Аркадий и Борис Стругацкие «Убийство в отеле «У Алека Сневара»»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Контакт | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В горном отеле, дороги к которому засыпало снегом, происходит убийство. Случайно оказавшийся в отеле инспектор Глебски приступает к расследованию. Мог ли он предположить, чем оно закончится?..
Третий вариант киносценария по мотивам повести «Отель “У Погибшего Альпиниста”». В конце рукописи стоит дата: 5 января 1977 года.
Первая публикация — в третьем томе серии «Неизвестные Стругацкие» (2006).
Входит в:
— условный цикл «Неизвестные Стругацкие» > цикл «Неизвестные Стругацкие: черновики, рукописи, варианты» > сборник «От «Отеля…» до «За миллиард лет…», 2006 г. > статью «Отель “У Погибшего Альпиниста”», 2006 г. > статью «Варианты киносценария», 2006 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 18 марта 2016 г.
Отличный сценарий. Жёсткий, динамичный, сентиментальный, не хуже, чем «Прощай, друг» Жапризо. Очень жаль, что был поставлен не этот сценарий, а более близкий к повести.
Здесь всё выверено более кинематографично, напряжение взвинчивается не так как в повести, а именно в духе «черной серии» французского кино.
С повестью я этот вариант не хочу сравнивать. Повесть хороша по своему, сценарий — по своему. Но спросить: а кто мог бы сделать такое сильное кино в СССР? Никто. Ну, не Кроманов же... Для того, чтобы снимать «Убийство в отеле «У Алека Сневара» нужно быть синефилом, таким, как Франсуа Трюффо, Робер Энрико или Жорж Лотнер. Тогда бы получился фильм в стиле «Стреляйте в пианиста», «Несколько слишком спокойных господ» или «Искатели приключений». Но не нашлось в советском кино такого режиссёра.
Впрочем, если хорошенько подумать, то, как минимум, два режиссёра могли бы качественно реализовать сценарий Стругацких. Это белорус Валерий Рубинчик («Последнее лето детства», «Дикая охота Короля Стаха») и эстонец Кальо Кийск («Безумие», «Цену смерти спроси у мертвых»). И, возможно, литовец Витаутас Жалякявичус («Никто не хотел умирать», «Это сладкое слово — свобода», «Воскресный день в аду») и латыш Алоиз Бренч («Долгая дорога в дюнах», «Двойной капкан»). Это всё умные режиссёры со вкусом к эстетизированному насилию. Они смогли бы. То, что ни один из них не взялся за сценарий (скорее всего, им не предложили) — вдвойне обидно.
dmsl, 24 мая 2016 г.
Многие отметили в отзывах к повести «Отель «У погибшего альпиниста»», что детективная атмосфера повести напомнила им произведения Агаты Кристи. Назывались «Убийство в Восточном экспрессе», «Десять негритят», но никто не упомянул пьесу «Мышеловка», а ведь обстоятельства и место действия повести почти полностью повторяют таковые в пьесе.
Ещё более похож на пьесу данный сценарий: изолированный стихией отель, прибывший по ложному вызову полицейский.
Отечественная экранизация пьесы Кристи (https://fantlab.ru/film5537) словно бы делалась под впечатлением от повести Стругацких и добавляет ещё одну любопытную параллель: персонаж Кристофер Рен явлен в фильме как существо практически неопределённого пола в больших очках. Поначалу, я принял его за девушку, переодетую мужчиной и подумал «это что ещё за Брюн?». Между тем, в первоисточнике Рен не выглядит андрогином, он описан просто как нервозный молодой человек.
Любопытно, для кого делался этот вариант сценария? С чем связаны изменения в сюжете и сокращение действующих лиц?
Вкратце по изменениям:
Всё действие происходит в течении одних суток.
Инспектор прибывает в отель не для отдыха, а по ложному вызову и решает остаться до утра.
В сценарии отсутствуют Алек Сневар, Ольга Мозес, Луарвик и Лель.
Отелем управляет Кайса Сневар, вдова Алека и бывшая подпольщица-антифашистка. Её персонаж является гибридом Алека и Ольги: от Алека ей добавили ума, от Мозесихи — красоты.
Брюн — племянница Кайсы, а не Барнстокра. Как и в повести она слегка асоциальна и её пол поначалу является интригой.
Часть функций и реплик Луарвика отданы Мозесу. Остальные персонажи функционально и по характерам — без изменений.
В финале, между гангстерами-неофашистами и постояльцами отеля разворачивается настоящее сражение с пулемётом, гранатомётом и напалмом.
Концовка гипертрофировано трагична: гибнут все, кроме Хинкуса и Барнстокра.
Драматический выбор инспектора и его последующие моральные страдания были главной сюжетной коллизией повести. В сценарии акцент несколько смещён на зарождающийся в европах фашистский реванш, с которым вступают в свой последний бой постояльцы отеля, без колебаний принимая на себя роль нового Сопротивления.
lubar, 14 июля 2010 г.
Понравилось. Во-первых очень нравится как АБС удается сокращать количество героев. При таком количестве можно не только фильм , но любительский пьесу поставить, естественно без снов, которые снятся инспектору...и без концовки. Особенно изящно чадо меняет дядю на тетю по сравнению с исходной повестью. В целом удалось почти наполовину уменьшить количество героев за счет объедения их. Очень неожиданный ход со сменой хозяина отеля. Инспектор получился в целом удачнее. В том смысле, что во-первых он лучше вел следствие, во-вторых был более самокритичен. Но к концу его как и видно сильно побили и мыслил он слишком медленно для событий. Концовка скорее не понравилась, хотя во многом она логичнее той, в которой самые сильные герои пытаются спастись паническим бегством.
Yazewa, 16 февраля 2008 г.
Как и все сценарии АСБ — вполне читабельно, даже и параллельно с первоисточником. Всегда интересно, что авторы считают возможным убрать и упростить.