Андрей Гребенщиков «Квартира № 41»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Мой дом – моя крепость и моя память. И в детстве и в старости и в последние минуты жизни он всегда согреет своим теплом…
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > цикл «Метро 2033: Голоса выжженных земель»
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > Антологии > антологию «Метро 2033: Сумрак в конце туннеля», 2013 г.
— сборник «Квартира № 41», 2010 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 11 января 2014 г.
«Волшебный ящик»
Мини-рецензия на «Квартиру № 41» Андрея Гребенщикова
«Квартира № 41» — рассказ настолько старый, что к нему существует отдельная фан-обложка, которую периодически находят, а потом интересуются: есть ли такая книга? За время существования серии ответ на подобный вопрос изменялся минимум раза три: «Нет, это фанфик», «Нет, это фанфик автора „Ниже ада“» и, наконец, «Это рассказ из „Сумрака в конце туннеля“».
«Квартира № 41» — рассказ настолько старый, что к нему существует отсылка в «Ниже ада». Выйди это небольшое произведение раньше дебютного романа Андрея, оно бы открыло авторский цикл. А так оказалось приквелом и, ввиду быстро приближающегося выхода нового романа о Москве и Екатеринбурге, цикл «Ниже ада» внезапно оказался назван по третьей своей части (хотя вышедшей раньше других). И хотя «Легион последней надежды» больше флэшбек, основная его реальность легко может приходиться на время после событий «Ниже ада».
«Квартира № 41» начинается с олицетворения огня и спички, сравнения их с красотой ядерного Апокалипсиса… Вот тут я встал в ступор: на каком-таком расстоянии герой видел ядерные грибы, чтобы не ослепнуть, да ещё и находясь под землёй. Хотя, возможно, у него просто хорошая фантазия, как и у его создателя. Дальше рассказ нравится ещё больше — история ящика без номера, рассуждения об интересности чисел (хотя насчёт 42 некоторые бы поспорили) и знакомство со ступеньками. Всё это мелочи, одновременно являющиеся художественными деталями, органично подобранными так, чтобы получился рабочий литературный механизм.
«Квартира № 41» — пример короткой истории, где можно понять всё о герое, его семье и прошлом. Как раз недавно наткнулся на интервью с актёрами из «Шести кадров», и там один из них сказал, что в скетче нельзя сыграть судьбу, однако в некоторых это всё же удаётся. И если сравнить «Квартиру» с таким вот «судьбоносным» скетчем, то выяснится, что они чем-то похожи. Только театральная маска произведения с опущенными уголками губ. Ведь мы уже знаем, что произойдёт дальше. Честно признаюсь, от рассказа я в восторге.
DmitryErm, 6 января 2014 г.
Буду краток, в то же время, пройти мимо не могу. Слишком сильное впечатление произвела работа...
Сюжет «Квартиры», в общем-то, незамысловат. Пересказывать его — портить всё впечатление. В этом случае главное в рассказе не общая сюжетная канва, а детали. Или, если угодно, отдельные элементы, из которой складывается мозаика. Картины живые, сильные, точно сцены из фильма. Это и эмоции, которые вызывает у героя наблюдение за горящей спичкой. И «общение» героя с автоматом Калашникова. И рассуждения о магии цифр. А чего стоит сцена со ступеньками лестницы!.. Каждый микрорассказ смотрится органично, и в то же время является самостоятельным.
Добавить нечего. Прочитайте эту историю, получите огромное удовольствие!
god54, 16 ноября 2014 г.
Весь небольшой рассказ построен на эмоциональном воздействии на читателя. Каждая фраза, слово, абзацы должны заставить его проникнуться атмосферой безысходности и в то же время умиротворенности, словно человек совершил все положенное ему в этой жизни и спокойно уходит... Не буду о логике, здесь вопросы есть и не один. Все же атмосфера превалирует. Одним словом на любителя чтения эмоций.