Антонин Ладинский «В дни Каракаллы»
Автор романа `В дни Каракаллы`, писатель и историк Антонин Ладинский (1896-1961), переносит читателя в Римскую империю III века, показывает быт, нравы, политику империи. Герои романа — замечательные личности своего времени: поэты, философы, правители, военачальники.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
KatrinBelous, 6 июня 2018 г.
Время действия: 214 — 217 г.н.э.
Место действия: Римская Империя
Сюжет: История эта началась, когда в одну ненастную ночь в хижину одной семьи из города Томы, последнего приюта прославленного поэта Овидия, постучался потерпевший кораблекрушение странствующий философ по имени Апполодор. Никто не захотел пускать на порог нищего старика и лишь в этом доме он нашел приют, отдых и разделил трапезу с его обитателями. Обосновавшись в Томах и став учителем риторики и философии для мальчиков из богатых семейств, Апполодор не забыл своих первых друзей и стал бесплатно учить их сына, несмотря на простое происхождение, юношу умного и любознательного. И вот когда нечистые на руку чиновники отобрали у семьи их дом с маленьким виноградником, должный достаться им по наследству, главный герой с поддержкой учителя и благословением семьи, отправляется в Рим, чтобы вернуть наследство и найти свою дорогу в этой жизни, оказавшейся совсем не такой простой как мнилось ему раньше, до знакомства со старым философом и его книгами.
Впечатления: «В дни Каракаллы» — своеобразная хроника путешествия главного героя в Рим в поисках справедливости, который уже обеленный сединами, вспоминает как боги дали шанс простому юноше из Томы стать очевидцем важных исторических событий и перемен в жизни Римской империи. Этот путь растянулся на три долгих года и казалось течение жизни главного героя было подвластно воле случая: если бы не тяжба с наследством и не встреча с Апполодором, он не отправился бы в Рим, если бы корабль на пути к «центру мира» не попал в шторм и не разбился, не было бы ни встречи с разбойниками, ни продажи на невольничьем рынке, ни работы в шахтах, ни в конце концов счастливого спасения и знакомства с человеком, который из сочувствия к злоключениям, преследующим юношу, не пристроил того в дом к Юлии Маммее, родственнице самого римского императора. Удивительно, но имя главного героя так и останется загадкой, сам он себя не называет, а окружающие за происхождение его отца зовут Сарматом. Так вот мальчик оказался талантливым калиографом и мог красиво и быстро переписывать тексты на любых языках. И этот его талант, позволивший ему выполнять должность скрибы даже в домах известных римских граждан, не только стал пропуском в гостиные, где вершилась судьба Рима, но и стал роком, отсрочившим возвращение домой. Но в доме Юлии Маммеи главный герой смог не только лицезреть многих знаменитых людей, сенаторов, государственных деятелей и самого императора, с поразительной проницательностью юности, отмечая особенности их характера, но и познакомиться с философами, а в лице поэта Вергилиана обрести друга. Более того, этот знатный патриций вскоре стал настоящим покровителем и даже сводным братом Сармата, и с тех пор они шли по жизни вместе и переживали множество приключений.
Очень понравился мне отстранённый, но благородный образ Вергилиана, племянника сенатора Кальпурния Мессалы, поэта и философа. Пускай он не был мудрецом и храбрецом, был подвержен римским порокам, но этот человек имел возвышенный дух и ясное зрение. Он четко видел сущность окружающих людей и ощущал назревающее крушение Рима. Чем-то он напомнил мне Петрония, хотя Вергилиан по духу более земной и более понятный, но даже линия любви у этих персонажей схожая. Думаю, я могу назвать именно Вергилиана своим любимым персонажем этой книги. Особенно, мне понравилось, что не смотря на бедность и низкое происхождение Сармата, прославленный поэт никак не принижал своего друга, а наоборот требовал от всех своих знакомых к нему уважения, как к самому себе, и всегда был готов прийти на помощь. Показательным был момент, когда Вергилиана не было рядом с главным героем, и его вчерашние знакомые подчёркнуто не обращали на него внимания, ведь он всего лишь простой скриба.
Вместе с Вергилианом, главный герой, ведущий эти записки, стал свидетелем бунта против Каракаллы в Александрии и последующего за ним разграбления города римскими легионами, битвы с варварами, перешедшими Дунай, при Арбонне, войны с Парфией с осадой Арбелы, убийства по пути в Карры для поклонения местным божествам императора Каракаллы и дальнейшего дележа власти. Вместе два друга совершили ни одно путешествие, побывали в разных странах и городах. И пускай мне кое-где не хватало подробностей, но уловить настроение того или иного места мне удавалось. Мне понравилась та атмосфера, которая царила в этой книге, автору удалось перенести меня во времена имперского Рима.
Итого: «В дни Каракаллы» — историко-приключенческий роман об имперском Риме времён правления Антонина Каракаллы. Это обширное произведение, по наполнению, а не количеству страниц, затрагивающее и римские традиции, и быт, и повседневную жизнь, и ведение войн римлянами, и рассуждения философов, и историю цезарей. Не смотря на увлекательное повествование и приключения, в которые попадал главный герой, из-за такой наполненности текста книга читается далеко не за один вечер. Это не развлекательное чтение, наверное, это первая книга, которую я изучала с карандашом в руках. Обычно мне хватает закладок между страницами, но здесь ещё пришлось дополнительно выделять все заинтересовавшие меня мысли, факты и эпизоды:) А ещё после прочтения «В дни Каракаллы» мне захотелось узнать подробнее об эпизодах из жизни императора, кратко упомянутых здесь, и я уже даже нашла отдельный исторический роман о главе про бойню, случившуюся в Александрии. Так что книга Ладинского оказалась для меня максимально полезной и вдохновляющей на изучение эпохи Каракаллы, с автором же знакомство несомненно буду продолжать.