fantlab ru

Михаил Королюк «Спасти СССР. Инфильтрация»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.73
Оценок:
574
Моя оценка:
-

подробнее

Спасти СССР. Инфильтрация

Роман, год; цикл «Квинт Лициний»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 41
Аннотация:

Он хочет спасти Советский Союз. Он хочет улучшить весь Белый Свет. Для этого в его распоряжении неограниченные ресурсы, обличье подростка и лишь время работает против него. Во-первых, ему необходимо внедриться в середину советских 1970-х, по возможности забыв реалии, слова и отношения, доставшиеся в наследство от первого десятилетия 21 века...

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 336

Активный словарный запас: невероятно высокий (3649 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 68 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Спасти СССР. Инфильтрация
2014 г.

Аудиокниги:

Спасти СССР. Инфильтрация
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что сразу бросается в глаза, автор чересчур зациклен на своем герое. Еще в первой главе, читая, как он восторгается самим собой — и мордашка-то у него симпатичная, и тельце вполне годное, и «процессор» (ну, это типа мозг, посоны) ему достался совсем неплохой, начинаешь подозревать, что здесь мы имеем очень печальный случай самоотождествления автора и персонажа. Дальше — больше. И семиклассница-то в него влюбляется, и посторонняя тётенька-врач с удовольствием разглядывает его замечательную эрекцию, и директор школы, случайно встретив в столовой, тут же принимается обсуждать с ним (с восьмиклассником-то) свои трения с райкомом, и отец-биолог восхищается походя сформулированной им гипотезе... И, конечно, перед случайным знакомцем с черного рынка нужно обязательно выступить со спичем «да я в любой вуз поступлю без блата». Когда-то я искренне полагал, что подобное литературное самоудовлетворение — удел прыщавых школьников, в крайнем случае, скудоумных студентов. Но нет, дядечки, уже покрывающиеся сединой, со всей страстью предаются этому детскому греху. Королюк, в принципе, тут еще из умеренных. Бяда.

В романе слишком много откровенного мусора, который, увы, занимает большую часть его объема. Я совершенно не понимаю, в чем смысл бесконечных описаний того, как герой жрет, рассматривает себя в зеркало, снова жрет, мается от буйствующих гормонов, жрет, смотрит футбол, разговаривает о футболе, жрет, едва не попадает под автомобиль по дороге в школу, разглядывает одноклассниц в спортзале, жрет, совершает пробежки и отжимания и опять-таки жрет... В первых четырех главах кроме вот этого вот всего попросту больше ничего нет. В последующем вся эта шелуха, не имеющая никакой ни смысловой, ни сюжетной нагрузки, занимает чуть ли не две трети текста. К тому же, возникают целые эпизоды и сюжетные линии ни о чем. Герой красуется перед мелкой фарцой, изображая «гадкого сноба». Зачем? Я могу допустить, что в позднесоветском социуме так или иначе герою пришлось бы соприкоснуться с черным рынком, но зачем уделять этому столько внимания и почему эти контакты не могут быть выстроены в исключительно деловом стиле? Кроме желания автора потрафить каким-то своим застарелым комплексам, ощутить себя «барином» хотя бы в фантазийном мире — других причин не видно.

В корзину следовало бы отправить всю тупиковую линию с подготовкой побега на запад и «гениальной» игрой героя с ЦРУ. Если автор желал подобным образом изобразить метания и сложный моральный выбор, то получилось плохо. Потому что изначально понятно, что всё это бред — ну, нельзя спасать СССР, сбежав из СССР, и потому что мотивировка для «метаний» выглядит клееной слюной. Ах, видите ли, он понял (кстати, каким образом понял, описание процесса этого понимания читателю не предложено), что в верхушке СССР никто не годится для его грандиозной задачи. Да тьфу на вас еще раз, как говаривал Жорж Милославский. Нет в верхушке — ищи во втором, третьем ряду. В четвертом и пятом. Сам лезь наверх, работай локтями. Соответственно и концовка первого тома, которую сам автор явно считал ударной, не стреляет. Даже вызывает легкое раздражение — подумаешь, остается он. Тоже мне, событие мирового значения.

Здесь есть еще несколько проблем. Прежде всего, герой смотрится мелковато и в моральном, и в интеллектуальном плане. Продекларировано, что он отправился в прошлое, желая спасти свою страну, а в перспективе и все человечество. Но чем забита голова нашего четырнадцатилетнего старца? Бабы, жрачка, пиво, футбол, снова бабы — просветов в этой последовательности почти нет. Нет, я отнюдь не требую, чтобы он был аскетом или фанатиком, человеком, пригодным для изготовления из него гвоздей. Но согласитесь, в том, кто берется за столь масштабную задачу, должна быть некая незаурядность. Мало быть просто неплохим парнем, знающим вкус в девках и в пиве. Это вообще бич современной российской попаданческой литературы — искренняя убежденность всякого обывателя в том, что он прямо готовый потрясатель миров. Ему бы только меч-кладенец да галоши-скороходы. И всё, можно вершить судьбы — даже с дивана не вставать.

Также автор явно ошибся с суперспособностью для своего делателя истории. Заявленный им «брейнсёрфинг» — это, по сути, доступ ко всем наличным знаниям человечества. К любым знаниям о чем угодно. Понятно, что использование подобного грандиозного дара предполагает и не менее грандиозные результаты. Как читатель я вправе ожидать, что такой инструмент будет использован, чтобы придать повествованию дополнительное измерение. Что мне сообщат что-нибудь пусть спорное, но масштабное и интересное о происходящих в стране и в мире процессах, изнанке всем известных исторических событий, может быть, даже о человеческом обществе в целом. Не-а. Свой дар герой использует чисто утилитарно и, в целом, по мелочи. Вскрывает с его помощью нычки с золотом, планирует побег из Союза. Сдает органам всяческих нехороших людей — и то хлеб. Мысль о том, что «брейнсёрфинг» можно использовать для выявления, анализа существующих в стране проблем и поиска возможных решений даже проездом не посещает его голову.

Печально идейное наполнение романа. Его нет, а быть оно в данном случае должно. Здесь отчасти против автора снова играет сложность выбранной им задачи. Понятно, что делать героям, засланным в 30-40-е годы. Потери — материальные и человеческие, понесенные нашей страной в войне с объединенной Европой, настолько чудовищны, что любое существенное их сокращение автоматически меняет ход истории в более благоприятную для нас сторону. Соответственно и авторам слишком напрягаться не приходится, выдумывая рецепты спасения. Но вот что нужно было сделать в конце 1970-х, чтобы советская система избежала катастрофы — уже вовсе не так очевидно. Соответственно, автору следовало бы иметь хоть какую-то концепцию о том, что именно пошло не так, и как это исправить. Но ничего подобного на протяжении почти четырехсот страниц «Инфильтрации» мы не видим. Единственную попытку героя потеоретизировать, объемом примерно в четыре листа, мы встречаем в третьей главе. Между прослушиванием «Пионерской зорьки» и походом в школу — двумя эпохальными событиями, о которых читатель не должен был остаться в неведении, нам сообщают, что общество делится на достойнейшую элиту и не-элиту, которая, натурально, ни черта не соображает. Равенство невозможно и ненужно, так как стремление к доминированию — «один из базовых инстинктов» у мужчин. Поэтому от равенства надо отказаться в пользу «справедливого неравенства». Также мы узнаем, что с братством в СССР был полный порядок, а вот свободы не хватало и надо бы это как-то исправить. Правда, остается загадкой как. Все это автор называет левым конфуцианством, и я нутром чую, что оно действительно довольно-таки левое. Записав все эти гениальные мысли одним абзацем на листочке, герой прячет результаты своего мыслительного процесса в «Детскую энциклопедию» и благополучно забывает о них, если не навсегда, то точно до конца первого тома.

В общем, теоретический фундамент мощнейший. Забавно, что когда ближе к концу романа описывается дискуссия о новой конституции, герой выступает с уже до некоторой степени противоположных позиций. Он не только не призывает к большей свободе в СССР, но и довольно резко возражает против даже формального разрешения многопартийности. Можно было бы предположить, что герой подстраивается под мнение участвующего в споре партаппаратчика районного звена, но из текста это никак не следует. Таким образом, здесь мы имеем не только очевидную скудость и примитивность политической концепции автора, но ее внутреннюю противоречивость.

Язык романа довольно неплох. Описания вполне выразительны, диалоги не смотрятся искусственно. Ряд второстепенных персонажей получились достаточно яркими и убедительными, чтобы их запомнить. Вообще, персонажи «школьной» сюжетной линии — ученики и учителя, исключая отдельные мелочи, выглядят почти пришельцами из советской детско-юношеской литературы. Их можно без особого напряжения представить героями какого-нибудь «Мальчика из чемодана» или «Ста лет тому вперед». И это, на мой вкус, плюс. В «шпионско-политической линии» автор тоже удержался от пошлого и давно набившего оскомину обличительного пафоса. Также чувствуется определенное знакомство автора с материалом (хотя некоторые моменты — описание конспиративных приемов, используемых, не больше, не меньше, как в аппарате ЦК — производят впечатление чего-то слегка сюрреалистического). Примерно во второй половине романа появляются удачные эпизоды и любопытные персонажи. Сама по себе история с анонимками и их последствиями вполне тянет на крепкий политический детективчик категории «Б». Во вкусе Юлиана Семёнова.

Самая большая удача автора — эпизод с уроком мужества. Несмотря на некоторые шероховатости, он действительно получился пронзительным и наполненным смыслом. Не побоюсь сказать, что это по-настоящему сильная сцена, единственная во всем романе, стопроцентно заслуживающая прочтения. В другом произведении она вполне могла бы стать контрапунктом, задающим смысл и направленность всего текста. Жаль, что не срослось — в порожденной автором каше этот эпизод просто тонет, как жемчужина в иле. Но даже изолированно он способен произвести впечатление.

В целом, роман имеет право на существование только как проба пера начинающего литератора, т.е. 90% этого текста должно было просто пойти под нож и в корзину. При этом автор не лишен задатков, но подозреваю, что ему (как и многим) оказали плохую услугу «Самиздат» и неразборчивость современных российских издателей. Сначала автор, у которого достаточно ловко получается складывать слова в предложения, набрав энное количество положительных откликов, начинает вместо работы над текстом гнать метраж, а затем появляется издатель, которому тоже в лом делать маломальскую работу, и он просто берет «выстрелившую» вещь как есть и пускает в печать.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Аннотация, конечно, очень интригующая. Я, честно говоря, не большой поклонник попаденческой (так ведь это называется?) литературы, а у российских авторов и в российских реалиях – наверно вообще ничего не читал до «Спасти СССР». Невольно сравнивал с прочитанными мной «11/22/63» Книга и «Меж двух времён» Финней. Сразу скажу, что сравнение точно не пользу Королюка.

Что сразу не понравилось – это механизм попадания в прошлое. Тут всё очень условно, и автор как будто бы вообще не хотел на эту тему заморачиваться. Просто вдруг оказалось, что можно без особого риска для человечества попробовать отправиться в прошлое и что-то там поменять.

Далее, что касается самого прошлого. Я 1987 года рождения, т.е. родился через 10 лет после описываемых событий, ну и мне, если честно, было удивительно читать некоторые эпизоды из школьной жизни 70-х. Я имею ввиду, флирт на грани фола главного героя восьмиклассника с девчонками. У нас в 90-х – начале 00-х такого не припоминаю (всё было поскромнее), а ещё говорят, что в СССР секса не было. Ну и вообще зацикленность 50-летнего мужика в теле 15-летнего подростка на школьницах выглядит странно.

С другой стороны, в целом, описание школьной жизни местами выполнено ярко и наверно для кого-то ностальгически заманчиво. Особенно впечатлил «Урок мужества» – действительно сильная сцена.

Что касается, собственно спасения СССР. Тут всё туманно. Понятно, что главный герой пытался найти, через кого действовать и установить связь с кем-нибудь из руководства страны, но смысла заигрываний с ЦРУ я так и не уловил. Слинять на Запад и пытаться что-то сделать оттуда? Смысл? Собственно, в этом и состоит основная проблема книги, по-моему. Мы не то что не понимаем плана главного героя. Мы даже толком не понимаем его взглядов на устройство СССР – что нравится, а что плохо. Есть пара мест, где он рассуждает о проблемах Союза, но даже и они довольно противоречивы.

Короче говоря, впечатления от книги очень неоднозначные. Буду пробовать читать продолжение. Может что-то прояснится.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скромное обаяние попаданчества

Хотела начать с того, что попаданчество — ни разу не моя тема, но вспомнила «22.11.63» и усомнилась. Понятно, что Михаил Королюк не Стивен Кинг, думаю, он и не претендует. Но маленькая птичка принесла на хвосте, что Игорь Князев записывает очередную книгу этого цикла, а у меня-аудиала своего рода зависимость от его голоса, уж и не вспомню, когда начавшаяся, одно могу сказать определенно — он сломал мою идиосинкразию к аудиокнигам, именно с его исполнением частью моей жизни стало чтение ушами, за которое глаза сказали «Спасибо!» Так вот, слушать продолжение все равно буду, а для этого неплохо бы понимать, с чего все начиналось.

Открою страшную тайну: «Спасти СССР» на обложке, конечно, кликбейтная штука, призванная заинтересовать одну половину читателей, вызвать острый негатив у другой — споры на тему «хорош или плох был Союз» не утихают по сей день — и привлечь к истории внимание, пусть несколько скандального свойства. Но на самом деле Андрей (не случайно имя означает «человек») спасает мироздание целиком, в полном соответствии с современным каноном тысячеликого героя. В концепции цикла мир претерпевает катастрофу именно потому, что в момент распада СССР нарушается равновесие противодействующих сил,. Утрачен сдерживающий фактор, который не позволяет скатиться в бездну оголтелого хищнического потребления на физическом уровне, и уничтожен высокий моральный ориентир — на духовном.

То существо, которое является герою в облике его попутчика, прямо говорит о множестве сценариев гибели, свидетелем которых он/оно успело побывать. Предложение вернуться в 1977 и все исправить выглядит отчасти смехотворным, но с другой стороны, а кто бы не хотел прожить жизнь набело обладая взрослым ее пониманием и владея доступом к информированности, граничащей с безграничной? Серьезное отличие этой серии от тысячи и одной истории, где герои оказываются «возле власти» в ключевые моменты, помимо четкой моральной составляющей: «уничтожен мир, где люди верили в возможность счастья для всех и строили его» — в том, что здесь он попадает в самого себя тридцатью пятью годами моложе. То есть, простой советский школьник из благополучной ленинградской семьи, ученик престижной языковой школы.

Семью годами моложе Андрея, я бы сильно поспорила с ним об общей вере в коммунизм как светлое будущее всего человечества, но я здесь не за тем, а для того, чтобы рассказать о книге, которой не откажешь в находчивости и скромном обаянии. Андрей (врач, напомню, в нашей реальности) внезапно оказывается обладателем информации о резидентуре, советской и западной; о колебаниях котировок на международных фондовых рынках; о маньяках и доказательствах их преступлений; о кладах и бандитских захоронках. Добавьте к этому влюбленность в одноклассницу со всеми подростковыми гормональными бурями, но неминуемо отдающей некоторой гумбертгумбертовщиной.

Получается вполне себе читабельно. Или слушабельно, как в моем случае. Не буду включать заклепочницу, дождусь следующей части.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

И мучила его дилемма, обычная для нашего брата-попаданца. То ли трахнуть пару одноклассниц, то ли спасать страну?

Вроде бы жанр уже поднадоел, однако, привлеченный относительно высокой оценкой, решил почитать. Увы. Уважаемые коллеги оценили произведение, явно исходя из идеологии и ностальгии. В целом, роман средний.

Исторический антураж сомнительный. Не смотря на относительную яркость, склеен из штампов и” случаев так называемого вранья”. Впрочем, автор, в упомянутую эпоху, был в весьма юном возрасте. В конце концов, дыры в антураже можно и простить, посчитав мир романа за альтернативку. Однако, сюжет крайне не целен. Мотивы героя не понятны. Образы персонажей, включая ГГ, остаются плоскими, неясными.

Кроме нескольких читабельных сцен и диалогов, в ностальгической кайме, роман особого впечатления не произвёл.

Кстати, автор, как и большинство пишущих в совкового-попаданчестве, напрасно ищут точки бифуркации в годы застоя. Их там нет. В 70-е уже было нечего спасать.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению это книга-лубок. Образ страны которой не было. Идеализированный Буратино вырезанный из деревянного чурбана марксистского кодекса сентиментальным, настальгирующем папой карло.

Во всех нормальных людях вызывает сплошной когнитивный диссонанс о котором уже писалось в комментариях. 50 летний дядя в теле подростка с упоением учавствует в любовных треу-(много)-угольниках с 8 классницами и подробными, длинными описаниями (70-80% всей книги) переживаний в стиле женского романа. Очень напрягает инфантильно-педофильными коннотациями и грозит сносом мозга. Так вот, эта наивно-идиалистическая, подростково-гормональная сюжетная линия время от времени прерывается достачно реалистично (и надо отдтать должное интересно и зрело) выписанными сюжетными канвами и персонажами которые действительно интересно читать. Рефлексия заблудилась в зазеркалье. Но все равно, остальные книги серии читать не буду.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Двоякое ощущение осталось по прочтении данной книги. Попробую по порядку.

Итак, в купе поезда к главному герою подсел любопытный попутчик, угостил курицей и выпивкой, а дальше пошли вагонные споры — последнее дело, в результате которых наш герой вызвался отправиться в прошлое в собственное тело и попытаться спасти мир... Затем события настроили на юмористическое восприятие происходящего — крепко приложившись головой в ванной наш «попаданец» продемонстрировал уверенную эрекцию пришедшей по вызову жрице Асклепия, а пойдя через несколько дней в школу столь же уверенно успокоил переживающую директриссу той самой школы, которая в свою очередь щедро поделилась с ним проблемами образования в отдельно взятом заведении. Затем наш герой повёл шпионские игры с КГБ и ЦРУ одновременно в стиле семёновского «ТАСС уполномочен заявить...», при этом не переставая переживать на тему того, что сказала в школе Тома, что подумала Света, чего так мрачна Яся и тому подобного.

Сильные стороны романа — хороший, особенно в сравнении с коллегами по жанру, авторский слог, некоторые размышления героя, изложенные в тексте, заставляют шевелиться читательские мозги, ну а описанный в книге Урок Мужества мало кого оставит равнодушным.

Среди книг на тему «попаданцев» в СССР роман возвышается Эверестом, тем более, что многие из них являются эпигонством по отношению к творчеству Михаила Королюка. Однако прочитав первую книгу цикла, я так и не смог понять, как же автор будет спасать Советский Союз, который в тексте показан весьма критично, надо сказать.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стержень романа — банальное попаданство в свое прошлое. А стержень двухцветный. Красный — спасти добрый и хороший СССР и розовый — подростково-страстный.

С первым понятно. Автор искренне считает, что СССР развалился не сам, зайдя в свой тупик. И, как каждый идейный, видит все в своем спектре. Мельком упомянув, что обычные сосиски были жутким дефицитом (иначе нельзя, про дефицит знали все рожденные в СССР), он то и дело пишет, какие вкусные изысканные блюда он пацаном(!) заказывал в ресторане всего за 80 копеек. Мельком упомянув, что одеты все были по моде пыльных мешков, он с любовью вставляет абсолютно лишнюю в канве произведения сцену, как он крутит фарцовщиками своей харизмой, объясняя, в чем отличие поддельной «Монтаны» от фирмовых «Суперрайфлов». Впрочем, автор уже старый дяденька, ему не объяснить, что строй, у которого все кругом враги (весь мир насилья мы разрушим, мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем...) и отрицание частной собственности, обречен и без ЦРУ с ФБР. Вон, в одной главе упомянуты раскулаченные, радостно рвущиеся в народное ополчение Ленинграда. Раскулаченные — это крепкие сельские труженики. Твой любимый строй, автор, их превратил в пыль, чтобы стоить в очередях за дрянными сосисками (у автора. впрочем, они, имеют вкус лепестков роз) и умиляться американскому куску сладкой резины.

А уж подростковая составляющая вообще насмешила. Не забываем, что сознание у героя — пятидесятилетнее. Плюс доступ к любой информации будущего. Какие 15-летние девушки. Герой — педофил? Ему нравятся угловатые прыщавые нимфетки? Ну ладно. автор, имеет полувековой опыт, но почему его ровесники вместо чтобы взрывать карбид, писать песенники с модной певицей Пугачевой, ведут умные общественные и культурно-познавательные беседы, даже не дерутся ни разу, только доносы пишут. Это точно восьмой класс?

Впрочем, в метро можно послушать аудиокнигу (особенно хорош Князев) или почитать. Литература-одновневка.

Оценка: 6
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что понравилось.

Наверное, все (ну или через одного) задумывались — а как бы я вел себя, окажись во времена молодости со знанием сегодняшних реалий. Все задумывались, а автор не поленился и написал на эту тему целую книгу.

У автора хороший язык, один словарный запас чего стОит!

Я книгу слушал, чтец — Игорь Князев — читал от души, и это, конечно, тоже вызывает симпатию.

В принципе, понравились сцены с Брежневым, Андроповым, Сусловым и тд, хотя они (сцены), конечно, к реальности не имеют никакого отношения.

Что не понравилось

Методы, которыми ГГ пытается остановить развал СССР не просто спорные — они нелепые. К тому же его сверхзадачей является недопущение гибели человечества, а к этому распад СССР вроде бы и вовсе не имеет прямого отношения.

У ГГ в кустах не просто рояль, а симфонический оркестр, да еще и с кордебалетом

Я — ровесник ГГ. Но у меня никакой ностальгии эта книга не вызвала. Я не был корешем каких-то фарцовщиков, как и миллионы моих ровесников.

Но вот что, на мой взгляд, за границей добра и зла, так это школьная линия повествования. Ну не может душевно здоровый гражданин с мозгами 50+ летнего дядьки заводить шашни с восьмиклассницами! Не будет он участвовать в общественной жизни школы, с псевдоровесниками не станет особенно общаться! Директор школы не станет ни по какому вопросу советоваться с восьмиклассником. В общем, из всех школьных и романтических сцен вырисовывается прыщавый пожилой дядька с гормональными проблемами.

С какого-то момента я устал об этих проблемах слушать и соответствующие фрагменты проматывал

Итого — 6, скинул баллы я в основном за романтику. Книжку почитать можно, из попаданческих она вполне на уровне. Нет, 5. Прочитаю вторую, вот тогда....

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв Московского Книжного клуба Новые горизонты фантастики

Начнем с того, что же за странное слово стоит в названии первой книги. Инфильтрация, это проникновение чего-либо в несвойственную ему среду. И это слово полностью описывает происходящее в книги: в первом романе происходит переселение сознания Андрея Соколова в себя же, но младше на 35 лет.

Дата переселения явно выбрана не случайно – 1977 год, когда Андрюше было 14 лет, возраст, в котором воспоминания уже боле четко оседают в сознании. Если взглянуть на биографию автора можно увидеть небольшую параллель: Михаил Королюк родился в 1963 году, что путем нехитрой математики и даст нам 14-й возраст к 77-му году, как будто бы это автор сам перенесся обратно туда, во времена юности. И ведь, правда, роман пропитан ностальгией самого автора по тем временам, что может понравиться людям, жившим в то время. Само собой эта ностальгия идет через призму восприятия и воспоминаний самого автора, так что найдутся и те, кто не согласен с данной позицией, но все же у нас фантастика и на этом моменте не стоит так сильно заострять внимания, так как серьезных допущений Королюк не делал.

Перейдем же к самому роману, в нем отчетливо видны две ветки: первая, история молодого Андрея с его обживанием в ново-старом мире и, вторая, где действия различных спецслужб и правительственных органов.

Я хочу начать со второй части, ведь она удалась автору в наименьшей степени. Где-то до второй трети книги эта линия довольно скучна, пестрит множеством фамилий, которые забываются почти мгновенно (помимо хорошо известных, Брежнева и др.), и почти не имеет развития. Только к концу романа, когда лишние лица отсеиваются, и остается только небольшое количество оперативников история становиться повествовательной, и довольно интересной. Единственное, не ждите от этой линии какой-либо законченности, клиффхэнгера или промежуточной точки – все это лишь задел для дальнейших событий в продолжениях.

А теперь наконец приступим основному повествованию. Начало довольно сумбурно и кроме части диалога особого интереса не вызывает, пролог он и есть пролог (самое главное из разговора автор все равно поместил в центре книги во флешбеке), хотя возможно в последующих книгах сущность переместившая Андрея в прошлое ещё появиться и проявит себя как-то. И вот этот главный отрывок очень зря поставлен туда, когда Андрей начинает думать почему не работает брейндсерфиг – первая мысль «Что за? Когда об этом говорили?», так вот нигде, про это ещё только расскажут, расслабьтесь и читайте дальше.

Вторая раздражающая черта героя – чрезмерное количество мыслей «ниже пояса», они действительно бесят, не наличием, а некой неуместность в некоторых частях. Но ладно, это личное мнение автора как бы повел себя пятидесятилетний мужик в теле подростка. Хотя к концу книги даже этот раздражающий фактор выливается в логическую оправданность.

Так далее, в книге много новостей (текстовое описание радио и видео передач), они читаются вяло и скучно и это, на удивление плюс. Попробуйте как-нибудь почитать новости, не газетные, а тот текст, что читают дикторы – такая же скука. Так что рализм. Теперь поговорим самых красочных и ярких описаний в романе и, барабанная дробь, это описание еды и ее вкуса, так что голодными некоторые места лучше не читать, захлебнетесь слюной.

В целом линия Андрея читается бодро и интересно, с небольшим проседанием в третьей четверти романа, когда действие почти стоит на месте. Поступки Андрюши, с поправкой на то, что ему пятьдесят годиков, а гормон играет, довольно логичны и даже присутствует развитие персонажа. Нет и ощущения, что второстепенные персонажи картонки, да многие выполняют всего лишь функцию, но это не рушит, а наоборот дополняет, картину привыкания и освоения Андрея в необычном положении, когда надо и СССР спасать, и за девочками побегать, но тебе всего 14 лет.

Вердикт: Шпионско-авантюрный (точнее завязка такого) альтернативно исторический фантастический роман о попаданце в СССР и попытке предотвращения его развала. Книга не пытается грузить читателя философией или сложными моральными терзаниями, а просто развлекает его. Это немного бредовый роман о человеке, пусть и не вертящем реальность на известном месте, со знанием будущего, немного читерной способностью в самом начале и интеллектом взрослого, подпорчено гормонами. Не стоит ждать каких-то резких сюжетных поворотов или внезапных фортелей, это ровное и плавное произведение.

Кому читать: ностальгирующим по временам СССР, любителям качественно выстроенной попаданческой тематики и, пожалуй, любителям шпионских игр (в первой книге их почитай, что нет, но в дальнейшем такое развитие явно намечается). И, в принципе, всем тем, кто хочет отдохнуть с хорошей историей.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один образчик ностальгической литературы. Сознание пожилого мужчины возвращается в свою собственную юность, вооруженное послезнанием и любовью к СССР. ГГ решает уберечь страну от Перестройки и уже кое-что в этом направлении сделал. Содержание в целом типичное, но написано выше среднего уровня. Немножко подросткового и чуть чуть шпионского романов, немножко пафоса. Мистики совсем мало. У автора есть чувство меры и это радует.

Только кулинарная тема утомляет. Герой постоянно ест, мотивируя это бурным ростом организма. В изображении Королюка СССР выглядит раем для гурманов. Это он зря. Голода, конечно, не было, но питание было проблемой, зря что ли народ в Москву за колбасой мотался? А тут даже очередей нет. Явная идеализация советского прошлого! Захватывает, однако.

Почитаю продолжение, посмотрим, что дальше будет.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Попаданцы. Как же я их не люблю. Сам не понимаю, как эта книга попала в мой список на прочтение. Ожнако ж, в итоге она мне понравилась!

Начнем с минусов, а их не мало. Во-первых, даже не читая аннотацию (что я стараюсь не делать), глядя на название уже все ясно. Как итог никакой интриги в книге нет. Той же дорогой идет первая глава, которая по сути никакой полезной информации не несет, при этом полностью раскрывается фабула. Автор, ну зачем так сразу все объяснять читателю?! Переделать название, выкинуть первую главу, и сразу появится интрига, читалось бы в разы интереснее. Короче, за композицию жирный минус.

Меня как-то совсем не убедила мотивация героя взять и порвать со своим настоящим и вернуться в прошлое. Состоявшийся, преуспевший, способный логически мыслить 40-летний мужчина плюет на свою жизнь (жена, дети, внуки, работа, планы на будущее) и решает переиграть свою собственную жизнь наново ради высокой но маловероятной цели. Не верю! Это может сделать а)шизофреник; б)старик-одной-ногой-в-могиле; в)неудовлетворенный прожитой жизнью неудачник. Вроде не под один пункт ГГ не подходит. Это второй минус.

Общая сумбурность первой главы, которая пытается объяснить каким образом ГГ совершит «прыжок» в прошлое и остальные технические моменты, вызвала у меня критическую ухмылку. Зато дальнейшее повествование стало для меня откровением! Автор отлично описывает «вживание» героя в образ самого себя 20-летней давности. Можно было бы добавить еще интересных конфликтных ситуаций, на мой взгляд, но автор решил не акцентировать на этом, а жаль. Запоминающиеся образы героев, тонкий юмор присутствует. Немного портит впечатление излишне интеллигентные диалоги 15-летних оболтусов. Ну да ладно, я в то время еще не родился, не буду спорить, может так бывало. Тем более в старых советских фильмах такое фантдопущение) тоже имело место быть.

Еще мне совсем не понравились сюжетные линии гбшников и црушников. Ну не люблю я, когда реальным людям вешают ярлыки, а особенно пишут их «мысли». Без этих глав было бы лучше, имхо.

Ого, сколько минусов набралось! Чем же мне понравился этот роман, спросите вы? А вот есть в нем что-то! Написан он хорошо и читается с удовольствием! И это не пропаганда Советов, как некоторым может показаться. А о чем? Об идеальном обществе, которого быть не может, и об идеальном человеке, который еще не родился. Это фантастика)

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из энциклопедий : «...Тема — это то, что писатель изображает, идея — это то, что он хочет сказать об изображаемом, оценка его. Точнее, идея — это то, что писатель говорит и самой своей темой, непосредственно изображаемым кругом жизненных явлений, их выбором, а также и тем отношением к жизни, которое он хочет вызвать у читателя и которое может быть шире того, что непосредственно изображается в произведении…». То бишь одно дело – ХОТЕТЬ СКАЗАТЬ, и совершенно иное – УМЕТЬ СКАЗАТЬ. Разница восприятия автора и читателя (рецензента) пролегает отнюдь не в области «нравится – не нравится», «понял – не понял». Отнюдь. Оная область – совершенно иная, а именно: «получилось у автора – НЕ получилось у автора».

Всё это ТАК, братья и сёстры. НО — есть одна маленькая тонкость: все оное (по поводу противостояния «хотеть» и «уметь») — справедливо лишь в случае «идеологической индиферентности» читателя. Увы — но сие невозможно в принципе, мы — такие, какие мы есть. К сожалению. «...Правд на земле — что заборов. у каждого — свой удел...».

Посему — сравнивать эту книгу со своими личными воспоминаниями (если ты из поколения «50+«) или воспринимать её (если ты значительно моложе) сквозь призму того, что «говорят в телевизоре» или «постят в Интернете» — самое, что ни на есть неблагодарное занятие. Не было никакого «единого образа СССР», как не будет и единого отражения России 2010-ых. Их, этих образов-отражений — СОТНИ, если не ТЫСЯЧИ. И каждый из них — как-то «идеологически окрашен», кто-то — больше, кто-то — меньше. Не суть. Я вовсе о другом, братья и сестры.

Не стоит привносить в светлый храм фантастики все эти мелочные дрязги. Зачем обвинять автора в необъективности, в нечеткости описаний — именно с позиций ИДЕОЛОГИИ? Нам-то с вами это — ЗАЧЕМ? И самое главное: ЗДЕСЬ-то нам это — ЗАЧЕМ?

Ну — не понравилась тебе книжка, ну — бывает, сплошь и рядом. Лозунги при этом выкрикивать и ярлыки навешивать — совершенно не обязательно:

*** Невозможно доказать — был ли мат общеупотребим в общении школьников СССР постоянно, или они «могли отвлекаться» и периодически «культурно общаться», спорить о литературе, о музыке. Это — смотря какие школьники, в какой школе, в каком городе и т.п.

*** Невозможно доказать — советовались ли в СССР директора школы с восьмиклассниками или нет, как часто и по каким вопросам. Это — опять же — зависит от того, что за восьмиклассники, что за директора, ну, и далее — по списку.

*** Невозможно доказать — все ли поголовно «...из огромного штата МВД, КГБ, Вооружённых Сил...» смиренно ожидали смерти великой державы. Это — опять-таки — зависит от того, что за человек конкретно, ну, и — так далее.

И Т.Д.

Автор живописует СВОЙ мир, свой личный «СССР», каким он его запомнил или — ХОТЕЛ запомнить (об избирательности памяти — это вообще отдельный разговор), посему — ещё раз: «...идея — это то, что писатель говорит и самой своей темой, непосредственно изображаемым кругом жизненных явлений, их выбором, а также и тем отношением к жизни, которое он хочет вызвать у читателя и которое может быть шире того, что непосредственно изображается в произведении…».

Это же не «отчет путешественника в прошлое о проделанной работе», это — возможность «посмотреть, как оно «МОГЛО БЫ быть, если бы...». При этом возможность — прекрасно исполненная в смысле фантастического антуража, более чем! Это не просто фантастика интеллектуальная, это книга — супер-пупер информативная в смысле массы деталей о работе спецслужб (деталей, неизвестной широкой публике), о тонкостях «политической кухни», о «неисповедимых путях» науки и техники. Это книга о силе духа, о чистоте человеческих взаимоотношений, о чести и достоинстве, о тех вечных истинах, которые останутся ВЕЧНЫМИ — вне зависимости от политической конъюнктуры. И всё это — с приличной динамикой, заботливо проработанными деталями повествования, и т.д. и т.п.

Это я, типа, попытался защитить книжку «от нападок», так сказать.

Но мне-то она понравилась — в том числе — вовсе «по другому поводу». Я — просто-таки балдел (именно вот это вот слово) от неких особенностей книги. Эти особенности — «редкие перлы» в сокровищнице фантастики. Только за эти «перлы» автора можно на руках носить и кричать ему «ура, молодец!»:

*** «ментальный серфинг» — возможность доступа практически к любым результатам мыслительной деятельности мира «локализации попаданца»;

*** «противопоставление одного попаданца всем спецслужбам планеты без претензий на власть и без вербовки «сторонников»;

*** упор в оценке «прелестей попаданчества» на личностном аспекте при допустимости «деятельной составляющей» («...Именно ее, этой атмосферы, мне так остро не хватало там, откуда я, слава тебе господи, вырвался. Именно по ней я, сам того не осознавая, ностальгировал. Кто ее не ощущал, тот этой ностальгии не поймет. Поди объясни слепому концепцию цвета или глухому – звука. Поди объясни, как это ощущать всем существом, что это – МОЯ страна, это – МОЙ народ»...»).

Это совершенно особая, авторская концепция попаданчества. Именно этим книга — В ТОМ ЧИСЛЕ — и привлекает.

Короче, ежели есть искренняя любовь к фантастике, страсть к авторским находкам, желание «по-хорошему смаковать перлы» (и ежели шоры на глазах не мешают) — РЕКОМЕНДУЮ

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга оставляет двойственное впечатление. Для тех кто хочет понастальгировать, в книге слишком много мелких неточностей, которые так и «бросаются в глаза». В 1977 году Синявинскую птицефабрику ещё не построили, армянский лаваш на дне рождения, лаваш купить в Ленинграде было практически невозможно. «Футбольная кричалка» — для мало-мальского болельщика Зенита вообще непростительная ошибка, а роман «Мастер и Маргарита» не надо было читать в подпольном «Посеве» он был издан в 1973 году, хоть и с трудом, но достать прочитать его было можно. Впечатление как будто автор спрессовал события до 90-х годов, все в 77-й.

Вообще поражает «моральный облик» попаданца, который попав в прошлое скатывается до банальной спекуляции и потребительства. Удивляет также поведение главного героя на протяжении всего повествования эдакое «барско-бандитское». В целом производит ощущение большой фальши происходящего (если про фантастику можно вообще так сказать). В общем можно сказать, что данный пространственно-временной континуум является альтернативным.

Оценка: 3
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга просто супер! Всем кто родился в СССР и особенно в Ленинграде читать обязательно! Получите незабываемое удовольствие.

Отдельно отмечу блестящее аудио исполнение Игоря Князева. Собственно благодаря ему и вышел на эту книгу. Озвучка Князева — это своего рода знак качества на произведении.

Не соглашусь с другими отзывами в части того, что книга затянута. Я просто благодарил автора за такие вкусные описания того времени, которое сам зацепил лишь чутка. Объем книги на мой взгляд не минус, а плюс. По мере приближения к концу второй части расстраивался, что книга заканчивается, а когда выйдет третья часть пока не ясно.

Описания приключений ГГ в школе чудо как хороши, только вспоминая свой 15-летний возраст, как-то не верится, что старшеклассники так культурно общались, пусть даже в английской спец.школе. Эрудированность автора по разным деталям спец.служб, науки и политики просто поражает. Чувствуется что детали проработаны очень тщательно и видна огромная дополнительная работа, стоящая за этим текстом. Вторая часть — есть четкое продолжение первой и по стилю, и по темпу развития событий.

Теперь немного критики. Из названия очевидно, что задача ГГ как попаданца спасти СССР от развала. Задача титаническая. Самое обидное что поражение было не военным, и даже не экономическим, как теперь становится понятно (картинку благостной западной жизни они там нарисовали спомощью кредитов). Поражение СССР было на уровне идей. Западная цивилизация смогла тогда втюхать нам идею джинсы, жвачки и кока-колы. Пока дейстивия ГГ носят косметический характер и не ведут к попыткам изменить что-то в этом плане. Плюс заговор на уровне элит, которым очень хотелось легализовать награбленное. Фактически развал СССР начался после 53 года, но запас прочности был настолько велик что докатили до 85-го.

Тем не менее, автор достаточно компетентен и думаю эти обстоятельства найдут отражение, тем более что в конце второй книги выход на эту линию уже начался.

С нетерпением жду продолжения.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения данной книги у меня появилось желание выразить в отзыве свои соображения.

В последние 7-8 лет в русской фантастике особой популярностью началась пользоваться литература о наших с вами современниках, попадающих в прошлое и меняющих мировую историю( или, как минимум, историю России/СССР/Киевской Руси). Возможно ,«массовое желание попасть в другие эпохи продиктовано тем, что текущая эпоха человека никак не удовлетворяет» (А.А.Вассерман).Но почему тогда в прошлое, а в не будущее? По видимому будущее пугает ( тут можно вспомнить антологию «Когда закончилась нефть» ), а прошлое нашим современникам кажется понятным . Многие думают, что они знали бы что делать, попади они туда — не зря ведь историю в школе учили( или не зря ведь сколько лет прожили)? Кроме того, если в значительном сегменте телеэфира до сих пор продолжается поиск рецепта гипотетического спасения СССР , разве удивительно появление книги о которой этот отзыв(и других ,ей подобных)? Но учитывая, что эпохальные перемены создаются гигантскими потоками, влияющих друг на друга, различных процессов, разве может наш современник в одиночку кардинально изменить прошлое? Роль личностей в истории, конечно, огромна – но личности являются порождениями своих эпох.

В 1991 году ни один гражданин СССР не попытался спасти свою страну. Никто из примерно 20 миллионов членов компартии, никто из огромного штата МВД, КГБ, Вооружённых Сил. То есть время Советского Союза прошло, ибо никто уже не хотел идти на жертвы ради советских идеалов. Все подсознательно (либо сознательно) ждали перемен, хотя немногие могли облечь в слова и ясно выразить свои ожидания.

Поклонники Красной империи сами закрыли глаза на её разрушение , а теперь жалеют об утраченном «Рае на Земле»( многие ещё жалеют о «России , которую мы потеряли», но об этом в другой раз).

Фактически этот «Рай» престал существовать не из-за Горбачева и/или Ельцина. С юридической точки первого и последнего советского президента можно обвинить в преступном попустительстве, ведь он до последнего боялся совершить ошибок больше, чем уже было совершено , предпочитая откладывать принятие решений , а в конце концов просто ушёл с поста, не желая нести ответственность. Окончательным приговором для коммунистической сверхдержавы стал именно украинский референдум о независимости. СССР мог бы обойтись без Прибалтики , без всего Закавказья и даже без всей Средней Азии, но только не без УССР.Не мог экономически. Именно украинский референдум стал последним гвоздём в крышку гроба для Советского Союза. Отречение Горбачёва было уже лишь констатацией факта окончания советской эпохи. Советская система была далеко не совершенна и у неё было множество проблем , но решающим и обязательным условием для распада самой большой страны в мире стало молчаливое согласие на это советских граждан. К 80-ым советский народ , в большинстве своём, уже осознал огромную разницу в качестве жизни между жителями стран соцлагеря и стран «загнивающего капитализма». Ранее такой возможностью обладала только часть номенклатуры и интеллигенции, которым было дозволено или по рангу положено пересекать границу железного занавеса. Поклонники СССР любят приводить данные советской статистики и сравнивать их со статистикой капстран того времени ( или с нынешними данными Росстата).При этом намеренно опускаются качественные показатели в угоду количественным, да и сами официальные советские данные априори считаются объективными и бесспорными. Ностальгия старшего поколения по советской жизни: комсомолу, стройотрядам, субботникам , низким ценам на продукты (за которыми приходилось отстоять гигантскую очередь , если нет возможности « достать») и прочему связана, по моему мнению , в первую очередь , с тоской по навсегда ушедшей молодости. Возможно, к 2040 году многие будут с тоской вспоминать о том как же в 2010 было хорошо. Шансов же на восстановление СССР в том виде, в котором он был не больше, чем на второе воцарение Романовых (хотя и у этой идеи есть сторонники). Но это абсолютно не означает, что границы постсоветских государств останутся без изменений (они уже изменились с 1991 года и ,скорее всего, будут меняться ещё не раз). Борьба между основными центрами силы за влияние на планете никуда не исчезла, изменилось только количество игроков и разность потенциалов. Что , в свою очередь, никак не отменяет теоретическую возможность гибели человечества в глобальном конфликте. С другой стороны, и мобилизировать население на длительные противостояния стало сложнее. Как бы та ни было, история никогда не заканчивается, сколько бы футурологи не объявляли о её завершении. Сам же роман , на мой взгляд , является ещё одной эксплуатацией ностальгии по относительно недавнему прошлому.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх