С. Бельский «Между небом и землёй»
Научно-фантастическая повесть, продолжающая характерную для творчества автора тему гибели старого мира. После опустошительной мировой войны компания «Всемирный эмигрант» анонсирует полет первого межпланетного корабля «Левиафан» для колонизации Юпитера. Но у этого проекта находятся не только горячие сторонники, но и противники, готовые пойти на крайние меры, чтобы старт корабля не состоялся…
Между небом и землёй: Повесть. — Нива, 1917, № 25, 26.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
stax, 30 октября 2017 г.
В научно-фантастической повести «Между небом и землей» Симон Бельский снова возвращается к теме гибели старого мира, затронутой ранее в романе «Под кометой» (1910), но рассматривает ее под другим углом. Хотя фантазия автора и здесь изысканно мрачна и саркастична.
Действие разворачивается через несколько месяцев после «великой» опустошительной мировой войны. Миллионы людей погружены в депрессию, потеряв веру в будущее, а заодно и в науку, которая во время войны предстала в роли «демона-разрушителя».
Поэтому никто поначалу не обратил внимание на изобретение русского инженера Склярова и бельгийского механика Лебрена, которые сконструировали аппарат для межпланетных сообщений. Горе-изобретатели, рассчитывавшие на славу и богатство, понуро глядят на свое детище с балкона покосившейся дачи в окрестностях Петрограда. Нищета героев подчеркнута, как всегда у Бельского, емкой комичной деталью (« — Я брошу все это дело! — воскликнул инженер, вставая со стула, который немедленно упал, так как у него не хватало одной ножки...»). И тут перед ними, словно черт из табакерки, появляется агент компании «Всемирный эмигрант», который готов заплатить кругленькую сумму за их изобретение.
Цель его проста и цинична: «Земной шар становится тесным для нас. Необходимо расширить деятельность, придать ей грандиозный характер, произвести шум, чтобы подействовать на биржу, переполненную капиталом». А после войны, когда многие разочарованы жизнью и готовы покинуть эту никчемную планету в поисках лучшей доли, наличие межпланетного корабля оказывается как нельзя кстати...
Симон Бельский точно и беспощадно показывает процесс оболванивания масс хорошо продуманной и масштабной рекламной акцией, развернувшейся под лозунгом «Дальше от Земли!» (читается это и через сто лет по-прежнему современно и актуально). И вот уже на месте будущего старта прокладываются дороги и тоннели, строятся шикарные отели, в том числе и подземные, а от желающих переселиться на Юпитер нет отбоя...
Но если в романе «Под кометой» автор выступает как бесстрастный хроникер, то здесь — как прекрасный психолог, показывая происходящее через судьбы нескольких конкретных людей, собравшихся покинуть Землю — старого русского помещика Кравчинского и его юной племянницы Иды, еврейского служащего Абрама Менгера («Может там, в космосе, находится та страна обетованная, которую тысячу лет ищет мой несчастный народ»), капитана немецкой подводной лодки фон Бейлера, уничтожившего во время последней войны не одну сотню человеческих жизней и пытающегося сбежать от расплаты...
Но Симону Бельскому неважно, состоится ли старт межпланетного корабля «Левиафан» к Юпитеру. Для него важнее вопрос: стоит ли отправляться в поисках лучшей жизни к звездам, если ее можно и нужно строить совместными усилиями на Земле? И это тот самый вопрос, над которым позже будут думать и спорить герои утопии Я. Ларри «Страна счастливых», и на который найдут однозначный с их точки зрения ответ герои многочисленных произведений советской фантастики «ближнего прицела» 30-50-х годов...
Прочитав эту маленькую, но емкую по мысли повесть, лишний раз убедился, что основы нашей современной фантастики закладывали вот такие скромные, талантливые и незаслуженно забытые писатели как Симон Бельский...
god54, 3 июня 2019 г.
Автор попытался ответить на самый главный для человечества вопрос: нужно ли покидать свою планету, чтобы переселиться на другую. Даже название произведения похоже на вопрос: между небом и землёй. И, это в то время, когда даже фантастические романы на тему путешествий в Солнечной системе были большой редкостью. Аргументы писателя заслуживают внимания, чтение несложно, психология и поступки реалистичны... Повесть заслуживает внимания со стороны современного читателя.