Филип Дик «Шалтай-Болтай в Окленде»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Пожилой мужчина решает продать свою автомастерскую в связи с плохим состоянием здоровья. Но дело в том, что он сдавал часть площади в аренду молодому человеку, торгующему подержанными машинами, и поэтому иногда переживает: хорошо ли он поступил, лишив того торгового места. Его жена, которая не работает и занимается исключительно самообразованием, не видит в этом ничего страшного, поскольку терпеть не может арендатора, тогда как жена торговца машинами, наоборот, очень сильно возмущена. Между семьями начинается холодная война, временами переходящая в горячую.
- /языки:
- русский (3), английский (1)
- /тип:
- книги (2), самиздат (2)
- /перевод:
- Г. Яропольский (3)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
osipdark, 30 января 2015 г.
Антология из пяти романов-реализмов Дика, конечно, лишь для его настоящих фанов и поклонников, которые готовы увидеть своего кумира на страницах нефантастики.
Сразу хочется сказать, что издатели очень постарались — «Эксмо» огромное спасибо. Видимо, даже на Западе подобного сборника нету; так же благодарности и за их же «Обман Инкорпарейтед» и грядущую антологию рассказов и повестей. Конечно, серия «Гиганты фантастики» очень радует — все на высшем уровне и то, что необходимо поклонникам Сай-Фай и не только.
Так что же произведения? И в них, и в остальном, фантастическом, творчестве Филипа прослеживается биографическая линия, то, что заботило его. Например, я был сильно удивлен, когда узнал, что в «Докторе Бладмани», не самом знаменитом романе автора, идея «близнеца в близнеце» не была снята с потолка — как рассказывала одна из его жен, Дик думал так сам о себе, что его погибшая сестра-близнец, на самом-то деле, живет внутри него. При том же, без всяких метафор и аллегорий... И более известная книжка — «Око небесное» — об «охоте на ведьм», «маккартизме», сплошных поисках врага среди своих, предательствах (тут уже более все тяготеет к реализму, конечно). А, вот еще, вспомнить большое интервью Филипа, переведенное и имеющееся на сайте, где он подробно рассказывает о том, что действительно ощущал контакт с таинственным ВАЛИСом... Правда, потом он отшутился, но, все же, это опять доказывает биографичность произведений писателя и, когда речь заходит о внутренних его переживаниях, идеях, той самой темы, где и литературоведы, и все остальные ставят вопрос — реальность, наркотики, пришельцы, Бог? — и их таинственность. Что уж говорить об этих пяти трудах внефантастики, на самом горизонте карьеры и таланта Филипа Дика.
Все события романов относятся к 50-ым годам, сложным и для Америки, и для мира. Прошла одна война, а новая назревает. Проблемы не решаются, а лишь накапливаются, изворачивая судьбы людей и так и сяк. И темы в них не столь о бизнесе, как, например, уже успели обрисовать «Шалтая-Болтая...». Нет, тут именно все о людях — для того реализм, вообщем-то, и нужен. Бизнес — это, тавтология, уже литература о бизнесе.
Действия произведений разворачиваются примерно на одной территории, в пределах одного-двух штатах. Поднимаются и такие глобальные темы, для Америки, как проблема угнетения черного населения (такая же тематика и в «Время, назад» — там радикальные протестанты типа Лютера Кинга добились появления нескольких афроамериканских государств на территории США), поиска внутреннего врага (коммунистов, социалистов), экономических сложностей того периода, но и более общих для нас — тут и ранние браки, тут и переоценка своей жизни, и недоступной, запретной любви (нет, не гомосексуальной), и многие другие. Не хочется даже писать отельные комментарии к каждому роману — не из-за лени, хотя, и тут она участвовала, но из-за общности их, какой-то линейности в плане прочтения из-за схожести поднимаемых проблем.
Из антологии Филип К. Дик снова хочет нам сказать, что «для полного понимания этих произведений, нужно уяснить мое мнение о том, что каждый из нас живет в собственной Реальности...». Так он и написал, комментируя их. И, конечно, нужно добавить, что все эти Реальности влияют друг на друга. А в лучшую ли, в худшую сторону — это уже зависит только от нас, живущих.
Ch, 4 ноября 2012 г.
Прекрасный образец реалистической прозы. Написан роман на более высоком литературном уровне, в сравнении с НФ-романами и рассказами Дика. При этом психологическая атмосфера в «Шалтае-Болтае» оставляет ощущение большей иррациональности и абсурдности, чем в диковских фантастических произведениях. Присутствует одна из главных тем в творчестве Дика — иллюзорность «объективной реальности», только на этот раз для её решения использованы чисто реалистические средства. Результат впечатляющий. Дик создаёт ощущение распадающейся, ползущей по швам реальности, и всё это — без всякой фантастики — в рамках строгого реализма.
k2007, 16 ноября 2012 г.
История о проблемах мелких американских бизнесменов в 60-х годах. Один — человек пожилой, который хочет продать свое дело и уйти на покой, но ему поступает новое и совершенно замечательное предложение, однако при этом необходимо рискнуть всеми имеющимися деньгами.
Второй — продавец подержанных машин, для которого продажа дела соседом смерти подобна, потому что именно у соседа он за малую сумму арендует площадку для своих машин и боится, что новый владелец не будет продлевать аренду. И вот наш второй герой начинает метаться из стороны в сторону и делать глупость за глупостью.
Читать все это скучно. Дик всегда был силен необычной фантастической идеей, а здесь ее нет. Характеры людей (и главных героев, и второстепенных) описаны хорошо, но читать про приключения этих людей скучно