Джун Томсон «Досье на Шерлока Холмса»
Своеобразная «биография дружбы» — история дружеских отношений Шерлока Холмса и Джона Уотсона. Тщательно изучив произведения Конан Дойля, Джун Томпсон создала не противоречащую Канону биографию, при этом сделав её интересной и увлекательной.
Входит в:
— цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения» > Биографии
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Лунатица, 12 сентября 2023 г.
Одна из попыток свести воедино мир рассказов о Шерлоке Холмсе и привязать его к реальности. Автор подошла к делу очень серьезно, прошерстила все канонические тексты, составила хронологию, постаралась обосновать свои предположения текстами. Аналитический труд достоин восхищения.
Читается с удовольствием, как и всякое погружение в мир любимого персонажа любимого автора. Интересно же обсудить с единомышленником (пусть даже виртуальным) подробности жизни, быта, психологии, а также черты окружающей героев эпохи. Как прошли молодые годы, как складывалась дружба, чем герои занимались в перерывах между расследованиями, чем болели, как росло их благосостояние, сколько дел приходилось расследовать Холмсу в год. Вся та информация, которая окружает фигурки из букв ореолом плоти. И сперва догадки Томсон кажутся одна удачнее другой.
Но постепенно начинает коробить манера, упомянутая в популярной поговорке: «женщина не успокоится, пока не докопается». К концу книги докапывания становятся слишком уж безапелляционными и настойчивыми.
Подметив, что в поведении Холмса иногда проскальзывают абьюзерские нотки, автор обвиняюще тыкает в каждый проходной эпизод: не так сказал, жестко пошутил, оскорбительно огрызнулся. невежливо отозвался и т.п. Достается Холмсу и за Рейхенбахский водопад: вот вредина-то, не мог своим по секрету шепнуть правду. Спрятался, а люди переживают. А ведь не мо-ог еще знать о присутствии Морана — мы по хронологии вычислили.
В то же время Томсон всё горячее заступается за «несправедливо обижаемого» Уотсона: доктор обиделся, доктор промолчал, доктор великодушно простил, этот святой человек и настоящий друг!
Любопытны попытки автора отыскать прототипы описанных Конан Дойлем ситуаций и персонажей У кого, например, из европейских принцев был компрометирующий роман с актеркой (да у доброй половины, если копнуть — Л.). Со всей серьезностью вычисляется личность «короля Богемии». Мол, этот принц нам по возрасту не подходит, этот женился раньше установленной нами хронологии, такого оперного театра в природе не было, с этим аристократом Холмс не мог держаться дерзко.
Такое впечатление, что Томсон постепенно заигрывается и начинает воспринимать мир Холмса как реальный и литературные перипетии — как связные и последовательные события. И местами кажется, что автор начинает всерьез обижаться на Уотсона за то, что он «от читателя скрывает».
Попытка вычислить личность второй жены Уотсона уже просто отдает игрой в куклы. Нам не подходят какие-то там неизвестные особы, они ведь не упомянуты в рассказах! Зато выдернем из текста вот эту героиню, не будем верить Дойлю, предрекшему ее брак с другим героем рассказа. Барышня замечательная, красавица и умница, нас устраивает, в текстах канона присутствует — вот и отличная жена доктору.
Вся эта чисто женская увлеченность «обустройством мира по-своему» под конец выбивает читателя из атмосферы рассказов Дойля, портя послевкусие от книги.
В этом смысле куда более атмосферной и ладно скроенной мне кажется биография Холмса авторства Ника Реннисона.