Антон Уткин «Крепость сомнения»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
prouste, 29 ноября 2020 г.
Лет десять, кажется, автор писал эту книгу и, в общем, она получилась. Аннотации на обложке(«Книга, которой не было»,«кинематографический монтаж», «роман-исследование») не соответствуют действительности: «Крепость» по построению, манере изложения материал от лица интеллигентов, не принявших 90-е и выпавших из настоящего мало чем отличается от книг Юзефовича, Быкова, Славникова, отчасти Шишкина и в смысле лаконичности, сюжета, композиции сильно уступает «Журавлям с карликами», «Оправданию-Орфографии». Автор — прекрасный стилист, владеющий ритмом прозы, но опять же — «Крепость» — это не «роман с языком», как «Взятие Измаила»,«Венерин волос» или «2016». Уткин — не яркий самобытный писатель. Сколько-нибудь ярких сцен в драматургическом плане(как, например, у Иванова) в книге нет вообще, ссылки на исторические реалии есть и у Юзефовича и у Шишкина( в «Венерином волосе» тоже околореволюционные времена), о «монтаже» применительно к однотонному роману говорить также нее приходится. Самое приятное у автора как раз непохожая на других интонация — заметно романтизируя и возвышая своих персонажей — которые не сильно индивидуализированы и , в принципе, все соотносимы с читателями — Уткин эстетизирует их глазами действительность, делает возможным если не согласиться с окружающей реальностью, то смягчить ее. Линия вымышленного града Китежа — места, куда уехали академики, романтических линий и невозможности проживать с кем-либо, абсолютно сновидческий и полубуддийский финал — все это чудесно. Вообще, в книге,которая посвящена 90-м годам, нет неприятных, грубых сцен, какого-то насилия.что, в общем редкость(опять же — сравните с Шишкиным), но это не вследствие лакировки действительности. а из-за специфики светлого таланта автора. Если «Хоровод» при всей его «сюжетности» и стилизованности вызывал недоумение, то «Крепость» — однозначно славная, изящная и «интеллигентская» книга. В принципе без сцен 1919-1920 гг. и «переклички времен», наверное, было можно и обойтись
taipan, 20 апреля 2014 г.
Все-таки, в бумажных книгах есть что-то магическое. Несмотря на все социальные катаклизмы, год от года все более деформирующие наше общество, хочется верить, что е-букам с торрентами не удастся скинуть их с корабля современности (триумф кинематогрофа, как мы знаем, тоже в свое время пророчил гибель театру, и ничего). К чему это я? Книжка попалась мне в руки совершенно случайно. Я скептически ухмыльнулся, взглянув на аннотацию. Со скукой пролистал пару первых страниц... И проглотил этот роман за одну ночь, закончив читать, когда за окном уже щелкали соловьи.
Что-то магическое есть в том, как вот эти самые бумажные книги в обтрепанных переплетах и пятнах от кофе, рано или поздно, находят своих читателей. С вордовским файлом или гиперссылкой, брошенной в скайп, все бы, конечно, сложилось иначе.
Эта книга, написанная в лучших традициях Классического Русского Романа, ненависть к которому нам так тщательно прививали в школе, связывает поколения и эпохи, эпизоды Гражданской войны чередует с яркими картинками из лихих девяностых. Это история про наше прошлое, настоящее и, отчасти, будущее. Глубокая и невероятно красиво исполненная вещь.