Эдмонд Гамильтон «Город на краю света»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Умирающая Земля | Робинзонада
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На маленький американский городок с секретной ядерной лабораторией сбрасывают многомегатонную атомную бомбу.
В результате взрыва весь городок вместе с его жителями перемещается в далекое будущее.
Входит в:
— журнал «Startling Stories, July 1950», 1950 г.
— журнал «Техника - молодёжи № 10 1992», 1992 г.
— журнал «Техника - молодёжи № 11 1992», 1992 г.
— журнал «Техника - молодёжи № 12 1992», 1992 г.
— журнал «Техника - молодёжи № 5-7 1992», 1992 г.
— журнал «Техника - молодёжи № 8 1992», 1992 г.
— журнал «Техника - молодёжи № 9 1992», 1992 г.
— журнал «Техника-молодежи 1992, №1-2», 1992 г.
— журнал «Техника-молодежи 1992, №3», 1992 г.
— журнал «Техника-молодежи 1992, №4», 1992 г.
- /языки:
- русский (16), английский (4)
- /тип:
- книги (6), периодика (10), самиздат (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- С. Сухинов (13)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 19 июня 2024 г.
Завязка сюжета этого романа заключается, во-первых в том, что однажды, июньским утром неизвестно какого года, термоядерная бомба рванула над городком Миддлтаун, где-то в США; во-вторых развитие сюжета обеспечивает допущение автора о том, что в результате взрыва этот пятидесятитысячный заштатный американский город оказался перемещён в будущее на миллионы лет. Смелое предположение, ничего не скажешь: бомба разорвала само пространство и время, а сам населённый пункт остался цел.
Автор рисует нам панораму безжизненной Земли на фоне покрасневшего, остывающего Солнца. Перед жителями Миддлтауна возникает целый ряд проблем, главной из которых, конечно же, является проблема элементарного выжывания.
Исходя из высшесказанного — я настроился на чтение остросоциального постап — текста, а в результате пришлось читать историю, в которой главным оказался вопрос совершенно другой.
Остаться на умирающей планете или переместиться к звёздам? Эту проблему автор гипертрофирует до разницы в миропонимании между «примитивными» народами и народами «развитыми». Кстати, симпатия автора однозначно лежат на стороне так называемых «примитивов», что однозначно явствует из текста. Ибо аборигены разных планет, включая жителей Миддлтауна, видите ли принимают различные решения сердцем, а не разумом!
Каково? Наив, наив и голый примитив. Ретро, оно, конечно, и есть ретро, но всё же. Противостояние глобализма и изоляционизма показано как-то совсем уж просто и незатейливо. Хотя, надо отдать должное автору, актуальность этой дихотомии он ощущал уже тогда. Эта тематика и сегодня занимает важнейшее место в мировой политической и экономической повестке.
Написано просто, чётко и ясно. Никаких сложностей для читателя этот текст не создаёт. Читается быстро и легко. Но, градус человеческих взаимоотношений как в любовной линии романа, представленной главным героем Джоном Кеннистоном, его невестой Кэрол и жительницей Веги Варной Аллен, так и во внешней, условно назовём инопланетной линией, представленной противопоставлением с одной стороны гуманоидов против негуманоидов, с другой — межпланетной глобальной бюрократии против местечкового «землянского» патриотизма, а также прочих линий — очень невелик. Драма, которую пытается изобразить Гамильтон, на страницах своего романа, совсем на драму непохожа.
В заключении хочу сказать, что «Город на краю света» представляет собой образец ретро-НФ очень средней руки. Из прочитанных мною произведений крупной формы нашего короля Эдмонда I — это самое слабое произведение.
Не прочитаете — ничего не потеряете.
Кропус, 24 ноября 2023 г.
Сделаю всё же несколько замечаний. 1. Очень странно, что из всех будлян только плохиш заинтересовался, что же это за взрыв такой был, который проломил время? Заинтересовался он, конечно, для своих целей, но покрайней мере до пер. А остальные суперпродвинутые потомки почему-то даже вопрос не задали, хотя вроде бы это должно было заинтересовать их в первую очередь. 2. Что у них там за строй такой, что губернаторы могут переселять целые миры, даже не интересуясь мнением их обитателей?
3. Вообще складывается впечатление, что губернаторы принимают решения от которых зависят множество людей без глубокого анализа, просто на эмоциях. Спровоцировал там плохиш Кеннистона, что тот сорвался перед губернаторами, всё ату его, ату. А заодно и всех выходцев из прошлого.
Ещё. Тут некоторые рецензенты не понимают, почему обитатели городка не хотят переселяться на другую более благоустроенную планету. Я прекрасно понимаю во-первых такое переселение будет скорее всего обозначать утрату их цивилизационной идентичности, а если даже они и сохранять её образовав в другом мире свой анклав, то будут восприниматься там как дикари: слишком большой разрыв. И жители города похоже это всё пусть на чисто интуитивном уровне, но осознают. В тоже время если встраивание будет постепенно, на протяжение пары поколений, то многие проблемы подобного рода будут минимизированы. Что, как автор коротким штрихом показал в финале и начало происходить. Во-вторых, переселять их собирались насильно, что нормальному человеку вряд ли понравится.
В начале хотел поставить семь, но повысил на бал из-за финала. Просто хорошо представил себя в той ситуации безумной надежды, так хорошо описанной автором.
IgorLutiy, 21 января 2024 г.
Этот роман я начал читать еще в 1992 году, в журнале «Техника-молодежи». Тогда прочитать удалось только начало. Но оно запомнилось и затем не раз и не два хотелось все-таки узнать, чем закончилась история. И вот, наконец-то, гештальт закрыт.
Сюжет довольно простой — маленький (хм… 50 тысяч — не такой уж и маленький) американский городок в результате взрыва атомной бомбы попадает в далекое будущее.
Сразу стоит отметить дату написания книги — 1950 год. Отгремела страшная война, мир узнал о существовании нового и не менее страшного оружия. Естественный страх перед неизвестным, к чему все это может привести? В конце концов — перенестись в будущее, наверное, лучше чем сгореть в ядерном пламени. Хотя тоже со своими минусами.
Конечно, роману присущи все минусы произведений той эпохи — простота написания, поверхностные персонажи, наивность описания технологий и космоса. В поведении людей и описании мира изо всех щелей сквозит атмосфера США середины 20 века. Бюрократы, консерватизм, максимализм, даже мачизм, в некотором роде. Увы и ах. Автор заглянул в далекое будущее, но не смог увидеть там ничего нового. Зато читается очень легко. Это уже плюс произведений той поры. Не успеешь оглянуться, а роман уже прочитан.
При этом и проблемы, которые автор пытается исследовать, тоже из того же времени. Все люди братья? Но есть более братистые и менее братистые. И более братистые конечно же обладают истиной в последней инстанции, а все остальные должны заглядывать им в рот и следовать отдаваемым приказам. Тут можно заметить небольшое перекликание с «Проклятыми» Алан Дин Фостер. Мы несем истину, а вы заблуждаетесь, но мы вас «научим родину любить». Просто здесь это подано в более мягком варианте. Видимо во времена написания «Города» еще не пришла пора любить с кулаками у лица.
Можно провести очень много аналогий между тем, что происходит в романе в далеком будущем между, скажем так, разными людьми и тем, что происходило между разными странами в 20 веке. Есть более развитые, а есть менее развитые. Более развитые знают как надо делать правильно и указывают менее развитым, как им надо поступать. Те в свою очередь могут решить, что им это не нужно и взяться за оружие. Хм… будто историю нашего мира и совсем не из далекого будущего рассказываю.
Несмотря на некоторую примитивность романа и простоту изложения, он дает пищу для размышлений. Хотя и рассматривать ее приходится между строк.
Восторгов как в детстве уже нет, но некая ностальгия осталась. Такая себе романтическая приключенческая сказка, где добро побеждает зло. Да и зла то особо нет. Так, незначительные штришки, чтобы было.
Гештальт закрыт, детство давно закончилось и в сказки уже не верю. Перевернул последнюю страницу и теперь можно спать спокойно.
god54, 12 августа 2020 г.
К счастью, встречаются произведения, о которых будут спорить бесконечно и безрезультатно, ибо они нравятся читателям. Так и этот роман, простой, может даже наивный, но это литература, которая и породила эти эмоциональные оценки, ибо человек всегда, даже через миллионы лет, останется человеком со своими примитивными и наивными поступками, со своей любовью, ошибками, интригами... Важно, что книга цепляет и заставляет сопереживать героям, пытаться найти другие варианты, дать оценку поступкам героев, даже посчитать, что читатель умней книжных героев, вот уж он бы там враз всё решил... В дополнение очень приличный текст, читается в удовольствие. Так, что вариант один оставить в коллекции, пусть и после нас читают.
SAG, 17 августа 2012 г.
Читать начал с журнальной публикации, а какие там прекрасные были иллюстрации Р.Авотина. Потом перечитывал в книге. Захватывающее произведение. Читаешь и как кино перед глазами. Сейчас пресыщенным обилием подобной литературы и фильмов, многим может показаться примитивным и наивным. Но не забывайте с таких произведений и начиналась фантастика, и потом многие просто заимствовали идеи.Чем, кроме описания событий запомнился роман, так это борьбой землян за свой мир с вселенной бюрократией. Ну почему за нас кто-то всегда должен решать: как нам жить и где нам жить. Ну и естественно главный герой, который почувствова вкус звездных полетов, понимает, что на Земле ему будет тесно.
rrq64k, 13 февраля 2014 г.
Написано незамысловато, местами даже примитивно. Из плюсов – не затянуто и достаточно бодро. Сейчас подобный роман растянули бы страниц на 1000-1500, а то и вовсе зациклили бы.
Из минусов:
[spoiler — а где все животные, которые были в городе на момент взрыва? Где собаки, где кошки, мыши, крысы, птицы, тараканы и прочие жучки-червячки? Они что, не перенеслись в будущее? Где лошади, которых можно было бы использовать, когда закончится бензин?
— почему бывшие жители городов вычистили из них всю мебель и прочие предметы обихода, но оставили работать генераторы и передатчики? Зачем и для кого, если они покинули Землю навсегда?
— прошли миллионы лет, земляне расселились по планетам и вступили в контакт с несколькими разумными расами. Миллионы лет – это огромный срок, а схема отношений между людьми осталась все той же – губернаторы, совет губернаторов, бюрократия, мечты подсидеть вышестоящее начальство и занять его место, попытка сильных диктовать свои условия слабым. Как-то это всё до боли знакомо, и не вяжется с психологией людей будущего. Получается, что эволюционировала только техника, а человек остался по-прежнему в ХХ веке.
— пришельцы в большинстве своем потомки тех самых землян, которых занесло в будущее на миллионы лет. Почему же они с таким презрением относятся к своим предкам?
— неясно, чем все же закончился миллионы лет назад ядерный конфликт? Человечество явно выжило и расселилось на звездах, но отголоски этого конфликта должны были повлиять на него. Возрождалось ли оно (человечество) из радиоактивного пепла или конфликт был задушен в зародыше (что маловероятно, раз уж бомбы начали рваться)?
— действия и решения законодателей будущего наивны и нелогичны. Ну и на кой ляд им эти несовершенные цивилизации, которые они насильно хотят затащить в «рай»? Почему они так противятся дальнейшим испытаниям подземных бомб? Что изменится, если цивилизации «примитивных» гуманоидов будут жить на своих разогретых планетах? Какая разница? ]
— ну и так далее, можно задать еще множество вопросов.
Тем не менее, ругать не буду, читать можно. Правда, другими авторами в 1950 году уже писались вещи и похлеще этой.
Xopyc, 11 мая 2010 г.
Достаточно примитивный и наивный роман, неяркий ГГ. Задумка хоть и отличная, но реализована не очень удачно. Роман подойдет для читателей 12-15 лет, старшим же покажется очень простым и незамысловатым. Но, думаю, можно сделать скидку на то, что роман был написан очень давно и среди первых опытов в фантастике вещь достаточно неплохая.
Claviceps P., 8 сентября 2007 г.
Одна из любимейших вещей у Гамильтона, в 14-17 лет она мне очень нравилась. С тех пор не перечитывал, но образы далекого будущего из этого романа (красное солнце, древние города, обезлюдевшая Земля) были одним из факторов повлиявших на мой интерес к подобным произведениям. Наряду с «Городом» Саймака и романом Артура Кларка «Город и звезды». Два последних — отлично воспринимаются и сейчас, а о произведении Гамильтона можно просто хранить приятные воспоминания. И что самое интересное — помню книгу так, как будто читал вчера...
LaTempliere, 27 марта 2020 г.
Я, как и многие здесь, первый раз прочитал этот роман в «ТМ». Скажу так. Да, роман для сегодняшнего дня наивен и прост, но, боже, он идеален для 50-х.
Один из моих любимейших фантастических романов Гамильтона наряду с дилогией о Джоне Гордоне. И, кстати, несмотря на возраст (а мне сейчас 43), я постоянно его перечитываю.
Нортон Коммандер, 14 июня 2017 г.
Как и многие другие, я узнал об этом романе из журнала «Техника — молодёжи», где он впервые печатался. Когда-то давно мне попал в руки старый уже журнал, где было напечатано самое начала романа. Я был этим самым началом очень заинтригован, но продолжение прочитать было негде. Но вот сейчас, наконец-то, я смог прочесть «Город на краю света» полностью.
Что можно о нём сказать? Завязка действительно мощная, даже с точки зрения современного читателя. Она описана в аннотации, упоминание о ней не будет спойлером. На небольшой город американского среднего запада падает ядерная бомба. Но она ничего не разрушила и никого не убила, а перенесла город со всеми его жителями на миллионы лет в будущее, где умирающая Земля представляет собой холодную пустыню, освещаемую огромным красным Солнцем. В целом, «Город на краю света» имеет все черты ретро-фантастики, ведь он написан более 60 лет назад. Но кто как не Эдмонд Гамильтон мог создавать произведения, которые берут за душу и вызывают интерес вопреки характерной для старой фантастики наивности, и которые и сейчас достойны высоких оценок.
synphara, 30 сентября 2011 г.
Давным давно поймал часть этого романа в «Технике молодёжи» и всё хотел прочитать, но не знал названия. Роман построен на идее брошенных городов, умирающих планет и судьб людей оторванных от своего мира. Оказалось, что тогда я прочёл как раз самую впечатляющую часть романа. Дальше пошли встречи с инопланетянами и заседания в межзвёздных лигах (межзвёздные союзы — одно из «изобретений» Гамильтона): как раз те самые штампы от которых сегодня некуда деться. Эстетика умирающей Земли и брошенных городов не была развита, а именно хорошего Universe Design я ждал от второй, недочитанной части романа.
Krokus, 18 сентября 2009 г.
Читать было не просто интересно, а очень интересно! Роман понравился даже больше, чем Звездные короли! Очень рекомендую к прочтению.
ole.lucoje, 17 июля 2023 г.
Примитивно, схематично, бедный литературный язык, менталитет американского обывателя прет из каждого предложения. Своеобразные отношения мужчин к женщине, можно сказать секситские. Инопланетяне-гуманоиды ведут себя совершенно по людски и рассуждают в соответствии с человеческой логикой. В целом, даже произведения Уэллса произвели на меня большее впечатление, хотя он писал раньше.
alex1970, 12 мая 2015 г.
Началась ядерная война. По небольшому городку нанесен ядерный удар. Но он не сгинул в адском пламени, а был перенесен в далекое будущее.
Красное солнце, безлюдная планета, древние города, по улицам которых рыскает только ветер. И люди, которые должны приспособиться к этому странному миру.
Но человечество не вымерло – произошло тоже, что и в «Городе» Саймака – люди ушли к звездам. На Земле людей осталось немного – и они живут в городах под куполами.
Роман, несмотря на масштабность, достаточно простой и динамичный. Хорошо читается в подростковом возрасте (потом уже начинаешь замечать неувязки и т.д.)
На взгляд нынешнего искушенного читателя, он прост и наивен. Но тут следует помнить, когда он был написан.
В общем, приятное воспоминание молодости (первый раз читал в журнальном варианте), что придает роману особое обаяние.
ovasya76, 2 апреля 2013 г.
Первый раз прочитал в журнале «Техника молодежи». Это был первый прочитаный мной роман о постапокалиптическом мире. Угасающее солнце, умирающий мир, в котором живут горстки людей, которым приходиться жить в городах под куполами. С тех пор полюбил творчество Гамильтона. Прочитал его все произведения которые можно было найти в книжных магазинах. На то время, а это было начало 90-х, мне даное произведение показалось шедевром. Сейчас эта книга (как и многие другие книги Гамильтона) у меня пылытся на полке и возьмусь ли я перечитывать ее снова... незнаю. Просто боюсь, что испорчу все впечатления, которые остались после ее прочтения в 15 лет.