Филип Дик «На службе у хозяина»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Мир после страшной войны находится под властью корпораций, а люди вновь вернулись к многочасовому физическому труду и бумажным письмам для дальнего сообщения. Некоторые знания о довоенном прошлом были утеряны, пока задававшийся вопросами почтальон не находит заваленного в обломках настоящего робота...
Входит в:
— сборник «Robots, Androids, and Mechanical Oddities: The Science Fiction of Philip K. Dick», 1984 г.
— сборник «Отец-двойник», 1987 г.
- /языки:
- русский (4), английский (2), украинский (1)
- /тип:
- книги (5), самиздат (2)
- /перевод:
- А. Иванов (2), Е. Поляков (1), Д. Старков (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Мах Асаматман, 3 августа 2024 г.
Стереотипному хорошему парню некий неофициальный источник предоставляет определенную информацию, касающуюся прошедших событий. В конце рассказа выясняется, что источник хорошенько приврал. Хороший парень обречен, древнее зло вернулось, бла-бла-бла... Все!
Можно, конечно, усомниться, и предположить, что робот не врал. Мол, коварные корпорации оболгали несчастных терминаторов. И теоретически это тоже может быть правдой. Самое забавное в том, что из имеющихся данных мы никак не способны выяснить, где все-таки правда.
Часть рецензентов отметила следующий посыл — дескать, мораль сей басни в том, чтобы не умалчивать нелицеприятные события, а сохранять и распространять память о них. Выходит, раз в «убежище» история о войне с роботами не предавалась огласке, то либо ее все-таки не было, а робот был прав и убежище придерживается «моралистских» взглядов (что согласовывается с обстановкой в нем), либо это обычная человеческая глупость.
В общем, самое лучшее, что есть в рассказе — его неоднозначность.
И только.
god54, 11 марта 2022 г.
Интересное сочетание постапокалиптики с человеком и роботами, и еще немного о человеческой наивности. К вопросу достоверности информации, смотрите как сегодня из Интернета выкорчевывают целые сайты, будете смотреть и читать только то, что они считают правильным. А как они это определили, что она правильная? Как определить, где правильно, если врут служители божьи?!. А рассказ уж очень жесток и без ответа на такой простой вопрос.
Стронций 88, 21 марта 2020 г.
Простенький рассказ. Я бы с удовольствием сказал, что не всё так однозначно, что это же Филип Дик, а значит, может быть и другая трактовка, может быть,
Так или иначе, но даже притом, что он прост, в нём есть вполне себе диковский смысл. Ведь это рассказ о том, что сокрытие правды, превращение её в табу, даже в самых, казалось бы, правильных целях
Bookers, 4 октября 2019 г.
Довольно посредственный рассказ, в сравнении со средним уровнем Дика. С условной темой «На самом деле все не так, как вам кажется, или как вам говорят».
Но, как всегда у Дика, поднимающий несколько вопросов.
Нужно ли всегда говорить всю правду обо всем? Нужно ли верить всему, что говорят, даже если вы заранее надеялись на такой ответ? Нужно ли идти против законов, опираясь лишь на эмоции, а не на логичную необходимость этого, основанную на фактах?
Не обошлось и без ляпов, как уже упомянули в отзывах ранее.
Финал несколько натянут, малореален для данной обстановки.
Oreon, 7 августа 2019 г.
Ещё один постапокалиптический рассказ от автора. И вроде бы рассказ хорош, и можно его даже рассматривать в контексте предвестника идеи терминаторов. Но вот как-то человечество будущего не умнеет не смотря ни на что, и это расстраивает. И особенно разочаровала концовка. Именно за неё я снял один бал. Просто с одной стороны вроде бы всё проясняется и становится на место, а с другой — всё оборвано и тупо, при этом совершенно таки не однозначно какая всё таки сторона права.
С одной стороны герою вроде пояснили, как он нахомутал. А с другой — действительно наочная иллюстрация пользы гласности и исторической правды. А если их не было, то может и правда другая? А зачем, скажите, в конце решили распылять радиоактивный газ? Чем он может повредить андроиду, пролежавшему сто лет в радиоактивной куче и сохранившему функциональность, просто ещё больше отравить окружающую среду? Выглядит очень не симпатично. А вот робот, если он такой кровожадный, однозначно мог нейтрализовать главного героя и тогда не имел бы себе проблем. Так и почему не сделал?
Нет, концовка однозначно не однозначна :), — её можно развить как в одну, так и в другую сторону.
romanpetr, 26 декабря 2018 г.
Очередное видение постапокалиптического мира Филипа Дика и сочное дополнение на тему войны с «терминаторами», но только на раннем этапе. После гибельной для большего человечества войне, люди оказываются под землёй, и власть в мире устанавливают могучие корпорации, которые заставляют людей обитать и трудиться, по большему, в подземном обществе. Один из почтовых ведомственных сотрудников, совершенно случайно, натыкается на остатки ещё функционирующего робота, который просит его спасти и обещает рассказать ему правду о войне прошлого, но всё пошло совсем не так...
Говорить, что почтальон-посыльный Эпплквист оказал людям «медвежью услугу» нельзя, ибо он становится жертвой, потому что с одной стороны главного героя по доброте душевной и по незнанию просто-напросто обманул и использовал последний уцелевший робот, а с другой стороны общество строго-настрого запретило разговоры о войне и люди живут в неведении о прошлом. Так что главный герой действует из благих побуждений и всем сердцем хочет достичь справедливости.
Рассказ получился двояким, и главного героя невольно жаль, потому что на его месте мог оказаться любой, но наверное больше Дик хотел обратить внимание на тот факт, что все мы, когда-нибудь оказываемся не к месту и не вовремя, и попадаем в какую-нибудь передрягу или совершенно глупую ситуацию. Произведение весьма поучительное и значимое в плане психологического восприятия. Дик очень здорово обыграл данную ситуацию!
vam-1970, 21 июля 2017 г.
Рассказ вроде и непримечателен. Так робота нашли, восстановили после войны и что далее...? А суть в том, что почтальону и прочим жителям , оставшимся после войны, руководство не говорило о причине войны, это было под смертельным запретом.И не зная истинных причин войны, почтальон отремонтировал робота и отправил его на организацию очередной войны сам о том не подозревая.
Рассказ о пользе гласности и исторической правды.