Михаил Веллер «Легенды Невского проспекта»
В сборник вошли очень веселые, оригинальные и неожиданные по повороту сюжета юмористические рассказы о нелегких трудовых буднях военных и моряков, врачей и фарцовщиков, проституток и просто обыкновенных граждан, необыкновенные истории из жизни, исторические анекдоты и байки. Все рассказы наполнены искрометным юмором и оптимизмом, который остается с читателем надолго.
Сборник «Легенды Невского проспекта» был назван критиками самой смешной книгой последних лет.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
gvandr, 8 января 2018 г.
Можно по разному относиться к Веллеру, любить или не любить, но нельзя отрицать что он мастерски владеет словом. Не столь важно, что легенды местами не совпадают с реальными биографиями героев, но ведь это легенды!, истории приукрашенные рассказчиками и измененные временем. Ведь даже рассказывая случаи, которые произошли с нами мы имеем свойство где-то приукрасить, сместить акценты, рассказать смешнее чем было на самом деле, какие-то моменты подзабыть, что-то придумать. А Веллер собрав и описав легенды сделал их поистине яркими и запоминающимся. Даже 10 лет спустя я очень хорошо помню некоторые рассказы и с удовольствием пересказываю их другим, и это всегда весело и незабываемо. В общем однозначно рекомендую к прочтению, особенно рассказы «Голова» и «Морской парад».
Frost, 18 сентября 2009 г.
Сложные впечатления. С одной стороны — отточенный, без единого лишнего слова, роскошный юмор, в лучших традициях Ильфа и Петрова. Манера изложения ситуации — великолепна и присуща, пожалуй, только Веллеру. Мне нравится, как он это делает. Мазками, парой слов показывая только внешние проявления эмоций и создавая кинематографически ясную картину. Скажем: «Старшина садится на завалинку, закрывает глаза и говорит: «Докладывать будет старший по званию»». Вот это «закрывает глаза» — и больше ничего не надо, и так ясно, что творится со старшиной-знаменосцем, у которого сперли его боевое знамя. Примеров таких можно накидать множество, ну хотя бы еще вот это: «но у нее в глазах уже засветился кроткий свет христианского всепрощения» или «держится очень благородно в пьяном остекленении»... В принципе, так можно всю книжку переписать.
А с другой стороны, есть вещи, которые коробят, причем сильно. Чувствуется, что все симпатии автора (явного интеллигента по происхождению, что, видимо, Веллера слегка смущает) — на стороне его веселых, крепких, напористых героев, раздолбаев-мореманов, фарцовщиков, циников от медицины и прочих крутых граждан. Что можно, в принципе, понять, и что иногда выглядит даже очень симпатично. Кому ж не симпатична, на то пошло, молодая широкая силушка. Беда в том, что иногда кажется, что главным достоинством Веллер считает именно эту развеселую силу, причем наглядно-красочного типа. Потому что когда по ходу дела в рассказ вклиниваются герои другого сорта, «интеллигентского», на них, исходя из стилистики, автору приходится смотреть свысока и презирать. Так же как и на «интеллигентское» занудство, зудящее где-то на задворках сознания, что убивать — нехорошо, а вовсе не так уж бесконечно весело (см. «Легенду о теплоходе «Вера Артюхова»).
И отсюда же растут ноги выражения «нищая искусствоведческая крыска» — это про пожилую музейную смотрительницу. Или рассказ «Огнестрельное», вообще жуткий и совершенно не смешной, про старика, которого всю дорогу весело унижают, а автор называет его, плачущего, не иначе, как «старичок» — на старика, видимо, не тянет. Понятно, что, скорее всего, сам Веллер рассказ «Огнестрельное» как юмористический не рассматривал и в книгу включил по контрасту — вот, дескать, какова она, наша пестрая жизнь.. Но я в данном случае говорю о симпатиях и антипатиях автора — и вот симпатии однозначно (имхо) склоняются на сторону молодых, веселых, широкоплечих и белозубых друзей фарцовщика, соседа несчастного «ветерана всех мыслимых войн». Потому что так «вкусно» описывать несимпатичных тебе людей невозможно, равно как невозможно искренне сочувствовать с миной кислого презрения.
Сюда же примыкает и странное (хотя и многим евреям, увы, присущее) стремление к любованию некой ущербностью персонажа, если персонаж, на беду, оказывается евреем. Так что даже прославленный Моше Даян у Веллера получается «мелким недоразумением с анекдотическим английско-еврейским акцентом», который и подвиг-то свой, оказывается, совершает только потому, что ему некуда деваться. А сдержанно-веселый восторг автора, как и следовало ожидать, адресуется Рокоссовскому и Жукову, товарищам, прямо скажем, сомнительных нравственных качеств, зато масштабным.
В общем, пестрые впечатления в итоге, и некоторые рассказы вызывают желание книгу забросить куда-нибудь. Но сила других — безупречно остроумных, роскошно сделанных, написанных потрясающим языком, — перевешивает и извиняет даже «интеллигентских крысок». Не так уж много у нас, на то пошло, блистательных юмористов, чтобы не ценить и не испытывать благодарность к «Легендам Невского проспекта» в целом. В конце концов, и та же «Легенда о теплоходе «Вера Артюхова» — рассказ безумно смешной. Хоть и не слишком нравственный. Но безумно смешной.
Короче, ничего ниже девятки поставить не получается.
Mandor, 5 сентября 2008 г.
Великолепный, потрясающий сборник! Правда не очень понятно каким боком к фантастике, НО...
ЧИТАЛ СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ, ДАВЯСЬ ОТ СМЕХА И ТИХО СПОЛЗАЯ ПОД СТОЛ!!!
Веллер — превосходный рассказчик! Но, сквозь смех, сквозь хохмы проступают совсем не смешные, совсем не радостные мысли. Если кто-то думает, что все это в прошлом, тот глубоко заблуждается, такие вещи актуальны ВСЕГДА И только ЮМОР помогает нам не отчаиваться, а идти ПО ЖИЗНИ весело, подняв голову, ВОПРЕКИ ВСЕМУ И НЕ СМОТРЯ НИ НА ЧТО!
ТРАДИЦИОННО ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ ЗА ОБИЛИЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ В ВИДУ ОТСУТСТВИЯ АЛЬТЕРНАТИВЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ТЕКСТА ( К АДМИНИСТРАЦИИ САЙТА, КОНЕЧНО)
Yazewa, 24 января 2008 г.
Очень интересный сборник. Практически отсутствуют слабые рассказы (чем все-таки грешат сборники другие). Хорош стиль автора, — легко читается, запоминается, зачастую афористичен.