Роберт Блох «Поезд в ад»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча | Мистика
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Однажды юному Мартину встретился странный поезд. Он проходил по железнодорожной линии тогда, когда там вообще не должно было быть никаких поездов.
Ещё более странным оказался кондуктор — он предложил Мартину заключить договор: в обмен на поездку в этом поезде пообещал выполнить любое желание. Мартин согласился, но загадал такое желание, чтобы никогда не попасть на Поезд, Идущий в Ад...
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, September 1958», 1958 г.
— сборник «Pleasant Dreams», 1960 г.
— журнал «SF Magazine Vol. 1 №1 (1)», 1960 г.
— сборник «More Nightmares», 1961 г.
— антологию «The Hugo Winners», 1962 г.
— журнал «Venture Science Fiction, December 1963», 1963 г.
— антологию «НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 6», 1967 г.
— антологию «Twenty Years of Fantasy & Science Fiction», 1970 г.
— антологию «Everyman's Book of Classic Horror Stories», 1974 г.
— антологию «Alfred Hitchcock's Witch's Brew», 1977 г.
— антологию «Midnight Specials: An Anthology for Train Buffs and Suspense Aficionados», 1977 г.
— сборник «The Best of Robert Bloch», 1977 г.
— антологию «A Treasury of Modern Fantasy», 1981 г.
— антологию «The Fantasy Hall of Fame», 1983 г.
— антологию «Mysterious Railway Stories», 1984 г.
— антологию «The Best Fantasy Stories from the Magazine of Fantasy & Science Fiction», 1985 г.
— антологию «Horrifying and Hideous Hauntings», 1986 г.
— антологию «Devils», 1987 г.
— антологию «The Ghost Now Standing on Platform One», 1990 г.
— антологию «Зарубежная фантастика», 1991 г.
— антологию «Бесконечная игра», 1992 г.
— «Продолжение следует», 1993 г.
— сборник «The Early Fears», 1994 г.
— сборник «Robert Bloch: Appreciations of the Master», 1995 г.
— журнал «Всемирная фантастика и детектив. №1-2`1996», 1996 г.
— антологию «The Fantasy Hall of Fame», 1998 г.
— антологию «My Favorite Fantasy Story», 2000 г.
— антологию «Sympathy for the Devil», 2010 г.
— антологию «Century's Best Horror Fiction. Volume Two», 2012 г.
— антологию «Самое далёкое плавание. Посвящается Хьюго Гернсбеку», 2018 г.
— антологию «Созвездие Льва-4», 2019 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1959 // Рассказ |
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
deepnight79, 17 января 2024 г.
Сей писатель любил творить разные литературные ужастики. Ну и тут, вроде, вариации на тему: договор с нечистой силой – мол, исполню любое твоё желание, но за это в конце всей жизненной чехарды заберу тебя с собой в ад. Пожали друг другу руки, и понеслась… Неплохая такая коротенькая притча про человеческое житие-бытие, духовное с материальным в нём, и есть ли на свете такая штука как счастье. Опус очень схож с вышедшим шестью годами ранее рассказом Генри Каттнера «Залог». Написано стилистически безупречно, что очень понравилось.
vam-1970, 31 марта 2018 г.
Рассказ -лауреат премии Хьюго 1959 года. Вполне заслуженно! Сделка с дьяволом как только не обыгрывалась в литературе. Блох преподнёс ещё один шедевр. Причём -философский. Когда человеку надоедает двигаться вперёд? Никто не знает — даже сам человек. Тяга за будущим непреодолима. И в рассказе — ведь всё было в руках героя- застабилизировать свою жизнь и удачу. Но хотя бы сумел дьявола обмануть.
Katon, 26 февраля 2015 г.
» Вся радость — в самой поездке, а не в том, чтобы добраться до цели.»
Очень поучительный рассказ, в котором посредством раскрытия жизни главного героя по имени Мартин, автор доносит до нас очень простую истину, о которой многие из нас забывают в повседневных заботах и хлопотах. Истину, которая гласит, что нужно жить и наслаждаться сегодняшним днем и радоваться тому, что имеешь, а не ждать того мгновения полного счастья, которое скорее всего никогда не наступит.
ksu12, 18 декабря 2013 г.
Мера человеческого счастья всегда разная и всегда относительная и никогда не бывает абсолютной даже для одного и того же человека, потому что мы меняемся . И представления наши о собственном счастье тоже меняются. С одной стороны , это плохо. Человек не ценит тех минут , тех дней , тех лет, которые поистине счастливые у него, не умеет радоваться , если не малому , то хотя бы меньшему. И всегда мы наивно предполагаем, что все лучшее у нас впереди. Хотя зачастую бывает, что и позади , и прямо здесь и сейчас это лучшее. С другой стороны, хорошо. Человек всегда стремится к лучшему , большему , это двигатель прогресса — не останавливаться на достигнутом , думать о лучшем, надеяться, мечтать. Природа человеческая такая. К сожалению, порой это превращается в синдром пушкинской старухи у разбитого корыта.
Я думаю, что я сейчас счастлива по всем своим житейским меркам. И остановилось бы мгновенье. Да, я бы этого хотела. Но тоже , наверно, как и главный герой не решилась бы повернуть стрелку часов. Просто потому что я тоже мечтаю о большем, и тоже думаю, что все лучшее еще впереди. Хотя всячески стараюсь научиться ценить то , что мне уже дано в жизни.
Очень философский , замечательный, умный рассказ. Фантастическое в нем фон , чтобы ближе и легче принять его глубокую и порой, я бы даже сказала, болезненную философию. Болезненную, потому что хочется верить , что все еще впереди. А автор в этом не уверен.
Рассказ в любимых, читайте , думайте. Учитесь ценить то, что дано. На самом деле большинству из нас дано много.
maxxx8721, 6 июня 2013 г.
Рассказ, вернее притча, а лучше — история о человеке, который хотел перехитрить смерть. Главный герой Мартин рано потерял отца, получив в наследство песню «Поезд в ад», которую любил горланить напившийся предок. Мартину пришлось рано узнавать жизнь, бродяжничать, скитаться. И вот, когда, казалось, ничто не может спасти Мартина от гибели, к нему подошел машинист, который предложил по низкой цене билет на поезд в … Мартин также сразу об этом догадался, согласился, но при условии, что машинист выполнит одно его желание. Контракт подписан, скреплен машинным маслом и угольной пылью. Мартин согласился на контракт, потому как был уверен, что ему под силу обыграть самого машиниста с косой. Желание действительно казалось верхом остроумия – иметь возможность однажды остановить время. Время будет продолжаться вечно, и Мартин будет жить вечно и счастливо. Единственная загвоздка – найти тот самый счастливый момент. Оказывается, это не так уж просто. Это желание стало серьезной загадкой: загадкой, которая во сто раз оказалась сложнее любой из загаданных еще одному адскому поезду – Блейну Моно из «Темной башни». Мартин испытал это, доходя порой до отчаяния, но выбрался из ситуации со щитом...
Эта история действительно многому учит. Не стоит заглядывать далеко вперед, строя немыслимые планы и дворцы из песка. Чем больше планов на будущее, тем будет большее разочарование. Закон подлости никто не отменял, и каждый с этим уже сталкивался. Чем больше мы думаем о будущем, тем быстрее приближаем свою старость. Живите настоящим, оглядываясь назад, ибо в прошлом наша мудрость, и чуть-чуть стараясь предугадать будущее. Это знают все, но понимают, как правило, только на старости лет. Квинтесенцией же всего рассказа является фраза: «Вся радость – в самой поездке, а не в том, чтобы добраться до цели». Сама жизнь – это и есть самый лучший миг, осознание того, что ты жив.
Выбор Мартина в конце совершенно правильный. Он выбрал не цель, он выбрал то, что может дать больше, чем цель.
Илориан, 1 апреля 2014 г.
Рассказ о том, почему большинство из сынов человеческих не есть счастливы и никогда таковыми не будут. Мы думаем, что счастье статично- это то, что бы что то иметь. Но, как только мы получаем это что-то, сразу становимся вновь несчастными. Автор считает, что это так, потому, что счастье динамично — это сам процесс достиженя результата. Но человек не способен постичь эту истину. И поэтому то, что есть для него высшее благо, он воспринимает, как дорогу в ад.
Хороший философский рассказ.
замри и умри, 7 мая 2015 г.
Очередная история на тему сделки с дьяволом. Очередная попытка перехитрить этого самого дьявола. И, кажется, в очередной раз дьявола таки оставили в дураках. А с другой стороны, машинист-дьявол добился своего, кажется. Все, в общем, в выигрыше, как мне кажется.
Ожидаемым было то, что в течении всей жизни Мартин так и не распустит завод часов — человек всегда стремится к большему, и это большее сделает его более счастливым, думает он.
Неожиданным вышел финал, эдакий бесконечно движущийся поезд (снова ассоциации с Пелевиным), Мартин стал новым машинистом (новым дьяволом?). А с прошлым машинистом что произошло-то? Пассажиром стал что ли?
ivan2543, 7 ноября 2013 г.
«Из-под колес разлетается пыль,
Оркестр играет кадриль,
За спиной догорают мосты,
Дорога лежит в тартарары…»
(из песни гр. «Крематорий»)
Пока читал, все время думал – что же мне напоминает этот рассказ? Прочитал и вспомнил – «Фауста» Гете. Общая суть та же – найти мгновение счастья, которое хотелось бы остановить. Но в прочтении Блоха легенда видоизменяется, и его Дьявол загоняет героя в ловушку, искушая его не смертью, но жизнью. Найдет он этот миг, или нет, но поиск земного счастья приведет его прямо в ад. Впрочем, как и герой народных легенд, герой рассказа Мартин оказался хитроумен и привел эту историю к неожиданному итогу. Считать это хэппи-эндом или нет – это вопрос к читателю.
Что касается ужасов, несмотря на авторство Блоха, их здесь не найти: «Поезд в Ад» — обычная философская притча, и на создание пугающих образов и атмосферы автор заморачиваться не стал.
Итог: Фауст, как машинист «Желтой Стрелы», совершенно бессмертен.
Прочитано благодаря теме «10 любимых страшных рассказов».
Оценка произведению: 9 из 10 (отлично).
Оценка «страшности»: 1 из 5 (не страшно).
amak2508, 10 августа 2012 г.
Добротная вещица — и читается неплохо, и мысли в ней почти философские, и финал остроумный. Но если начать придираться, то все в ней не так уж хорошо, как кажется на первый взгляд.
Читать интересно, но не так, чтобы от рассказа невозможно было оторваться. Мысль о том, что человек всегда надеется на лучшее в будущем, она, конечно, правильная, но уж никак не в данном конкретном случае, когда человек обладает такой возможностью. Ведь каждый нормальный человек знает, что с возрастом всегда и здоровья все меньше, и надежд на будущее счастье тоже все меньше и меньше. Финал, бесспорно, остроумен, но боже мой, неужели это так здорово — всю жизнь пить, курить и выражаться в «не очень культурной компании»:smile:.
Более любопытной в рассказе выглядит совсем не очевидная на первый взгляд ситуация, когда появившаяся у главного героя возможность вытягивает его из грязи люмпена и делает образованным богатым человеком. Есть здесь какие-то аллюзии с «Зеленой лампой» Грина...
redmarie, 7 декабря 2012 г.
Примечательно, что если отбросить мистическую составляющую, Роберт Блох написал абсолютно жизненный рассказ. Все верно, если в человеке заложена тяга к чему-то большему, чем бродяжничество, пьянство и воровство, он сам планирует вырваться из грязи и нищеты (а это так, ведь главный герой Мартин тщательно обдумывал свое желание), то достаточно сыграть на его самолюбии, придать его устремлениям немного духа соперничества, и, вуаля! прожита, как мечталось, насыщенная счастливая жизнь.
Финал истории вызвал ассоциацию с китайской притчей (смысл ее, иносказательный и философский, в познании себя, но в приближенном сравнении...):
Интересный, простой и правильный рассказ. К впечатлениям еще могу добавить, что Мартин — неисправимый оптимист!
solarius, 23 мая 2014 г.
Рассказ нечаянно выплыл в рекомендациях фантлаба. Глупо полагаться на вкус ИИ, но тем не менее, иногда он не подводил.
Этот рассказ вероятно должен претендовать на большее, чем он на самом деле является. Только я этого «чего-то» так и не увидел. До этого момента Блох не подводил, но вот с «Поездом...» вышла явная осечка. Приступ меланхолии и ленивое осмысление налицо.
Аут...класс игры невысок..
Veronika, 14 июля 2013 г.
Тема вечная — сделка с дьяволом и попытка его обмануть. С виду всё хорошо: главный герой прожил достаточно интересную и разнообразную жизнь, и вроде бы сумел не попасть в ад, остановив время прямо во время поездки в ад;-).
Только вот победа мне показалась мнимой: если поездка будет длится вечно, сам поезд и станет адом для своих пассажиров.
Поэтому с дьяволом сделок лучше не заключать;-).
iskender-leon, 24 февраля 2012 г.
Потрясающий рассказ. Тема сделки с дьяволом многократно использовалась самыми разными авторами. Изредка человек побеждает (совсем уж фантастика), во много раз чаще проигрывает (реализм). А сегодня Роберт Блох поведал мне историю, где этот раунд вечного противостояния закончился... вничью. Ну, по крайней мере так это выглядит для меня.
Это произведение, содержащее давнюю и простую жизненную истину, которую мы все знаем и о которой тем не менее забываем, наверное, ежедневно. Так что спасибо Роберту и Мартину за напоминание.
viktor111, 24 июля 2012 г.
Это даже притча, а не рассказ. На подобную тему уже много всего было. Здесь все очень лаконично, просто, тяжелого осадка не оставляет, но при этом заставляет задуматься. Отличное произведение.
god54, 31 августа 2009 г.
Очередной рассказ о поиске счастья. Человек настолько ненасытен, что даже добившись счастья, он будет стремиться добиться еще чего-то большего. Как сказано в рассказе: «Но вся радость – в самой поездке, а не в том, чтобы добраться до цели». Вот и несётся человек по жизни пролетая мимо заветных станций, пока не достигнет своей заветной и конечной станции и тогда захочется бессмертия, чтобы остановить время, а сделать то это уже нельзя. «Все люди похожи на вас, Мартин: они глядят в будущее, надеясь найти там полное счастье, Ждут минуты, которая никогда не настает». Рассказ — гимн сегодняшнему дню — живи и радуйся сейчас...