Значительное место в романе занимает античная культура. Автор уверенно пишет на эту тему, и речь не только о знании истории и искусств, но и о тонкостях языка и философии. Устами одного из персонажей высказывается мысль, что язык, на котором человек мыслит и говорит, способен повлиять на ход его рассуждений. Что ж, с самими героями попытка мыслить категориями ушедшей цивилизации сыграла дурную шутку.

Есть в «Тайной истории» нечто такое, что заставляет чувствовать, будто читаешь уже признанную классику. Познакомиться с этим романом будет интересно любому: даже если книга вам не понравится, она все равно является важной частью современной литературы. Я же получила от нее огромное удовольствие и обязательно присмотрюсь к другим романам Донны Тартт.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно унылая криптоистория с элементами попаданчества.

Видимо авторша это поняла, поэтому разбавила перепиской историков, переводящих найденную рукопись об этих событиях. Но интрига никуда не привела, они на историю не влияют. И понятней события не становятся (комментарии кто те графья и где происходят события даются прямо в тексте, а не в комментариях историков).

По сути есть обычный эпик про войну стран, но есть пара отклонений.

1) У одной стороны есть големы и ракеты, а у другой только позднесредневековые доспехи и наёмники. Вообще я читал книги с похожей концепцией, война с попаданцами или инопланетянами от лица дикарей, и они были лучше. Слишком здесь серьёзно автора подошла к делу, не хватает трэшака. Всем разумным людям понятно, что при такой разнице войны не будет, так что надо на другом делать акцент, но авторша упорно идёт по шаблонам унылых псевдоисторических-фэнтэзийных войн.

2) Есть наёмники с главарём-женщиной. В начале реалистично показали проблемы её статуса в окружении дворян — странно, нарушение традиций, больная. Она ещё и не талисман-принцесска, а боевая женщина, которую когда-то изнасиловали и она прибилась к наёмникам... Но реалистичность эта до конца не доведена. Брутальную 2-х метровую мымру из неё не сделали — нет она довольно симпатичная полуэльфийка. Но хотя бы ведёт себя иногда как женщина. Хотя плюс ли это, если она вышла обыкновенной воительницей?

Вот и выходит, что от отклонений никакого смысла, сюжет остаётся шаблонный (хотя бы на сегодняшний день). А манера изложения портит ещё больше.

Оценка: 4
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга закончилась... И вот передо мной белый экран и мигающий курсор: что я могу сказать о ней? Чем она так поразила меня, чем зацепила, заставляя читать до рези в глазах? Как хотелось поскорее узнать финал истории, но точно так же хотелось остановить мгновение. Чего ждать от этой книги? Каков ее жанр? Вот с этим сложно, ибо если вы ждете триллера, добротного детектива, то вас постигнет разочарование и роман вам не понравится. Упор сделан на психологизм, на раскрытие характеров, на их развитие под влиянием увлеченности учебой и совершенного преступления.

В тонкую, по-английски аристократическую канву романа вплетаются нити, выбивающиеся из общей картины своей инородностью. Они словно отравляют пейзаж, но без них не понять глубины трагизма разворачивающейся перед нами истории. Роман представляет собой исповедь одного из непосредственных участников событий, его рассказ о годах учебы в колледже и о трагедии, соучастником которой он стал. Он пытается бесстрастно описывать события, но в повествовании чувствуется его личное ко всему отношение, эмоциональная окраска, характеристики, которые он дает героям истории.

Перед нами пятеро студентов, изучающих классическую филологию и древние языки под руководством весьма своеобразного педагога — Джулиана. Он словно бы не из нашего мира, не из этого времени: он над миром и над временем. Он искусно создает иллюзию, но на деле оказывается лишь пустышкой и мелочным трусом. Он собирает вокруг себя одаренных студентов и царит над их умами и душами, вкладывает в их сердца ценности, в которые, как оказалось, не верит сам. Обо всем происходящем нам повествует Ричард — простой калифорнийский парень, каких много, не обладающий яркими качествами, харизмой или волевым характером. Он увидел некий ореол таинствености и возвышенности, окружавший эту уединенную группу. Он страстно захотел стать ее частью, открыть тайны, погрузиться в мир античности. Однако на поверку все оказалось не столь радужным и загадочным. Чем больше Ричард общался с новыми товарищами, тем сильнее они раскрывались перед ним — и далеко не всегда с лучшей стороны. Помимо явных характерных качеств, лейтмотивом проходящих через все произведение, каждый герой обрастает все новыми и новыми чертами, углубляя и расширяя свой образ. Мы видим героев в различных ситуациях, во взаимодействии друг с другом и с удивлением понимаем, насколько эта группа замкнута, оторвана от реальности, изолирована в своем стремлении познавать.

Утонченный и изысканный Френсис, страдающий ипохондрией и бессонницей, в спорах придерживается нейтральной позиции, пытаясь лавировать и примирить стороны. Простодушный Чарльз, любящий заложить за воротник. Его сестра-близнец Камилла — красивая и внешне невозмутимая, старающаяся не показывать своих истинных эмоций. У брата и сестры сложные и странные отношения. Банни — балагур и весельчак, любящий жить на широкую ногу за чужой счет. В конечном итоге, это и его неумение хранить тайны сведут его в могилу. За внешним весельем скрывается душевная травма — Банни на грани нервного срыва, но друзья не замечают этого, не видят тревожных сигналов. Все они связаны — не только произошедшим, но чем-то более глубоким и сильным. Их судьбы сплелись, и весь этот клубок приведет к трагическим последствиям.

На общем фоне внимание притягивает Генри — харизматичный персонаж, обладающий недюжинной силой характера, независимостью, патологической скрытностью и неимоверным самолюбованием. Он становится негласным лидером, его решения не оспариваются. Он манипулирует всеми, искусно и безжалостно ведя свою игру. В то же время в его личности чувствуется надлом, потерянность, оторванность от мира — ему неинтересно жить, скучно, обыденно. Он не ценит жизнь и по большому счету ему плевать на собственную участь. Мотив скуки присущ его образу, и через него характер героя и рассматривается. Он умен, как может быть умен человек, свободно общающийся на мертвом языке и читающий развлечения ради древние манускрипты. Генри очень похож характером и отношением к жизни на Джулиана. Возможно, именно поэтому они сближаются, возможно, именно поэтому Генри острее других чувствует предательство учителя, которому они доверили свою тайну и который их не понял, не распознал срыва. Генри жаждет эмоционального потрясения, катарсиса, который окрасит его унылые и однообразные будни, и в один трагический день находит. Это — ключевой, поворотный момент всей истории. Безмятежная жизнь друзей в шикарном особняке за бокалом мартини и беседами о Гомере в одночасье заканчивается. Друзья сталкиваются с необратимыми последствиями своего стремления к непознанному, к античной вакханалии. Так или иначе расплачиваться придется всем. Но тот надлом, на котором живут герои, дает намек на трагический финал истории. Трагический в своей закономерности и неизбежности.

Удивительно, как хладнокровно и скрупулезно подходит Генри к идее и воплощению убийства Банни, который считался его другом. Но действительно ли Генри дружит? И действительно ли он так хладнокровен? Он привык действовать решительно, в решающий момент отринув сомнения и эмоции, которые лишь мешают рационально мыслить. Рациональность — второе имя Генри. В достижении своих целей он не остановится даже перед убийством. Но ему не хватает смелости признать, что действует он исключительно в своих интересах и ему все равно, что будет с другими.

Этот роман ставит множество проблем — от глобальных до личностных. Это история об одержимости идеей, о познании самого себя и своих пределов, о дружбе и предательстве, о становлении личности, о силе и слабости духа, о пути познания и обретения на этом пути самого себя. Написана она очень выразительно и сильно, со множеством рассуждений, раскрывающих героев и обстоятельства, с использованием различных художественных оборотов речи, с цитированием греческих и латинских фраз, с рассуждениями о культуре и силе искусства. Это удивительно тонкий психологический роман, точно выверенный в своих деталя, безжалостный к своим героям, правдивый в отношении читателя, сильный по глубине переживания и трагизма. Этот роман либо понравится и захватит, либо не понравится вовсе, но точно одно — он не оставит равнодушным.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мерзость…

Ни интриги, ни триллера, ни интереса! Ничего! Скукота, аморальность и всё это растянуто на 700 страниц!

Ни один из героев мне не понравился! Все они отрицательные!

Книга начинается со слов, что компания ребят убила своего друга… И пошла рассказываться история, как же всё это произошло!

Да, понять можно, почему они грохнули Банни. Он был доставучий! Цеплял, задевал ребят и знал то, что знать не должен был. Но с другой стороны эти ребята та еще дрянь! Во время своей вакханалии издевательски убивают человека и не мучаются ни угрызениями совести, ничего! Опыт получен, они попробовали, что такое вакханалия, а вот человеческая жизнь – это сущий пустяк! Так, часть опыта. Только вот Банни знает об этом. И добрую часть книги герои рассуждают, готовятся избавиться от Банни. Ричард в вакханалии не участвовал, но всё равно в планы компании посвящен! И – спокойно относится к этим планам. А то, что задумано убийство друга, а не поход в магазин – вообще не волнует! С такой хладнокровностью всё это делается….

Я молчу про самих героев и мутного профессора Джулиана!

Вопрос – где тайна? Ещё и страница не была прочитана, как нам выложили все карты на стол!

Оценка: 1
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор не затягивает и не наводит интриги, а сразу в прологе говорит об убийстве одного друга в небольшой компании друзей. И этим самым предложением поймала меня в свой капкан, затягивая и погружая в историю, рассказанную Ричардом Пейпеном. Начинает Ричард издалека, рассказывая понемногу о своей семье и самом себе, и только потом повествует о том, как решил поменять свою жизнь к лучшему и во что бы то не стало захотел попасть в маленькую группу к преподавателю греческого языка.

Давно мне не попадалась книга, где мне не нравился бы ни один герой, все вызывают отрицательные чувства. Даже рассказчик Ричард вызывает какое-то чувство брезгливости. Наверное, потому что он постоянно врал о себе на протяжении почти всей книги. Но на самом деле это хорошо. Плохо, когда книга и герои вообще не вызывают никаких эмоций. Донне Тартт очень хорош удалось передать все характеры и эмоции персонажей. Читая книгу, я вместе с Ричардом раздражалась от эгоистичных, наглых поступков Банни, то как он лез всем под шкуру и цеплял своими резкими фразами, просто невероятно выводило из себя. В какой-то момент даже поймала себя на мысли, что и я не прочь избавиться от Банни. Наверное, мне чуть-чуть не хватило близнецов и их истории, очень хотелось бы узнать из первых уст, так сказать, что происходит у них внутри семьи. Но все же акцент книги на двух героях Генри и Банни.

Генри такой лидер в их маленькой тусовке. Все под него подстраиваются и хотят быть похожими на него, прислушиваются к его мнению и делают то, что он просит без вопросов. Это не говорится прямым текстом, но заметно по ходу чтения. Наверное, один из первых признаков этого лидерства, мне увиделся в библиотеке, когда Ричард помогает с переводом Банни и близнецам, а в этот момент подходит Генри. И после этого знакомства с Генри Ричарду удается попасть в элитное общество. Уверена, что именно он шепнул Джулиану о нашем рассказчике.

Генри придумал осуществить вакханалию, Генри начал задумываться об убийстве, Генри подстраивал те или иные ситуации. Удивительно, но даже сами герои не понимают почему они делают все по приказам Генри пытаясь ему угодить.

- Знаешь, что для меня до сих пор остается загадкой?

- Что?

- Не то, почему он командует нами. А то, почему мы всегда ему подчиняемся.

Книга мне показалась немного затянутой. Начало невероятно увлекло, но где-то на странице трехсотой поняла, что уже чуть-чуть поднадоело слушать о том, как Банни всех достал своими истериками и как все от него устали. И при этом знаешь, что его должны убить рано или поздно, ждешь, что это вот-вот случится. Но повествование продолжается, впереди еще полкниги, и автор все так же рассказывает о поступках Банни и мучениях остальных героев.

Очень много отступлений на тему алкоголя и наркотиков, чуть ли не все в этом колледже употребляют либо то, либо иное, либо все вместе. Но так, мне кажется, автор передает, как сильно на героев влияет все происходящее. Если до мистерии слегка употреблял только один из парней, то дальше по книге употреблять начинают все. И с каждым переломным моментом все сильнее и сильнее. Психологическое напряжение нарастает с каждой страницей и уже не отпускает до последнего предложения.

Я не очень поняла мотивов Генри в конце. Что это? Жест доброй воли, чтобы уберечь друга? Или – я больше склоняюсь к этому – все было заранее им спланировано? Финальная точка истории. А возможно, он просто потерял смысл в этой жизни, а уход Джулиана и конфликт между друзьями ударил по нему гораздо сильнее, чем он показывал окружающим. Много можно что предположить и каждый увидит финальную сцену по-своему.

Книга определенно стоит прочтения, но нужно быть готовым к ее неспешности и затянутости.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Подходил к прочтению «Танной истории» с большими ожиданиями, первое знакомство с Донной Тартт началось с романа «Щегол» и прошло очень даже хорошо. Но, к сожалению, это «творение» сильно разочаровало. Из основного:

1) Абсолютно неправильное начало произведения (с первых страниц узнаем кого убили и потом все 600 стр. воспоминания о событиях)

2) Крайне растянутый объем романа с многочисленными размышлениями, переживаниями практически ни о чем

3) Невзрачные и откровенно отталкивающие персонажи (совсем некому переживать, даже ГГ)

4) Чрезмерное количество «чернухи» (бесконечное пьянство, наркомания и прочее)

5) Финал тоже показался слишком слабым, в общем-то никто не получил по «заслугам»

В итоге, откровенно жаль потраченного времени на роман, точно никому не буду из знакомых советовать это (одухотворенности и хорошего настроения роман точно не дает). 3/10

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

? РОКОВАЯ ТРАГЕДИЯ С ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИМ ФЛЁРОМ, или ТОТ, КТО ВЕДЁТ САМОЛЁТ ?

ЦИТАТА: «Наверное, самое болезненное потрясение испытываешь, когда вдруг понимаешь, насколько был слеп».

(Донна Тартт. «Тайная история». 1992)

«Какой ты умный!» – восклицает один из персонажей совершенно неоднозначно оцениваемого читателями бестселлера Донны Тартт «Тайная история» (The Secret History,

1992 год).

Да… Необходимо быть достаточно подготовленным читателем, чтобы получить удовольствие от чтения и по достоинству оценить этот роман.

«Тайная история» – не такое уж лёгкое и развлекательное чтение, на мой взгляд. Его можно рассматривать, и как элемент массовой художественной литературы, и как элемент серьёзной литературы, требующей глубокого осмысления.

Всё, что последует далее, будет моим личным мнением, не претендующим на истину в последней инстанции. Просто хочу поделиться ощущением после знакомства с этим романом.

Историй о студентах (campus novel) много, и они по существу не сильно отличаются. Донна Тартт представляет нам свою студенческую историю. Это что-то оригинальное: и студенты у неё необычные, и их преподаватель Джулиан Морроу – духовный лидер и вдохновитель – тоже не от мира сего – богатый «добрый ангел». А главное, конечно, что делает роман особенным, – это специфическая «пропитка» античным культурным наследием, его судьбой, значением и влиянием на мировоззрение современной молодёжи. Сюжет романа построен на античной культуре и обращение к ней – одна из идей романа.

Действие происходит в Новой Англии (США). Шестеро студентов профессора Джулиана Морроу Вермонтского колледжа Хэмстон (выдуманное образовательное учреждение) настолько погружены в античный мир Древней Греции, что теряют связь с реальностью и становятся, мягко говоря, не совсем адекватными.

Автор знакомит и с другими ребятами колледжа, не входящими в группу Морроу (Джуди, Клоук, Джад, Фрэнк…), но эта шестёрка эллинофилов (5 юношей и 1 девушка: Генри, Фрэнсис, Чарльз, Эдмунд, Ричард и Камилла) – отдельный микрокосм со своими «тараканами» в голове: попыткой выстроить свой вымышленный мир высших людей – богоподобных индивидуумов и иллюзией обретения своего места в этом мире, далёком от грубой прозаической жизни.

Отчасти роман – открытый детектив: начинается со зловещего преступления и известными преступниками, а также предопределённым новым убийством в студенческой среде, обстоятельства и виновники которого также известны. От триллера у него не много, хотя напряжение нарастает к концу романа. Есть также элементы в жанре нуар. В большей же степени – это психологическая драма с медленно развивающимся сюжетом, со множеством подробностей, большим числом второстепенных персонажей, довольно затянутая и с неожиданной концовкой.

Поскольку ретроспективный рассказ ведётся от первого лица – 28-летнего Ричарда Пэйпена, которому на момент событий было 19 лет, роман лишён ряда выразительных средств повествования. Он кажется немного суховатым: констатация фактов, действий. В основном эмоционально окрашен лишь рассказчик. И только диалоги персонажей вносят разнообразие и позволяют судить об их характерах. Слегка устаёшь от частых «он сказал», «она сказала», «я сказал» и субъективного мнения Ричарда.

На ум приходят «Отцы и дети» Тургенева, где автор занимает позицию стороннего наблюдателя: читатель следит за развитием сюжета и самостоятельно делает собственные выводы. В «Тайной истории» сюжетная линия отцов и детей – острая, выпуклая и несёт скорее психологическую направленность, нежели социальную, причём узконаправленную: для данного произведения с его характерными персонажами.

И тем не менее, персонажи романа настолько живые, что не можешь не чувствовать доброту, тактичность и мягкость Ричарда Пейпена; раздражение из-за наглости и беспардонности Банни; восхищение изяществом Фрэнсиса Абернати и одновременно презрение и непонимание его распущенности; беззащитность и тонкую организацию Камиллы; закрытость и загадочность Генри и, конечно же, невозможно не очароваться внешним обликом и речами «доброго ангела» –Джулиана Морроу, который постепенно превращается в того, «кто выбирает из коробки любимые конфеты». Восхитительная метафора Донны Тартт, которая точно характеризует категорию некоторых учителей и их отношение к ученикам! И таких учителей прекрасно подмечают чуткие и наблюдательные ученики…

В «Тайной истории» Тартт демонстрирует свою образованность и начитанность (впрочем, мало кто из современных этого не делает): аллюзии и отсылки к Достоевскому («Преступление и наказание»), Толстому, упоминание Артюра Рэмбо, Платона, Ницше, Древнегреческих мыслителей … Не говоря уже о сплетении тонкого, но ослепляющего покрова ложной изысканности и избранности обращения с мёртвым древним языком, вышедшим из употребления, и его носителями. Кстати, это весьма интересная находка автора, которая органично вписывается в идеи произведения.

Каковы же идеи романа помимо выше обозначенного обращения к античной культуре? Это некоторые проблемы университетского образования и воспитания в семье.

В первую очередь «Тайная история» обращена к воспитателям: родителям, учителям, преподавателям. Главный результат воспитания – социализация молодого поколения. Профессор Джулиан Морроу, благодаря своей финансовой самодостаточности, приобретает особое положение в Хэмстоне: он независим, сам по себе. Он может тешить своё самолюбие и тщеславие. Оторванный от реальности, Морроу, ничтоже сумняшеся, пытается отрывать и своих воспитанников от неё. Но они далеко не такие состоятельные, как он, и, более того, они – фактически бедные…

Деньги. Материальная сфера – неотъемлемая часть адаптации к современным условиям жизни. Конфликт между гипертрофированной заинтересованностью в средствах существования (реальности мира потребления) и, созданным профессором, нереальным мирком с Древнегреческим флёром – и есть основная идея «Тайной истории». Этот конфликт приводит к ужасным, трагическим последствиям.

Родители. Роль родителей, как второстепенных персонажей, совсем не второстепенна. Они играют важную роль в разыгравшейся драме. Сцена замерзания от холода и голода Ричарда Пэйпена во время рождественских каникул, когда колледж опустел и комнаты были закрыты (!), а молодой человек не мог вернуться домой к родителям – самая страшная и самая сильная в романе – душераздирающая.

Родители не интересуются жизнью своих детей, их больше волнует материальный достаток. Парадоксальное впечатление оставляют родители Банни: они отрицают необходимость труда, но при этом воспитывают в сыне тщеславие и стремление к роскошной жизни. Результатом такого «воспитания» в конце концов стало убийство Эдмонда Коркорана (Банни).

Психология убийства – вот предмет интереса и изучения Донны Тартт. Способны ли на убийство психически здоровые люди? С чего начинается желание убить? Когда возникает такая мысль? «Я готов был убить его» – говорит один из персонажей… А разве мы не произносим подобные фразы?.. Почему? Но не стоит ждать от книги ответов на эти вопросы: автор только обозначила проблемы и тайны в романе так и остаются тайнами...

Студенческая жизнь. «Жить, не думая». «Делать всё, что захочу». Такое жизненное кредо, озвученное наиболее загадочным членом «греческой шестёрки» – Генри объясняет многое: пристрастие к алкоголю (постоянное пьянство вплоть до алкоголизма), употребление наркотиков (различных психостимулирующих веществ) весьма характерно для нынешнего общества, особенно, молодёжи (пьяный, алкогольный перегар буквально переполняет Вторую книгу). Сбросив сдерживающие «оковы» семьи, но не получив должного воспитания, молодые люди пускаются во все тяжкие. Итог такой жизни зачастую предсказуем. Автор не открывает ничего нового. Возникает аллюзия к Стивену Кингу: рассказ «Всё предельно» (всё ништяк), повесть «Сердца в Атлантиде» («… последние судороги детства» – из цитаты).

Воспитатели (родители и учителя). «Кто ведёт самолёт?!» – восклицает Ричард Пэйпен в своих рассуждениях о воспитательной роли наставников. А что тут ещё можно добавить? Гениальная лаконичность! КТО? ВЕДЁТ? САМОЛЁТ?! Личность воспитателя трудно переоценить.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О РОМАНЕ

֍ Второкурснице Донне Тартт на начало написания романа было всего 21 год.

֍ В романе неумелая попытка приобщения студентов к расширению сознания с помощью древних дионисийских практик приводит к групповому убийству.

֍ Изначально роман назывался «Бог иллюзий»; в некоторых переводах на другие языки это название сохранилось.

֍ «Тайная история» – неслучайное название романа: «The Secret History» – так звучит в переводе с греческого название памфлета древнего византийского историка и летописца Прокопия Кесарийского.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блеск и нищета мишуры.

Нельзя сказать, что книга недостаточно хорошо выстроена. Достаточно хорошо. Только наблюдать за спивающейся молодежью — не интересно. Они ничего кроме того, что зарабатывают паранойю, не делают. Все это великолепие богатых интеллектуалов лишь мишура и всю книгу она шуршит и шуршит. Ты наблюдаешь за бездельниками, которым нечем заняться, и они занимаются чем попало, лишь бы нервишки подергать. Их интеллектуальные игры бессмысленны, потому что ни для чего. В них нет смысла. Это все равно, что я буду выкрикивать словарные значения слов просто так, в воздух, даже не для слушателей, которые может что-то узнали бы.

Бессмысленность действий, разговоров, жизни — это скучно. Для меня сложно восхититься такой литературой. Даже выстраивание интриги не уникально. Ну, учитывая, что все начинается с того, что мы узнаем ГЛАВНОЕ с самого начала, а потом начинается нагнетание. «Ах, если бы я знал», «Я смотрел и не видел»... ну и все в таком духе. Дальше, когда главное произошло это нытье насчет Генри, что вот он такой плохой, он все подстроил, он все придумал, ааа они меня подставить хотят. От этого устаешь и что прискорбно, что вот продумал-таки все Генри или нет остается загадкой. А ведь это могло бы быть единственным осмысленным действием героя. Ну хоть что-то живое и умное во всей книги, но нет, тут автор молодец, как были обдолбыши бесполезные, так ими и остались.

Можно было бы сослаться на то, как автор показала психологическую составляющую людей. Но это тоже не уникально, в этом нет открытий и мало того, некоторые места кажутся все же за уши притянуты. Двадцатипятилетний человек не может понять, что его действия могут привести к неприятным последствиям? Верится с трудом, ну у всех людей есть чувство самосохранения. С другой стороны, если учесть сколько они пьют, и он считает себя неудачником, то да заимев возможность кусать и не получать в зубы, человек ей воспользовался. И можно понять почему двадцатилетние думали, что по зубам давать нельзя. В книге такая ситуация, что ты понимаешь, если бы эти дурни хоть на миг протрезвели, то нашли бы выход из положения без последствий. Если бы эти дурни, хоть немного вернулись в реальность, а не считали бы себя богами поднебесными, а они таки считали себя лучше людей, то тоже нашли бы возможность все решить мирным путем. Читать про глупость человеческую скучно!

Не, неожиданный ход автора с Генри был действительно неожиданным. Но что от него толку? Зачем это? Если до этого все работало, можно было именно проследить психологическую составляющую, то с Генри ты не понимаешь произошедшего. Да, автор написала предположения, но это как пазл, который на первый взгляд подходит в выемку, но, когда ты его туда пихаешь, не лезет, сопротивление очевидно. Но с другой стороны, учитывая, бессмысленность всей книги, хорошо вписывается и поступок Генри в эту линейку бессмысленности с любим объяснением причины.

Но надо отдать должное автору в том, что она умеет описывать пространство, оно живет. Она умеет дать героям индивидуальность описывая их действия. У нее интересно передано состояние группы, то как ты можешь понять, что это именно группа людей, объединенная идеей, жаль, что ты не можешь понять, что идейка там туфта. Всегда обидно, когда авторы умеют оживить книгу, но пишут про что-то незначительное, неумное, бессмысленное, то что не влечет к свершениям. Даже не нагнетают так, чтобы двадцатилетние бросили наконец-то пить, курить, нюхать и колоться.

Очень ровное, среднее произведение, ну ладно, с интригой, которую в принципе можно предугадать, просто не хочется этого делать, по той причине, что тебе не интересны объекты повествования и поэтому тебе решительно все равно, что с ними произойдет, к каким решениям они придут. Ты же видишь, что это не люди, а мишура. А какое решение не приняла бы мишура, это будет решение мишуры.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ричард Пейпен, главный герой романа, рассказчик, и вынужденный летописец, за неимением других вариантов. По прошествии лет, Ричард пишет историю одного года в Хэмпден-колледже, Хэмден, штат Вермонт. Года, когда он учил греческий, нашел друзей, чуть не умер зимой, а позже помог друзьям убить одного из них, Банни Коркорана, и остался безнаказанным.

И да, не переживайте о спойлерах – то, что Банни нет в живых, и кто в этом виноват становится известно уже в прологе. Книга немного не об этом.

Ричард из небогатой семьи, любовью родителей не обделен. В какой-то момент, после двух лет обучения на врача в местном колледже, Ричард решает укатить подальше из родной Калифорнии, и случайно его выбор останавливается на Хэмпдоне. По прибытии в колледж, наш герой решает записаться на древнегреческий язык – он два года его учил в предыдущем колледже. Есть только одна проблема, которую зовут Джулиан Морроу – полулегендарный, эксцентричный, овеянный слухами и славой. Джулиан единственный преподаватель древнегреческого, и преподает он только тем, кого сам выбрал в свою группу. И таких студентов уже пятеро. Само собой Ричард попадет, не сразу, в группу Джулиана. И подружиться с его студентами. Взглянем на них поближе. И помните, здесь нет абсолютно хороших, или абсолютно плохих персонажей.

Генри Винтер – высокий, темноволосый, с холодными глазами и малоподвижным лицом. Генри носил очки, темные строгие костюмы, а его постоянными атрибутами были длинный черный зонт и книга подмышкой. Из всей пятерки он самый одаренный и расчетливый, его холодный ум не знает преград, полиглот, манипулятор. Отец Генри «большая шишка в строительном бизнесе».

Фрэнсис Абернати – элегантный и очень худой юноша, одевающийся подобно графу де Монтескью. Лукавое и бледное лицо Фрэнсиса венчала копна огненно-рыжих волос. Его мама очень рано им забеременела, и Фрэнсиса воспитывали бабушка с дедом. Из всей пятерки Фрэнсис выглядит наиболее живым и эмоциональным.

Эдмунд «Банни» Коркоран, сын бывшего игрока в американский футбол, а ныне банкира, четверо братьев, прекрасное и богатое детство. Неряшливый блондин в постоянно приподнятом настроении, пошляк и балагур. Банни умел находить слабые места и метко бить в них своими подколками и язвительными замечаниями.

И близнецы, Чарльз и Камилла Маколей. Удивительно похожи друг на друга, с густыми русыми волосами и ясными лицами. Близнецы жили вместе и были невероятно близки. Камилла и Чарльз были сиротами, воспитанными бабушками и дедушками, дядями и тетями. Добрые и обаятельные, приятные в общении.

К чему я все это? К тому, что все они молодые, красивые, умные, богатые – золотая молодежь, не иначе. В такой компании начинает вращаться Ричард, сын заправщика, скрывающий свое происхождение. Чтобы поспевать за друзьями он устраивается на работу, экономит деньги, усерднее учит древнегреческий. Вместе они слушают лекции Джулиана, делают домашние задания, отдыхают в загородном доме тетушки Фрэнсиса, часто выпивают, особенно Чарльз, не стесняются употреблять вещества. Но роман не скатывается в постоянное описание пьянок и вечеринок. Они есть, как обязательный атрибут студенческой жизни, но не только тусовками живет студент, вернее не каждый студент. Много внимания в тексе уделено обычным студенческим будням – учебе, прогулкам, походам в кино, чтению книг. Все это плюс прекрасная Вермонтская осень, да и природа Вермонта в общем, способно вызвать стойкое чувство псевдо ностальгии о студенческих годах, которых никогда не было.

«Тайная история» очень насыщенная деталями книга, где автор виртуозно балансирует на грани между многостраничными описаниями условной дверной ручки, и схематичностью тех же описаний. Здесь много всего, и все в меру. Сюжетно книга делится на две части, где переломным моментом служит смерть Банни. Условно их можно назвать «Что привело к убийству Банни Коркорана?» и «Последствия убийства». Вот тут автор немного сдвигает точку зрения на Банни, и тот, легким движением руки, превращается в мерзкого и неприятного вымогателя. С точки зрения прожитых лет, Ричард видит то, как Банни в один момент психологически сломался, превратившись из не очень приятного, но друга, в бомбу, готовую взорваться в любой момент. А позже автор поступает так и с другими персонажами. Ричард считал, что смерть друга, в теории, должна была сплотить остальных, но на деле все получилось совсем наоборот. Под действием постоянного стресса и угрызений совести маски друзей начинают давать трещины. Чувство вины сминает Чарльза, Генри сильнее закрывается, Фрэнсис не может найти себе места. Все это приводит к закономерному финалу.

«Тайная история» полна недомолвок и подвешенных вопросов. На некоторые читатель ответит сам, другие, оказавшись произнесены, не получают ни подтверждения ни опровержения. Что случилось в лесу? Спланировал ли Генри вмешательство Ричарда? Какие истинные отношения между близнецами? Что здесь правда, а что идеально отмеренная ложь?

«Тайная история» замечательный психологический триллер, где убийство – отличный повод взглянуть на то, как последствия оного меняют людей, и одновременно с этим «Тайная история» — отличный академический роман о студенческих годах и взрослении.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман американской писательницы Донны Тартт «Тайная история» вышел в 1992 году и сразу стал бестселлером, завоевав популярность у читателей и исследователей. «Тайная история» – это университетский детектив, написанный с точки зрения убийцы. С первых страниц читатель узнает, кто и кем убит, а вся книга посвящена объяснению этого поступка и изображению его последствий. Роман представляет собой интертекстуальное произведение, отсылающее к целому ряду источников, наиболее важными из которых являются античные трагедии, работы Ницше и романы Достоевского.

По сюжету романа группа студентов-античников изучает античную культуру в Хэмпденском колледже под руководством гениального ученого Джулиана Морроу. В группе всего шесть человек, они работают только с одним преподавателем, Морроу, и под его водительством глубоко погружаются в античность. Они не только изучают древнегреческий и читают античных авторов в оригинале, но и под влиянием своего преподавателя пытаются повторить дионисийскую мистерию, войти в вакхический экстаз с помощью древних оргиастических практик: самоистязание, одурманивание сознания вином и наркотиками, сексуальные оргии. Когда им наконец-то это удается, в ходе мистерии они случайно убивают человека, местного фермера. Чтобы скрыть это убийство, совершенное бессознательно, студенты сознательно планируют и осуществляют убийство своего одногруппника, который не участвовал в мистерии, но догадался о происшедшем. Именно это второе убийство в центре повествования в романе Донны Тартт. Юридического наказания студентам удается избежать, но писательница показывает саморазрушение персонажей в мире, сломанном в своей сути в результате их поступка.

Самым важным текстом для «Тайной истории» является роман «Преступление и наказание» Достоевского. Влияние романа прослеживается не только в общности темы, которая так или иначе затрагивается в любом детективном произведении, но и в развитии сюжета как антитезиса сюжету «Преступления и наказания», а также в оформлении авторского голоса в романе так, как это делал Достоевский. Рассмотрим эти моменты ближе.

В романе Достоевского студент Раскольников задается вопросом о праве на убийство: «Тварь я дрожащая или право имею?». После убийства старухи-процентщицы он понимает, что сама постановка вопроса показывает, что он не относится к сверхлюдям, имеющим право на убийство, у него есть совесть, которая не замолкает, несмотря на рациональные доводы. Признание своей вины становится для Раскольникова началом долгого и мучительного перерождения, в результате которого отвергнутая разумом идея о ценности любой человеческой жизни становится его внутренним чувством. Раскольников не просто понимает, что он виновен, но он на эмоциональном и рациональном уровне осознает, что убийство разрушает душу убийцы и ломает самые основы универсума. Заповедь «не убий» записана в онтологических основах мироздания. Так приятие христианской идеи о братстве всех людей и бесценности человеческой жизни позволяет Раскольникову восстановить прореху в мироздании и возродиться к новой жизни.

Инверсию буквально каждого из этих мотивов мы видим в романе Донны Тартт. Ее герои также студенты, что является еще одним сходством с произведением Достоевского. Однако эти студенты не задаются вопросом, имеют ли они право на убийство, они заранее и полностью уверены, что уж они-то конечно право имеют. Убийство фермера не заставляет их ужаснуться и внутренне отшатнуться от содеянного, они просто ищут способ замести следы, ничуть не рефлексируя по этому поводу. Перед нами коллективный антигерой Раскольникова – студент, право имеющий.

Этому коллективному антигерою удается то, что не удалось Раскольникову: он не просто удачно совершает убийство, он еще и избегает разоблачения и признания вины. Порфирия Петровича в американском романе нет, студентам удается спрятать концы в воду, они остаются безнаказанными, на них даже не падает подозрение. Однако в результате все персонажи становятся на путь саморазрушения, ни одному из них не удается наладить нормальные отношения с людьми и встроить свою жизнь в структуру мироздания. Каждый из персонажей тем или иным способом уничтожает себя: самоубийство (Генри), попытка самоубийства (Френсис), алкоголь и наркотики вплоть до полной десоциализации (Чарльз), самонаказание в виде отказа от радостей жизни и общения с людьми (Камилла), одиночество (Ричард). Таким образом, Донна Тартт доказывает от противного ту же идею, которую высказал Достоевский в своем православном романе: каждая жизнь бесценна, убийство разрушает человека и мир.

Помимо инвертированного сюжета, идейное влияние Достоевского сказывается в оформлении авторского голоса в романе. История рассказана от имени студента Ричарда Пейпена, все персонажи даются с точки зрения этого репортера. Автор, сама Донна Тартт, появляется в романе на метауровне – ей принадлежит название и эпиграфы, причем первый эпиграф взят из Ницше, что указывает нам на источник идеи о сверхчеловеке в романе. Но есть еще один момент, когда в герметический мир романа проникает голос автора, и это делается тем способом, который практиковал Достоевский.

Как указывает исследователь творчества Достоевского Татьяна Касаткина, «в произведениях Достоевского самые ключевые, с точки зрения определения авторской позиции, места текста будут обозначаться словами «сказал непонятно зачем», «почему-то сказал» и т.п., за которыми как раз и следуют слова, не имеющие ни причины, ни цели в дискурсе и потому всецело переводящие нас в область, в которой существует авторская позиция».

В романе Донны Тартт тоже есть такой момент, когда рассказчик Ричард Пейпен мысленно произносит слова непонятно зачем, непонятно почему, никак не связанные с верхним слоем событий. Происходит это при встрече на поминках с семьей убитого студента. В этот момент в голове Ричарда сама собой всплывает фраза: «Это я убил тогда старуху-процентщицу и сестру ее Лизавету топором и ограбил». Эта фраза Раскольникова – краткий конспект сюжета «Преступления и наказания». В романе Донны Тартт эта фраза выражает авторскую позицию, авторское объяснение того, что происходит в книге: другие персонажи в другом мире повторяют судьбу Раскольникова, и автор показывает, к чему это приводит.

Раскольников по сути задавался вопросом, сверхчеловек ли он. Сверхчеловек – базовая категория философии Ницше. Сходство идей Ницше и некоторых персонажей Достоевского было замечено еще в начале ХХ века, в период первой популярности Ницше в России. Сверхчеловек Ницше – повторяющийся персонаж Достоевского (Кириллов и Ставрогин в «Бесах», Раскольников в «Преступлении и наказании», Ипполит в «Идиоте»). Но если у Ницше сверхчеловек – это цель и задача, к которой нужно стремиться, Достоевский достоверно и обоснованно показывает его крушение, причем страшной ценой. Выходя за рамки человеческого, такие персонажи уничтожают себя и других физически или морально. Раскольникову удалось спастись, обратившись к Христу и приняв свою человеческую природу. Сверхчеловеку Донны Тартт спастись не удалось, потому что вместо Христа он общался с Дионисом. Рассмотрим эту сюжетную линию подробней.

Ницше в романе Донны Тартт появляется на уровне метатекста (в эпиграфе) и в идеях преподавателя Джулиана Морроу, воспевающего дионисийский экстаз. Сверхчеловек как персонаж имеет у писательницы другой прообраз: это Шерлок Холмс. Главный герой произведения Генри описывается так, как Конан Дойль описывает Холмса: высокий, чуть сутулый, невероятной силы, с железной хваткой, имеющий явные дедуктивные способности и мощный аналитический ум. Донна Тартт даже прямо сравнивает Генри с Холмсом, правда, не с Шерлоком, а с Майкрофтом, что оправдано по сюжету. Шерлок не раз говорит, что брат Майкрофт превосходит его как мыслитель, но совершенно не интересуется карьерой и проводит время на покое в клубе «Диоген». Отсылка к античности тут как раз уместна, потому что Генри тоже не интересуется карьерой, не стремится получить диплом, а делает то, что ему нравится: учит древние языки для собственного удовольствия и интеллектуального роста. В рассказе «Конец Чарльза Огастеса Милвертона» Шерлок Холмс говорит, что если бы он, с его аналитическим умом, решил совершить преступление, никто не смог бы его поймать. В романе Донны Тартт этот сюжет реализуется: великий аналитик, более талантливый, чем сам Шерлок, совершает преступление, и никто не может его поймать. Однако это происходит в православном мире Достоевского, и история заканчивается внутренней катастрофой.

Раскольников смог внутренне переродиться, обратившись к Христу. В романе Донны Тартт божество, с которым общаются студенты, – это Дионис. Дионис, бог вина, вдохновитель экстатического оргиазма, почитается в ритуалах, связанных с уничтожением телесности, разрыванием бога на части. В древности ритуал пожирания божества стал залогом возрождения и возвращения на землю. Как оживает после зимы виноградная лоза, так оживет каждый причастный Дионису, отведавший его плоти. Это самое главное известное грекам причастие божественной плоти и божественной силы. Таким образом, омофагия, то есть священное поедание растерзанной жертвы, была в древности религиозным обрядом из дионисова круга ритуалов.

Убив и разодрав на части человека, студенты приобщились к божеству в той древней архаичной форме, которую восхвалял их учитель Джулиан Морроу, соблазнивший их на этот поступок. После такого приобщения к божеству каждый участник ритуала стал сверхчеловеком, которому все дозволено. В своем романе американская писательница наглядно показывает ложность этого пути. Выход за пределы человеческой природы в дионисийской мистерии осуществляется путем телесного отрицания своей человечности, то есть убийства человека. Этот путь позволяет студентам приобщиться к Дионису, увидеть его и общаться с ним. Достигнутое таким образом общение с божеством показывает Диониса как кровожадного демона, который в лице своего служителя Морроу провоцирует молодых людей на убийство и дальше ведет их по кровавому пути. Дионисийский экстаз разрушает личность и уничтожает человека не только во время ритуала, но и в целостности всей его жизни.

Таким образом, обратившись к тематике Достоевского, американская писательница Донна Тартт воссоздала в «Тайной истории» основные сюжетные коллизии «Преступления и наказания». Персонажи ее книги – студенты, ответившие для себя на вопрос Раскольникова, что они имеют право на убийство. Если Раскольников возрождается к жизни, обратившись к Христу и признав ценность человеческой жизни, то герои Тартт гибнут физически и духовно, отказавшись увидеть человека в своей случайной жертве. Духовная сила, ведущая их по пути превращения в сверхчеловека, – это Дионис, языческое божество, выступающее во всей своей грозной силе, враждебной человеку. В романе «Тайная история» для описания сверхчеловека использован как прототип Шерлок Холмс и его более гениальный брат Майкрофт, показано преступление, совершенное великими аналитиком и оставшееся безнаказанным в юридическом плане. Писательница выражает свое отношение к происходящему с помощью заимствованного у Достоевского приема странной фразы, неизвестно почему и зачем произнесенной героем. Эта фраза прямо отсылает к истории Раскольникова и указывает на христианскую проблематику романа.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга требует рефлексии. Тем, кто любит сугубо прямые сюжеты, когда понятно куда мы идем и зачем, будет казаться что он попал на чужую вечеринку на которой ему не место.

Донна Тартт явно не из тех авторов которые добавляют какие-то детали просто ради антуража. Если приписывает какой-то элемент, то он точно нужен для чего-то. Тут явно есть скрытый смысл понятный тем, кто любит античность, а также большой поклон в сторону Достоевского и даже упоминание Шерлока Холмса. Я же не ходок в скрытые смыслы и философию поэтому хватает того, что после прочтения читаю отзывы более искушенных читателей в этом деле.

Мне интересны были характеры героев и причины сподвигнувшие всю группу на обдуманное убийство.

Что мы имеем в сухом остатке:

Ричарда Пейпена который не стесняется приврать или недоговаривать правду. (где-то на 30-40 процентах книги я врубилась что он неспроста врал и является ненадежным рассказчиком).

Банни Коркорана который себя плохо контролирует, эдакий шабутной малый, но! он имеет особенность говорить неприятную правду, прямо вываливать ее неожиданно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что и подтверждается тем, что в конце раскрылись отношения Чарльза с Камиллой, хотя когда Банни о них упомянул это не воспринималось серьезно.

Генри Винтера который по факту

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
убивал и даже кропотливо планировал убийство. Да-да именно он, а не группа, сотальные шли прицепом и участвовали в его плане если поразмыслить. Именно про него Банни говорил что он ужасный человек и не такой каким кажется (а Банни говорит в книге всю неприятную правду). Генри же потом высказывал что убийство на него положительно повлияло.

Джулиана — очень инфантильного учителя купающегося в своем мирке и старательного страющего ничего не замечать (а уж как не заметить алкоголизм и скат в наркоманию героев я не понимаю). Кажется его оочень мало в книге и что он практически не сыграл роль, но как бы не так — именно он создал эту обособленность группы заряжал всех «особым духом греческой эстетики», именно он влиял непосредственно на Генри.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Особенно запомнилось как он кормил Ричарда грибочками. Ну не зря же, не зря это было. Именно он и был топливом всей истории, хоть это и не оговаривается и кажется что он стоит в сторонке.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я долго думала в какой-то момент а как бы я отреагировала если бы мне друзья рассказали что случайно в экстазе убили кого-то. И именно поведение Банни мне кажется таким, как я бы отреагировала. Вроде мои друзья — люди которым я доверяла это сделали и пойти напрямую в полицию страшно и сложно. Но относится к ним нормально уже не смогла бы. Банни же своим поведением пытался их хоть как-то наказать, чтоб они хоть как-то мучались от поступка, буквально заплатили за него. Странный в этой ситуации Ричард, который нормально так отнесся к убийству фермера и даже примкнувший к убийству самого Банни.

Как итог мне очень зашла первая часть, а вот вторая больше в недоумение погрузила, поэтому это и не 10 из 10ти. В любом случае это было интересно и точно книга плотно засядет в голове.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Парадокс таких книг в том, что рассуждать о них можно часами, но вот написать короткий отзыв — невероятно сложно. Чтобы упростить себе задачу, начну с минусов. В книге много коротких, но лишних сцен, которые пусть и читаются достаточно легко, но попросту не нужны. Они не раскрывают сюжет, не раскрывают главных героев и занимают читательское время и внимание. Также мне не хватило ровности сюжетной линии. Вроде бы, книга завязана на древнегреческой культуре, но уже к середине вся её важность сходит на нет, она остаётся лишь фоном. Вроде бы поворотным моментом стала попытка студентов повторить древний ритуал, но толком не раскрыт ни сам этот ритуал, ни его последствия (именно духовные и психологические; последствия материальные-то вполне очевидны), и в дальнейшем он практически не мелькает в тексте.

Что же касается всего остального… для меня эта книга прекрасна. Стиль Тартт невероятно красивый, образный, похожий на лёгкое кружево. Персонажи, все до одного, живые, а члены центральной шестёрки ещё и яркие, каждый не только по-своему харизматичен, но и по-своему отвратителен. Чопорный Генри, восхитительный и странный в своём снобизме, в отчуждённости и скуке, стоически выдерживающий все перипетии судьбы, но всё же ломающийся после предательства учителя, которого он, без преувеличения, обожествлял. Близнецы Чарльз и Камилла с их холодностью по отношению к окружающим и своеобразными отношениями, которые не приводят ни к чему хорошему. Фрэнсис с его психическими проблемами, которые он не хочет решать, и который, при всём при этом, кажется наиболее вменяемым из этих героев. Отталкивающий Банни с его мерзким характером и святой уверенностью в том, что все вокруг ему что-то должны. Сам протагонист, инертный, вялый, слабо реагирующий на происходящее.

Все они мнили себя возвышенными и утончёнными людьми, а на самом деле пали куда ниже, чем мог бы пасть среднестатистический человек. Тартт прекрасно это показала. Нельзя не упомянуть и преподавателя греческого, Джулиана, который собрал вокруг себя эдакий богемный кружок. Книга заставляет задуматься о его роли во всех этих трагических событиях, ведь именно он так усиленно вешал своим студентам лапшу на уши и пудрил им мозги, именно он заставил их отгородиться от остального мира. Да, они, отчасти, сами были к этому склонны, но по факту, они не общались даже с другими преподавателями, за исключением главного героя. Можно сказать, что он не помог им переступить через свою отчуждённость, а, напротив, усугубил её, культивировал.

Многие ставят в вину произведению и персонажам то, что они не испытывают угрызений совести из-за совершённого убийства, но мне видится, что каждый из них попросту застрял в подростковом возрасте. В эти годы смерть воспринимается иначе, совесть — тоже. Это — время эгоизма. Иногда в героях всё же вспыхивали огоньки осознания совершённого, но быстро угасали под давлением эго.

События оставляют после себя чувство опустошённости и безысходности. Катарсис не наступает, и этим «Тайная история» напомнила мне книги Фаулза, который столь же самозабвенно ломает читателя и после прочтения последней страницы оставляет его абсолютно разбитым. Эта книга ни в коем случае не триллер, не детектив, не мистика или магический реализм и даже не то чтобы интеллектуальная проза. Книга о людях, которые не нашли своё место в жизни и сами выбросили себя из родной эпохи на тысячи лет назад, об их психологии и о всепоглощающей тяге к саморазрушению. Она есть абсолютно у каждого члена центральной шестёрки, но понятно это становится только ближе к финалу. Финал, кстати, прописан намного лучше финала «Щегла», где на последних страницах ста творился какой-то бред.

Книга объёмная, но я прочла её буквально за два дня — запоем, не в силах оторваться.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх