М. Джон Харрисон «Устройство с Центавра»
Капитан Джон Трак — безнадёжный лузер, прожигающий жизнь в ожидании случайного фрахта по барам и борделям захолустной планетки. Капитан Джон Трак проделал путь от героинщика-побирушки и уличного музыканта до героя революции и командира собственного корабля. Он взял лучшее от всегалактической наркоторговли и Новой Волны, еврейско-арабского противостояния и буйного урожая иллюзий в сточной канаве реальности. Он почётный гость на самой долгой вечеринке в истории Вселенной. И он единственный в Галактике человек, способный хотя бы понять, если не принять, что за парфянскую стрелу метнули в своих победителей сметённые геноцидом инопланетяне системы Альфы Центавра...
Роман написан на основе одноимённой повести, которая была напечатана в номере «The Magazine of Fantasy and Science Fiction» за январь 1974 г.
Награды и премии:
лауреат |
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985 |
- /языки:
- русский (2), английский (2)
- /тип:
- книги (2), самиздат (2)
- /перевод:
- Е. Клеветников (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FixedGrin, 21 сентября 2015 г.
Сокращенная версия заметки для Medium (https://medium.com/@LoadedDice/the-naked-conductor-536b2b5a099d)
Это самая короткая работа Харрисона в его НФ-ипостаси и единственная, безоговорочно достойная считаться шедевром в своем роде; впрочем, ее зачисление в серию SF Masterworks от Gollancz служит тому надежным индикатором даже в эпоху, когда около трети номинаций на «Хьюго» не находят обладателей стараниями идиотов-догхантеров. «The Centauri Device», написанное на пике Новой Волны, служит точкой сборки большинства более поздних книг Харрисона, от «Бури крыльев» до трилогии Кефаучи, переведенной недавно на русский.
... Нельзя сказать, что никаких перемен в жизни капитана Трака не происходило вовсе. Отнюдь. Он кое-чего достиг: из героинового толкача стал героем революции, из бездомного побирушки — пилотом собственного грузовика, из сына космопортовой шлюхи, никогда не знавшего свою мать в лицо — другом последнего из великих рокеров Галактики. Но вы же сами понимаете, как много это значит — и как мало, когда над спинами ползущих к пропасти леммингов, по привычке именующих себя евреями и арабами, свистят парфянские стрелы бесчисленных жертв центаврийского геноцида? Ведь инопланетяне с Центавра, такое впечатление, добровольно проиграли войну, которую способны были выиграть, решительным броском сметя с доски все фигуры, кроме голубя мира...
Основная заслуга Харрисона перед жанром тут в том, что «The Centauri Device» вводит в космооперу законченного недогероя (не путать с антигероем). В полной мере первопроходцем Харрисон не стал: такого же ограниченного остолопа посылал в космопроходцы Бестер, пока его Гулливер Фойл не превратился сперва в тигра, а затем в графа Монте-Кристо. «The Centauri Device» ведет по иной дорожке этой развилки и решает судьбы мира иначе, отвечая на вопрос, что случилось бы, не претерпи среднестатистический космолетчик такой трансформации. И отвечает не шепотом, а грохотом взрыва.
vam-1970, 25 ноября 2018 г.
Читать НЕПОНЯТНО. Вот такое выражение может применено для общего понятия книги. Из 244 страниц 188 посвящено убалтыванию героя всевозможными службами в необходимости лететь и привезти Устройство. Сюжет насыщен мраком и гнилью, беспросветной судьбой всех героев и персонажей. Произведение скорее всего подходит к серии «Сны Разума», чем в серию «Шедевры фантастики». Стиль написания — беспорядочный , персонажи не прописаны. Только обрывки, наброски, недосказки. Главный герой — заложник своей неудавшейся судьбы. После такого повествования и рисунков мира будущего финал весьма логичен — такого мира не должно существовать!