Алексей Жарков, Дмитрий Костюкевич «Никта»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Православие | Католичество ))
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
После смерти Петра Великого, его любимый город поразила скверна. Да так крепко, что не выдержал государь, да явился в образе призрака. Дабы усмирить неупокоенного, губернатор Миних выписывает в Санкт-Петербург профессиональных экзорцистов...
Входит в:
— антологию «Самая страшная книга 2014», 2014 г.
— сборник «Жуть», 2016 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Hades-2, 8 октября 2024 г.
Рассказ входит в антологию «Самая Страшная Книга», которую «благословил» сам Клайв Баркер. Интересно, как он это сделал, находясь практически при смерти с 2012 по 2017 год. После токсического шока британский писатель провел несколько лет в больнице, 2 раза впал в кому, не мог ходить и еле разговаривал. Вдобавок, его ограбили, лишили практически всего имущества. Баркеру явно было чем заняться в 2014-м году. Допустим, в этом аду он нашел время и силы прочесть рассказы начинающих русских авторов. Вопрос номер 2: на каком языке он читал? «ССК» перевели на английский, или Баркер русский выучил? Мутная история, которую, я надеюсь, нам когда-нибудь раскроют до конца. Извините, учеба на юрфаке сделала меня подозрительным.
Итак, «Никта» Жаркова и Костюкевича. В начале авторы зачем-то пересказывают краткий курс истории Российской империи после смерти Петра I, взятый будто из учебника для 7-го класса. То есть, они реально сообщают общеизвестные факты. И все.
Сама эпоха изображена шаблонно, будто писатели быстренько просмотрели сериал «Юность Петра». Я не ощутил знания темы, глубокого изучения источников. И любви к своей стране и ее прошлому тоже. «Историческая атмосфэра» в рассказе выглядит как отписка. Я не большой поклонник Симмонса, но до него в этом смысле Алексею и Дмитрию далеко.
Далее.
Очень оригинально, очень убедительно. Никто ничего не понимает, потому что в России XVIII века живут одни пьяницы и казнокрады. Ну конечно.
Итак, призрак бродит зимними ночами, изрекая лубочные банальности из анекдотов про русского императора. Замечательно, как «мэтры хоррора» показывают страх людей, которые встречаются с ожившим трупом. Знаете, как?
Я не вру, именно так и написано. Это просто новое слово в развитии жанра.
В истории также присутствуют испанский Инквизитор (еще один призрак), старообрядцы и Христофор фон Миних. Очень странно, что не нашлось места для Афанасия Никитина и барона Мюнхгаузена.
В общем, намудрили ребята будь здоров. Но язык хороший.
Zombie 1st class, 28 сентября 2020 г.
Неоднозначный рассказ, пример не полностью реализованного потенциала. С одной стороны, довольно интересный и перспективный сеттинг «крипто-исторического мистического ужаса» в Петербурге начала XVIII века. Начавшись с [ненастоящего] призрака покойного императора Петра, который ходит по городу и пугает вороватых сановников, история постепенно приобретает куда более зловещий и даже апокалиптичный оборот с демонами и чертями фром хелл. Есть пара-тройка неплохих, атмосферно-жутких и даже кинематографичных сцен. Однако, при этом очень видно, что авторы ниасилили своего же масштабного замаха – повествование чересчур скачкообразное, кульминация и финал сильно скомканы, и оставляет в основном лишь вопрос «ЩИТО это было?». Возможно, планировалась повесть, а не маленький рассказик, шут его разберет.
armitura, 29 января 2020 г.
Санкт-Петербург, исторический антураж, противостояние староверства и католицизма — это все безусловно в плюс. Боялся, как бы в конце схватка священников не переросла в поединок Гэндальфа с Саруманом, но обошлось. Иногда немного спотыкался о стилизацию, но не критично. Но по внутреннему ощущению рассказу чего-то не хватило, обычный середняк в антологии, явно не из тех, что входят в топы прочитанного, даже в рамках одной книги.
senoid, 24 мая 2014 г.
Никак не могу отнести историческую прозу к числу любимых, вот и тут через начало пришлось продираться. Дальше пошло лучше. Антуражность выделяет рассказ на фоне коллег по сборнику, особенно удались главки Николая и описания его быта. В остальном же история хоть и читается легко и с интересом, особого отклика не вызывает. Нет ощущения, что авторы всерьез задумывали пугать. Тематика больше тяготеет к пограничным жанрам, к тому же фэнтези, пусть и с угольной раскраской. Инквизиция, заклинания, ряженые цари... События рассказа этаким блокбастером проносятся перед глазами, после которого остается пустота. Посмотрел=прочитал, галочку поставил, в целом даже понравилось, но на второй заход желания уже не найдется.
rybujafy, 9 марта 2017 г.
Нетривиальный сюжет, атмосфера и ощущение липкого ужаса. Прекрасно получился портрет Питера. Город-призрак где правит бал восставший мертвец. Браво! И ещё — удивительно русский рассказ.
SAM77, 13 марта 2016 г.
Поначалу, продираясь через дебри «старояза,« чуть не бросил чтение. Но дальше погрузился в историю, и она меня увлекла. Фон рассказа выписан очень тщательно, а пришедший с того света инквизитор, тиранящий целый город впечатлил своей тёмной силой и мощью. Да, рассказ далеко не стандартный хоррор, он почти не страшный, но в нём сделано немало для стилизации, что лично я оценил. Вторую половину рассказа читал с большим интересом, образ старца получился и вовсе хорош. Немного фальшивыми , правда, показались сцены с мёртвым царём. Понимаю, что суеверия, но уж слишком как-то бурно и противоречиво реагировал люд на приход самозванца — кто-то в ноги кланялся, а кто-то просто застрелить хотел. Финал с Николаем поэтому мне немного бутафорским показался, а вот финальное сражение старца с инквизитором очень понравилось. Рассказ не однозначный, но во мне своего читателя нашёл.
Хельг, 22 марта 2014 г.
Хоррор в декорациях Санкт-Петербурга 1700 годов — это довольно необычно. Ранее не сталкивался. Возможно поэтому рассказ выглядит в сборнике «белой вороной». Тем не менее, читается с интересом. Язык грамотный, образный. Много исторических деталей и деталек, что только добавляет тексту красоты. Минусов два, на мой взгляд: первый — слишком преувеличена кровожадность Испанской Инквизиции и второй — название. Почему именно Никта, а не какое-нибудь другое демоническое имя?
Ролик, 22 марта 2014 г.
Рассказ примечателен лишь своим историческим антуражем. А так — довольно обычная история. Черный маг, белый маг. Естественно, они сойдутся в схватке. Естественно, будут трупы. Естественно, зло проиграет, но пообещает вернуться. Всё, как обычно...
ito-cent, 2 апреля 2014 г.
Сильно. Стильно. Мрачно. Чувствуется рука мастера-хулигана... Но почему Костюкевич ушел в исторический хоррор, хм? Тесно в жанре простых страшилок...