Михаил Веллер «Недорогие удовольствия»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Спорт, культура и досуг
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В прекрасный воскресный день, в общем-то неплохой парень по фамилии Каюров решил прогуляться в городском парке.
Впервые опубликовано: Скороходовский рабочий (Л., Обувное объединение «Скороход»). — 1979. — 29 марта.
Входит в:
— сборник «Хочу быть дворником», 1983 г.
— антологию «Фантастика: четвёртое поколение», 1991 г.
— сборник «Хочу в Париж!», 1995 г.
— сборник «Фантазии Невского проспекта», 1999 г.
— сборник «Короткая проза», 2006 г.
— сборник «Белый ослик», 2012 г.
Прочие издания:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
martinthegod9, 23 июня 2016 г.
Рассказу было бы лучше без такой концовки. Здесь либо всё предыдущее — подводка к ней, либо сам финал лишний.
Если брать до концовки, то рассказ вполне оправдывает своё название. Да, такие вот приятные недорогие мелочи, которые способны создать уют своей теплотой и пёрстростью красок для столь заурядного скучающего человека. Он вполне себе обыватель, почему нет. Все же люди:) И у обывателей (если всё-таки их хотел показать Веллер) можно найти радости, и искать-то не так уж и долго.
А если о концовке, то здесь ненужное раскрытие идеи виртуальных игр. Не согласен с отписавшимися лаборантами, что, мол, с тогдашней графикой нельзя было вжиться в процесс игры и потеряться в реальности. Почему же, вполне можно. Здесь ведь дело не в качестве изображения, а в ощущении себя ТАМ. А для обывателя,, как раз, игромания может быть очень опасной. Я вот не знаю, кто живет надо мной в доме, но каждый вечер в течение нескольких часов я слышу дикий матный ор мужским басом. И у меня есть версия, что сей субъект играет в ныне популярные «Танки».
Alexandre, 23 июня 2009 г.
Во многом прав viv, действительно не упомню я таких автоматов. Подводная лодка — да, там сидишь в засаде, никто тебя не тревожит, знай пускай торпеды. А вот воздушный бой — там вроде тоже на тебя напасть не могли, это только в достаточно совершенных симуляторах было доступно, а никак не в автоматах.
Так вот в этом и есть фантастика! И герой как бы переместился из обычного мира виртуальный, и там его, новичка, и раздолбали в пыль, за то, что сбил ведущего. Ну, что, война и есть война, просто не ожидал он такого, а когда произошло — так вот и приходил в себя.
И финал рассказа вполне закономерен.
viv, 5 февраля 2008 г.
Не знаю... Не было в начале 80-х таких игровых автоматов, которые позволили бы настолько принять игру за реальность. Тогда что же это? Тихий, спокойный, культурный человек сдержанно и экономно отдыхает, не позволяя себе ничего лишнего, никому не грубя, посещает дежурный набор аттракционов, на которых по-моему только дети да парочки влюбленные должны развлекаться, и вдруг... иллюзия воздушного боя настолько «цепляет» его, что он, даже выйдя из игрового павильона, долго не может придти в себя, как будто это его самого только что сбили... Почему? Выход потребности в агрессии? Немного жутко читать финал рассказа...
Yazewa, 22 января 2008 г.
Ну, в 1983 году, возможно, такое описание «входа» в игру, возможно, и было кому-то интересно. А так — описание обычного дня обывателя. Могло бы представлять интерес, если бы было создано настроение. А здесь его нет. Так, картинка. :frown: