Орсон Скотт Кард «Жиртрест»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Клоны и клонирование | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Мистер Барт — чудовищно толстый человек. Мало того — он отвратительный, неприятный толстяк. Однажды он решил обратиться в клинику «Жиртрест», где ему обещали невозможное — стать таким как все. И он похудел. И даже не один раз. Но за всё надо платить — и не слишком ли высокая будет цена?
Входит в:
— антологию «The Science Fiction Weight-Loss Book», 1983 г.
— сборник «Карты в зеркале», 1990 г.
— антологию «More of the Best of Science Fiction and Fantasy», 1995 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
- /языки:
- русский (2), английский (2)
- /тип:
- книги (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Л. Шведова (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gluckar, 16 января 2024 г.
Интересный рассказ. Философский.
Мне нравится, что автор явно намеренно дистанцируется от вопроса, по поводу которого сломало копья немало любителей философии и фантастики — тождественна ли память личности? Если скопировать память в другое тело, переселится ли «я»? Равносильно ли «уничтожение оригинала в точке X и создание копии в точке Y» «переносу оригинала из точки X в точку Y»?
Я лично подозреваю, что ответ на все эти вопросы — «да». Само понятие «я» возникло в этой вселенной лишь благодаря памяти. Предполагать, что есть некое «истинное я», которое не есть «память», что ты можешь иметь воспоминания, которые истинны в смысле содержащейся там информации о событиях, но при этом не являются «твоими», — заниматься бесполезным умножением понятий.
Тем не менее я признаю, что истина малопроверяема. Пока невозможно даже мысленно представить эксперимент, который подтвердил бы или опроверг сие.
Поэтому мне нравятся авторы, которые решают вопрос оригинально или просто дистанцируются от него. Вот как Серая Зона в одном своём фанфике — там герой по ходу сюжета переселяется в другое тело, а потом представители встреченной сверхцивилизации говорят ему: «Э, нет, чувак. Ты не переселился в другое тело, ты просто копия. А чувак, с которого тебя скопировали, так и остался в прежнем теле или был уничтожен». Потом он встречается с другой сверхцивилизацией, которая, наоборот, держится противоположного мнения и постоянно путешествует из тела в тело методом уничтожения-и-копирования: «Мы считаем, что представители той первой расы придают слишком много значения материальному носителю». При этом герой по ходу сюжета так и не узнаёт окончательно, кто прав, истина остаётся неопределённой.
В этом вот коротком рассказике Карда вопрос «копия или оригинал?» вообще изящно обходится.
Потому что это не имеет особого значения, если подумать. Если взглянуть с альтруистической колокольни, то какая разница, «всего лишь копирование» происходит при наложении шапочки для снятия электрических потенциалов на голову Барта — или полноценное раздвоение? В любом случае один Барт, молодой и счастливый, выйдет наружу, а другого Барта ждёт плохая судьба. Об этом собственно и рассказ.
Эта метафора, вне сомнения.
Самосовершенствование так или иначе всегда оборачивается гибелью былых твоих версий, но иногда эта гибель особенно мучительна и трагична. Тут же герой нашёл способ «погибнуть, не погибая», продолжать жить прежним способом, избавляясь от последствий, но смерть его «прежних версий» стала в результате лишь ещё более мучительной.
Можно провести параллель с рассказом Тюлина «Они всегда так кричат». (Учёный изобретает машину для омоложения и лечения болезней, которая работает по сути как «центр оздоровления» в этом рассказе Карда. Ты входишь в левую кабину, из правой выходит твоя омоложенная выздоровевшая копия. Вот только по надуманным искусственным причинам процедуру эту нельзя проходить в бессознательном состоянии — и оставлять оригинал в живых тоже нельзя. Он должен всё испытать, а потом, уже осознавая, что по-прежнему находится в левой кабине и обречён, пережить смерть от автоматического аннигилятора. Рассказ Тюлина показывает изменения в психике людей, которые несколько тысяч раз практиковали такой способ «омоложения». Поначалу боясь остаться в левой кабине, постепенно они приходили к ощущению отсутствия риска и начинали считать себя везунчиками, «гип-гип-ура, я каждый раз оказываюсь молодой здоровой копией в правой кабине». И с каждым разом оставшийся в левой кабине оригинал кричал от ужаса всё громче и громче.)
Можно провести параллель с религиозным мировоззрением или некоторыми его изводами. (Кажется, говорят, что Кард был довольно религиозен. Не знаю, правда ли это, но вспоминается концепция Льюиса из «Расторжения брака», где автор философствует на тему вневременного статуса Загробной Вечности и на тему теоретической возможности того, что какие-то нынешние обстоятельства нашей жизни подстроены нашими же собственными душами уже из Загробного Будущего. Если это так, то их положение — ну, тех гипотетических загробных будущих душ? — смахивало бы на положение «А» из рассказа Карда.)
Может быть, всё намного проще, и я слишком много думаю.
В любом случае, рассказ интересный.
smith.each, 8 декабря 2020 г.
Наверняка вы видели фотографию: корпулентный мужчина с внушительным брюхом и нечесаной густой бородой бредет по улице в футболке с надписью «Я высокая фигуристая блондинка, запертая в теле жиробаса». Отбросим общий юмористический посыл, и вдруг окажется, что за беззлобной шуткой притаилась дурная ирония. Многие ли из нас, оставшись наедине со своими мыслями, признают, что полностью удовлетворены собой — внешностью, фигурой, престижностью работы или крепостью здоровья?
Стройная девушка переживает, что долька шоколада непременно обмотает талию «лишним жирком». Молодой мужчина не может выбрать с галстуком, опасаясь, что неверный выбор обнаружит недостаточную искушенность в стиле и сорвет деловую встречу. Люди постоянно изобретают все новые способы мучить себя: покупают одежду на размер меньше, запрещают себе есть сладкое, переделывают носы, выдергивают волосы, грызут ногти — продолжите список самостоятельно.
И вот вы спросите: «А как это связано с рассказом Орсона Скотта Карда?» О, друзья, да связь тут прямая! Ненависть. Направленная на себя тяжелая ненависть. Нет в мире палача, что смог бы измыслить более изощренную пытку для человека, добровольно линчующего себя за слабость духа и несовершенство тела.
yfnfkmz12041978, 4 января 2017 г.
Клиника «Жиртрест» может подарить бессмертие. Это не законно и делается подпольно за очень большие деньги. Деньги мистера Барта делали его свободным от смерти, а всякие последствия и условности Барта не интересовали. После «копирования» его «я» никуда не девалось, продолжая существовать в теле весом под сто пятьдесят килограммов. Как расплата за очередное убийство самого себя. Но ведь автор совершенно прав: изменить свою судьбу можно только изменившись самому. А Барт не хотел меняться; очередная копия была уже восьмой. Сильный рассказ. Не ищите здесь ответов, ищите вопросы.
Тиань, 7 апреля 2014 г.
История вызывает недоумение. Если человек решается на «пересадку» личности, логично в деталях выяснить, что происходит с прежним телом и сознанием, то есть в чем суть «пересадки». То, что проделывают с героем, копирование. Он сам не перестает существовать, не изменяет свою физическую форму. Просто копию памяти на определенный момент помещают в другое тело, а матрица остается в прежнем теле и продолжает функционирование. Пожелать получить такой кошмар за собственные деньги может только умалишенный.
Герой руководит крупным бизнесом, поэтому совсем дремучим не может быть по определению. Он наш современник, то есть находится в том же информационном поле, что и мы. Вопросы, которые сразу пришли в голову мне, должны были придти в голову и ему. Но автор предпочел показать нам человека, который зациклен на плотских удовольствиях и напрочь лишен воображения. Мне образ главного героя показался неубедительным, а сама история глупой. Человек в здравом уме так себя не ведет, когда речь идет о его собственной жизни, личности.
В финале рассказа присутствует мораль. Мораль по сути правильная и, при наличии постепенной сюжетной подводки она могла бы придать рассказу некую философскую глубину. Но после неубедительной истории поданный «в лоб» этический тезис воспринимается как банальность.
Рассказ мне не понравился. Но познакомиться с творчеством этого писателя было любопытно.
VovaZ, 19 ноября 2015 г.
И ещё один двухслойный рассказ Карда.
На мой взгляд, как и в прежних произведениях, под драматической линией, скрыт некий личный комплекс.
Этот комплекс вероятно знаком каждому, кто по медицинским показаниям, или по зову эго, занимался снижением веса.
Раздражающая диета, занятия нелюбимым спортом, злость к весам, к зеркалу, к себе, к окружающим, всё это выразилось в занятную сюжетную линию короткого рассказа.
Тема немного напомнила «Лечение мартышками» Джорджа Мартина, однако сюжетные иструменты совершенно иные.
god54, 14 августа 2013 г.
Отличный рассказ и с точки зрения фантастической идеи, как быстро похудеть и с сюжетной точки зрения: такого набора приключений в кавычках может нафантазировать только уникальный автор.И все это в сочетании с неплохим литературным языком представляет собой неплохое блюдо для гурмана, ибо я тоже люблю поесть и вес для меня проблема.
AlexR, 19 сентября 2010 г.
Рассказ не понравился. Я так и не понял его ключевой идеи, смысла. Может, «соль» в том, что любовь Барта к своей новой ипостаси превращается в конце в ненависть?
Неправдоподобно, чтобы Барт смог проявить такой «эгоальтруизм» – отказаться от собственного существования в обычном мире ради своей новой «полноценной» копии. «Никто не любил Барта сильнее, чем сам Барт». Можно представить, что он хотел бы, чтобы в мире теперь существовал другой – молодой и здоровый – Барт, но ведь его собственнное «я» в процессе «копирования» не исчезало, оно должно было хотеть продолжать жить – и жить с максимумом возможных – при его богатстве и имеющемся физическом состоянии – удовольствий.
Барт больше всего на свете любил удовольствия. И хотя из-за чрезмерной тучности у него возникли препятствия в их достижении, вряд ли он был способен решать эту проблему описанным в рассказе путём. «Есть тучные люди, которые ненавидят самих себя и предпочтут умереть ради того, чтобы в мире осталась их стройная копия. Барт не был таким. … А уничтожить собственное «я» .. о таком он и помыслить не мог. Человек, завладевший его памятью .. не сумел лишить Барта его «я».» И вдруг оказывается, что Барт «вообще не задумывался о том, что будет дальше», о том, как, собственно, будет существовать после копирования его исходная версия. Он даже толком не запомнил, чтО об этом написано в договоре (и просит Андерсона напомнить ему формулировку).
Объяснение, что «Барт был не из тех людей, которые предчувствуют грядущие несчастья», недостаточно.
Непонятна фраза о том, что «для И, как и для Зе, всё было впервые, то было лишь самое первое предательство, и он не помнил других». Непонятно, почему у Барта в конечном счёте возникает такое сильное желание убить старика – «Барта № 1». И почему для Барта № 1 предназначена особая миссия?
kkk72, 14 июня 2009 г.
В этом рассказе Кард снова напоминает нам об ответственности человека за свои действия. С такими темпами развития науки возможности, описанные в рассказе, скоро могут стать вполне реальными. Но ведь автор совершенно прав: изменить свою судьбу можно только изменившись самому и сделав выводы из собственных ошибок, а за попытки обмануть судьбу придется платить дорогой ценой. Концовка довольно предсказуема, но в целом рассказ хорош. Особенно удачно показано как чрезмерная любовь к себе оборачивается ненавистью.
STVR, 27 февраля 2011 г.
Вот это круть!
Отзыв AlexR указал на некоторые некоторые несоответствия. Но, но может быть это следствие дезинформации, как реально обстоят дела Бард узнал только в последний момент, когда всё было уже сделано...
А тут: «Непонятно, почему у Барта в конечном счёте возникает такое сильное желание убить старика» не вижу ничего непонятного, ~60% жертв будут мечтать убить своего/своих мучителей.
zatonskma, он как-бы не совсем преступник.
Pupsjara, 11 сентября 2008 г.
Действительно есть некоторые параллели с рассказами Кинга и пожалуй Мартина. Рассказ о том, как с каждым новым телом толстяк терял частичку своего «я» и совершенно не задумывался о том, а что же происходит с его прошлыми телами. Сильный рассказ, который заставляет задуматься.
Shadowww, 28 декабря 2008 г.
Небольшой, но интересный, жёсткий рассказ, полностью проникающий в вас. На мой взгляд, некоторых людей он заставит изменить образ жизни! :lol:
alexey1978, 31 мая 2007 г.
:pray:Рассказ замечательный, захватывающий и страшный одновременно. По жестокости очень напоминает некоторые произведения Кинга. Думаю, на основании этого рассказа получился бы замечательный психологический триллер.
zatonskma, 8 августа 2007 г.
Двойственное чувство. Есть «преступник и преступление», есть «вина и наказание». Вроде бы все правильно. Но... Вылечить и наказать гораздо легче чем предупредить и воспитать.