Алоис Ирасек «Сказания времён христианских»
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (9), польский (1)
- /тип:
- книги (9), самиздат (1)
- /перевод:
- Ф. Боголюбова (6), Я. Буковский (1), М. Лялина (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rovdyr, 23 ноября 2016 г.
Мне довелось прочитать эти истории в детстве — в роскошно (по меркам того времени) оформленной книге 1975 года, которую особенно украшают великолепные иллюстрации, задавшие на будущее мой художественный вкус и интерес. Сказания записаны Алоисом Ирасеком столь увлекательно, что было просто невозможно не влюбиться в Чехию и в ее замечательную столицу — Прагу, город тысячи башен и тысячи легенд. Более всего выделю здесь истории про чародея Жито и про знаменитые Староместские куранты, а также про зловещий Дом Фауста.
Книга дает очень живое представление об истории Чехии, особенности ее национальных традиций, фольклоре. Но тут не могу не отметить одно очень существенное обстоятельство. Поскольку история Чехии (как и многих других стран) со Средних Веков является практически непрерывной борьбой за независимость, военная тема проходит сквозной нитью через многие Сказания. Прежде всего — через группу рассказов Яне Жижке. И вот это я считаю слабым местом книги. В нем она от любви к родине скатывается в пафос патриотизма, что почти неизбежно чревато весьма неприглядными и попросту одиозными вещами. Ян Жижка, конечно, крупная фигура национально-освободительного движения чехов. Но он был не просто жестоким человеком (это можно было бы списать на эпоху), а психопатом. Как еще можно определить человека, который своими руками убивал пленных монахов, а потом завещал после смерти снять с себя кожу и обтянуть ей какой-то барабан? Никаким патриотизмом это не оправдывается. И не случайно, что движение гуситов вскоре после смерти Жижки было разгромлено не иностранными интервентами, а чехами, только другого политическо-религиозного направления. Что привело страну к тому, что она на несколько веков лишилась независимости. В книге об этом, конечно, не говорится, но от факта не уйти. По-моему, это закономерный исход психопатического патриотизма.