fantlab ru

Алексей Жарков, Дмитрий Костюкевич «Никта»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.86
Оценок:
218
Моя оценка:
-

подробнее

,

Никта

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

После смерти Петра Великого, его любимый город поразила скверна. Да так крепко, что не выдержал государь, да явился в образе призрака. Дабы усмирить неупокоенного, губернатор Миних выписывает в Санкт-Петербург профессиональных экзорцистов...

Входит в:

— антологию «Самая страшная книга 2014», 2014 г.

— сборник «Жуть», 2016 г.


Похожие произведения:

 

 


Самая страшная книга 2014
2014 г.

Самиздат и фэнзины:

Жуть
2017 г.

Электронные издания:

Жуть
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ входит в антологию «Самая Страшная Книга», которую «благословил» сам Клайв Баркер. Интересно, как он это сделал, находясь практически при смерти с 2012 по 2017 год. После токсического шока британский писатель провел несколько лет в больнице, 2 раза впал в кому, не мог ходить и еле разговаривал. Вдобавок, его ограбили, лишили практически всего имущества. Баркеру явно было чем заняться в 2014-м году. Допустим, в этом аду он нашел время и силы прочесть рассказы начинающих русских авторов. Вопрос номер 2: на каком языке он читал? «ССК» перевели на английский, или Баркер русский выучил? Мутная история, которую, я надеюсь, нам когда-нибудь раскроют до конца. Извините, учеба на юрфаке сделала меня подозрительным.

Итак, «Никта» Жаркова и Костюкевича. В начале авторы зачем-то пересказывают краткий курс истории Российской империи после смерти Петра I, взятый будто из учебника для 7-го класса. То есть, они реально сообщают общеизвестные факты. И все.

Сама эпоха изображена шаблонно, будто писатели быстренько просмотрели сериал «Юность Петра». Я не ощутил знания темы, глубокого изучения источников. И любви к своей стране и ее прошлому тоже. «Историческая атмосфэра» в рассказе выглядит как отписка. Я не большой поклонник Симмонса, но до него в этом смысле Алексею и Дмитрию далеко.

Далее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
По Петербургу бродит призрак Петра I, который на самом деле переодетый самозванец

Очень оригинально, очень убедительно. Никто ничего не понимает, потому что в России XVIII века живут одни пьяницы и казнокрады. Ну конечно.

Итак, призрак бродит зимними ночами, изрекая лубочные банальности из анекдотов про русского императора. Замечательно, как «мэтры хоррора» показывают страх людей, которые встречаются с ожившим трупом. Знаете, как?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Они пердят и срутся

Я не вру, именно так и написано. Это просто новое слово в развитии жанра.

В истории также присутствуют испанский Инквизитор (еще один призрак), старообрядцы и Христофор фон Миних. Очень странно, что не нашлось места для Афанасия Никитина и барона Мюнхгаузена.

В общем, намудрили ребята будь здоров. Но язык хороший.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначный рассказ, пример не полностью реализованного потенциала. С одной стороны, довольно интересный и перспективный сеттинг «крипто-исторического мистического ужаса» в Петербурге начала XVIII века. Начавшись с [ненастоящего] призрака покойного императора Петра, который ходит по городу и пугает вороватых сановников, история постепенно приобретает куда более зловещий и даже апокалиптичный оборот с демонами и чертями фром хелл. Есть пара-тройка неплохих, атмосферно-жутких и даже кинематографичных сцен. Однако, при этом очень видно, что авторы ниасилили своего же масштабного замаха – повествование чересчур скачкообразное, кульминация и финал сильно скомканы, и оставляет в основном лишь вопрос «ЩИТО это было?». Возможно, планировалась повесть, а не маленький рассказик, шут его разберет.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Санкт-Петербург, исторический антураж, противостояние староверства и католицизма — это все безусловно в плюс. Боялся, как бы в конце схватка священников не переросла в поединок Гэндальфа с Саруманом, но обошлось. Иногда немного спотыкался о стилизацию, но не критично. Но по внутреннему ощущению рассказу чего-то не хватило, обычный середняк в антологии, явно не из тех, что входят в топы прочитанного, даже в рамках одной книги.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никак не могу отнести историческую прозу к числу любимых, вот и тут через начало пришлось продираться. Дальше пошло лучше. Антуражность выделяет рассказ на фоне коллег по сборнику, особенно удались главки Николая и описания его быта. В остальном же история хоть и читается легко и с интересом, особого отклика не вызывает. Нет ощущения, что авторы всерьез задумывали пугать. Тематика больше тяготеет к пограничным жанрам, к тому же фэнтези, пусть и с угольной раскраской. Инквизиция, заклинания, ряженые цари... События рассказа этаким блокбастером проносятся перед глазами, после которого остается пустота. Посмотрел=прочитал, галочку поставил, в целом даже понравилось, но на второй заход желания уже не найдется.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нетривиальный сюжет, атмосфера и ощущение липкого ужаса. Прекрасно получился портрет Питера. Город-призрак где правит бал восставший мертвец. Браво! И ещё — удивительно русский рассказ.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу, продираясь через дебри «старояза,« чуть не бросил чтение. Но дальше погрузился в историю, и она меня увлекла. Фон рассказа выписан очень тщательно, а пришедший с того света инквизитор, тиранящий целый город впечатлил своей тёмной силой и мощью. Да, рассказ далеко не стандартный хоррор, он почти не страшный, но в нём сделано немало для стилизации, что лично я оценил. Вторую половину рассказа читал с большим интересом, образ старца получился и вовсе хорош. Немного фальшивыми , правда, показались сцены с мёртвым царём. Понимаю, что суеверия, но уж слишком как-то бурно и противоречиво реагировал люд на приход самозванца — кто-то в ноги кланялся, а кто-то просто застрелить хотел. Финал с Николаем поэтому мне немного бутафорским показался, а вот финальное сражение старца с инквизитором очень понравилось. Рассказ не однозначный, но во мне своего читателя нашёл.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хоррор в декорациях Санкт-Петербурга 1700 годов — это довольно необычно. Ранее не сталкивался. Возможно поэтому рассказ выглядит в сборнике «белой вороной». Тем не менее, читается с интересом. Язык грамотный, образный. Много исторических деталей и деталек, что только добавляет тексту красоты. Минусов два, на мой взгляд: первый — слишком преувеличена кровожадность Испанской Инквизиции и второй — название. Почему именно Никта, а не какое-нибудь другое демоническое имя?

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ примечателен лишь своим историческим антуражем. А так — довольно обычная история. Черный маг, белый маг. Естественно, они сойдутся в схватке. Естественно, будут трупы. Естественно, зло проиграет, но пообещает вернуться. Всё, как обычно...

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильно. Стильно. Мрачно. Чувствуется рука мастера-хулигана... Но почему Костюкевич ушел в исторический хоррор, хм? Тесно в жанре простых страшилок...

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх