Андрей Гребенщиков «Квартира № 41»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Мой дом – моя крепость и моя память. И в детстве и в старости и в последние минуты жизни он всегда согреет своим теплом…
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > цикл «Метро 2033: Голоса выжженных земель»
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > Антологии > антологию «Метро 2033: Сумрак в конце туннеля», 2013 г.
— сборник «Квартира № 41», 2010 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 16 ноября 2014 г.
Весь небольшой рассказ построен на эмоциональном воздействии на читателя. Каждая фраза, слово, абзацы должны заставить его проникнуться атмосферой безысходности и в то же время умиротворенности, словно человек совершил все положенное ему в этой жизни и спокойно уходит... Не буду о логике, здесь вопросы есть и не один. Все же атмосфера превалирует. Одним словом на любителя чтения эмоций.
Dobkachleo, 11 января 2014 г.
«Волшебный ящик»
Мини-рецензия на «Квартиру № 41» Андрея Гребенщикова
«Квартира № 41» — рассказ настолько старый, что к нему существует отдельная фан-обложка, которую периодически находят, а потом интересуются: есть ли такая книга? За время существования серии ответ на подобный вопрос изменялся минимум раза три: «Нет, это фанфик», «Нет, это фанфик автора „Ниже ада“» и, наконец, «Это рассказ из „Сумрака в конце туннеля“».
«Квартира № 41» — рассказ настолько старый, что к нему существует отсылка в «Ниже ада». Выйди это небольшое произведение раньше дебютного романа Андрея, оно бы открыло авторский цикл. А так оказалось приквелом и, ввиду быстро приближающегося выхода нового романа о Москве и Екатеринбурге, цикл «Ниже ада» внезапно оказался назван по третьей своей части (хотя вышедшей раньше других). И хотя «Легион последней надежды» больше флэшбек, основная его реальность легко может приходиться на время после событий «Ниже ада».
«Квартира № 41» начинается с олицетворения огня и спички, сравнения их с красотой ядерного Апокалипсиса… Вот тут я встал в ступор: на каком-таком расстоянии герой видел ядерные грибы, чтобы не ослепнуть, да ещё и находясь под землёй. Хотя, возможно, у него просто хорошая фантазия, как и у его создателя. Дальше рассказ нравится ещё больше — история ящика без номера, рассуждения об интересности чисел (хотя насчёт 42 некоторые бы поспорили) и знакомство со ступеньками. Всё это мелочи, одновременно являющиеся художественными деталями, органично подобранными так, чтобы получился рабочий литературный механизм.
«Квартира № 41» — пример короткой истории, где можно понять всё о герое, его семье и прошлом. Как раз недавно наткнулся на интервью с актёрами из «Шести кадров», и там один из них сказал, что в скетче нельзя сыграть судьбу, однако в некоторых это всё же удаётся. И если сравнить «Квартиру» с таким вот «судьбоносным» скетчем, то выяснится, что они чем-то похожи. Только театральная маска произведения с опущенными уголками губ. Ведь мы уже знаем, что произойдёт дальше. Честно признаюсь, от рассказа я в восторге.
DmitryErm, 6 января 2014 г.
Буду краток, в то же время, пройти мимо не могу. Слишком сильное впечатление произвела работа...
Сюжет «Квартиры», в общем-то, незамысловат. Пересказывать его — портить всё впечатление. В этом случае главное в рассказе не общая сюжетная канва, а детали. Или, если угодно, отдельные элементы, из которой складывается мозаика. Картины живые, сильные, точно сцены из фильма. Это и эмоции, которые вызывает у героя наблюдение за горящей спичкой. И «общение» героя с автоматом Калашникова. И рассуждения о магии цифр. А чего стоит сцена со ступеньками лестницы!.. Каждый микрорассказ смотрится органично, и в то же время является самостоятельным.
Добавить нечего. Прочитайте эту историю, получите огромное удовольствие!