Тобиас Бакелл «Память о небе»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Венера )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Корабль командира Джеймса был подбит ракетой Немецкого Рейха прямо над Венерой. Мы совершили жесткую посаднку, но все остались живы. Правда, нашу «птичку» было уже не спасти, и нам оставалось надеяться лишь на то, что мои сигналы бедствия были отосланы раньше, чем полетела вся аппаратура связи.
К сожалению, тогда мы еще не знали, с чем нам придется столкнуться на «мокрой» планете. Некоторые, будь у них выбор, предпочли бы принять капсулы с ядом, вшитые в браслеты каждого из нас, чем ощутить на собственных плечах уготованную им судьбу...
Входит в:
— антологию «Юная Венера», 2015 г.
— сборник «Zen and the Art of Starship Maintenance and Other Stories», 2023 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 28 октября 2024 г.
Рассказ начинается, как классический закос под «марсианского» Берроуза и ретро-опусы про борьбу с нацистами в космосе. Язык выбран соответствующий, поэтому первоначально уже не ждешь от «Памяти...» чего-то большего. Кроме того, начинает раздражать, что автор вносит сюда еще и расовую повестку сегрегации по цвету кожи, не слишком близкую нашему многонациональному населению (хотя, конечно, и у нас достаточно любителей различных расовых теорий, но все-таки есть надежда, что меньше).
Тем приятней было ошибиться. И ошибиться в корне. Автор возвращает нас к разговору о рабстве. Вроде бы, совершенно банальному и тысячу раз обговоренному. Но он находит такие удивительные аспекты, о которых действительно ранее не задумывался, хотя большинство лежат совсем на поверхности. Об узаконенном и скрытом рабстве. О рабстве, способном существовать при любом, даже самом либеральном строе. О внутреннем состоянии рабов, об искреннем желании части из них иметь синицу в руках, то есть, продолжать спокойно существовать до конца жизни в подобных условиях, потому что перемены ведут только к худшему. О бессмысленности бунта в определенных условиях социума. О бесполезности храбрости и стойкости в четко выверенной системе. О глобальной разнице между тем же бунтом и побегом. И это настолько живой и даже до некоторой степени переворачивающий сознание диалог с читателем, что невольно понимаешь, насколько этот рассказ выше всего того, что было до этого в сборнике «Юная Венера».
При всем при этом товарищ Бакелл не опускается до пафосного морализаторства и не забывает соблюсти форму приключенческой истории, что помогает не терять широкую аудиторию. Иван Ефремов, помниться, писал, что идальная форма учебников будущего — это изложение гуманитарных и технарских фактов в виде захватывающего приключения, художественной формы, сплавленной с более важным научным содержанием. Именно такую примерно мысль, если не ошибаюсь, он держал в голове, когда создавал свое знаменитое «Лезвие Бритвы». Бакелл, что называется, написал рассказ как раз в подобной струе, вкладывая исторические факты и достаточно глубокие мысли в захватывающую фантастическую форму.
К сожалению, печальный конец истории предопределен ее содержанием и сделанными выводами главного героя из своего и своих предков рабского существования. Но от этого рассказ ни на грамм не становится хуже. Скорее, наоборот: тебе не подсовывают слюнявый хэппи-энд, а разговаривают на равных, как с умным взрослым читателем. Спасибо автору за это.
Edward Woeful, 23 февраля 2019 г.
Пожалуй, лучший рассказ этого сборника. Скорее, не о фантастике, а о рабстве.
igor_pantyuhov, 2 мая 2016 г.
Хороший рассказ. Что понравилось особенно, так это идеальное сочетание основной части рассказа и его концовки. Ну и из рассказа видно что на автора большое впечатление произвела трилогия «Эдем» Гаррисона. Да и про продолжающуюся войну с нацистами мне тоже понравилось. Оригинально так придумано.