Итало Кальвино «Замок скрестившихся судеб»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Философское | С множеством интриг
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
В лесу находится некая постройка: то ли замок, то ли хижина, где находят приют несколько странников. Всех объединяет одна особенность: они онемели. После ужина каждый пытается рассказать свою историю при помощи колоды карт Таро. Оказывается, при помощи карт можно общаться, и в выложенном пазле из карт каждый видит свою собственную судьбу.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (5), итальянский (2)
- /тип:
- книги (7)
- /перевод:
- А. Гавриленко (1), Н. Ставровская (4), А. Толочко (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 27 августа 2021 г.
Тот случай, когда всё интересней романа — биография автора, его послесловие к дилогии, отзывы на роман. Да просто картинки на Таро любопытней получившегося постмодернистского эксперимента.
stas-no, 21 октября 2019 г.
В этих двух очень маленьких романах (в совокупности — меньше 150 стр. — и тут автор прав с размером) автор играет с формой. Какая-то книга-пасьянс, в которой автор используя ограниченный набор исходных данных — колода карт таро — пытается выстраивать разные истории. Выглядит все довольно наиграно, с натугой, но высокое литературное мастерство не позволяет тексту в целом опуститься ниже определенного знака качества. Любопытно использование и демонстрация самих карт, может автор хочет вовлечь читателя в свою игру и приглашает тоже сочинять истории и интерпретировать задействованные персонажами карты? Мне больше всего запомнилась авторская история из «Таверны», где Кальвино (или его авторский двойник) рассуждает об образах бл.Иеронима и св.Георгия в мировой живописи.
korsrok, 11 августа 2017 г.
«…мы можем жить лишь там, где все течет и струится, — сказала девушка. Была ли она речной нимфой, царицей воздушных эльфов? Ангелом огня в центре Земли?» — повесть алхимика продавшего душу.
«Из этой сферы исходят все рассуждения и поэмы; и каждое путешествие, битвы, сокровища…, возвращает нас в начало пустынного горизонта» — повесть об Астольфо на Луне.
«В неустанном крушении и возобновлении мира, во всеобщей бойне карты тасуются непрестанно, и цена душ не выше цены тел, которые хотя бы довольствуются сном в могилах. Бесконечная война вознесла Вселенную к самым звездам небосвода, и не хранит ни атомов, ни душ. В сверкающей пыли, висящей в воздухе, когда ее пронзает сквозь сумрак света луч, Лукреций наблюдает битвы неосязаемых корпускул, нашествие, восстания, турниры…» — все иные повести.
Эта книга сначала была составлена из карт Таро – повествования основанные на старинных изображениях. Безмолвные и таинственные герои с колодою оказались в лесу и автор, объясняя значения Арканов, кубков, палиц, мечей и монет, толкует их истории на свой лад и одновременно дает читателю возможность составить альтернативу, прочитать расклад в обратном порядке, горизонтально или вертикально, при этом каждая другая последовательность будет нести свою смысловую нагрузку, если вам, конечно же, удастся разгадать хитросплетения карт. Здесь читателя ждут чернокнижники владеющие магией, отважные рыцари, благородные принцессы и мифические существа, которые откроют некоторые тайны мироздания, дав возможность постигнуть реальное устройство нашей планеты.
Первая история «Замка» состоит из семнадцати карт – Рыцарь кубков, Король монет, десятка палиц, Аркан Сила, Аркан Повешенный, девушка символизирующая Сдержанность, пара кубков, Аркан Солнце, Императрица, Рыцарь мечей…, — и в их последовательности Кальвино увидел повесть о неверном и его наказании.
Получив приличное наследство, рыцарь поехал искать себе достойную спутницу, но в лесу его ограбили и подвесили к дереву. Его спасла бедная девушка, которой он воспользовался и ускакал прочь. Прошло несколько лет, рыцарь женился и однажды увидел у стен замка мальчика носившегося с его плащем, который он когда-то потерял, словно с воздушным змеем. Главный герой рассказа начал преследовать таинственного ребенка, и вскоре встретился с амазонкою. Мальчик был его незаконно рожденным сыном. После битвы рыцарь очнулся перед лесной богиней, и ее поданные зарубили его.
Сначала непонятно, каким образом так ловко автор сплел историю, но всматриваясь с рисунки на выложенных в определенном порядке картах, начинаешь видеть между ними связь и постигать ее значение.
Книга сложная, но очень интересная. Кальвино увлекает в тонкую оккультно-эзотерическую игру, которая непременно расширит область ваших знаний.
Rovdyr, 5 июля 2019 г.
Дилогия Итало Кальвино состоит из двух романов — «Замок скрестившихся судеб» и «Таверна скрестившихся судеб». Романы представляют собой сборники из суммарно около полутора десятков небольших новелл, повествующих о примечательных обстоятельствах и событиях в судьбах героев-рассказчиков. Главная особенность состоит в том, что изложение ведется не в форме прямой речи, а посредством определенных комбинаций карт Таро, суть и смысл которых аудитория расшифровывает путем весьма причудливых трактовок. Этим трактовкам (то есть богатству и затейливости авторского воображения) я не мог не изумиться и поразиться. Мне было очень интересно получить подробное представление о картах Таро (раньше уровень моих познаний был близок к нулевому). Загадочно и притягательно звучат названия фигур Старших и Младших арканов. Расшифровки сочетаний карт основаны на своеобразных и весьма эксцентричных интерпретациях мифов, легенд, философских теорий, эзотерических концепций, произведений литературы и искусства.
Сложность и многообразие сюжетов дополнительно усилены за счет того, что (насколько я понял) в разных колодах карты-фигуры имеют разный рисунок: например, карта «Мир» изображает в одном случае Небесный Град, а в другом — осажденную парижскую крепость. Это различие имеет особое значение в последней, самой психоделической, главе романа «Замок скрестившихся судеб», когда истории сплетаются в странный клубок, распутывание которого является головоломкой в очень выразительном и емком смысле этого слова.
В дилогии Итало Кальвино диалектически взаимодействуют Безумное и Рациональное: стержнем книги, на мой взгляд, выступает Безумие. Все комбинации карт Таро служат попыткой рациональной интерпретации Безумного, обращения его во что-то упорядоченное и осмысленное. Не такова ли здесь художественная аллегория Бытия?
Оценки: «Замок скрестившихся судеб» — 10; «Таверна скрестившихся судеб» — 9.
Bizon, 20 июля 2014 г.
Весьма своеобразное произведение, состоящее из двух романов. Один только принцип сюжетостроения и разделения на два романа способен не только заинтриговать но и прочитать сей литературный труд. В основе сюжетной линии находятся карты Таро. Для двух романов используются две колоды: для «Замка скрещенных судеб» автор использует колоду Бонифацио Бембо (итальянский вариант карт Таро); а для «Таверны скрестившихся судеб» — колоду «Ancien Tarot de Marseille» фирмы «Grimaud» (французский вариант).
Концептуально оба романа, составляющих данный цикл, построены однотипно: в некоем затерянном в лесу замке/таверне встречаются несколько путников. Свалившиеся на них приключения и невзгоды привели к полному онемению. Однако, после сытной еды, вина и пунша хочется побеседовать. И здесь в руках хозяев заведения появляется колода карт. Перебирая карты, каждый находит среди рисунков себя, а выкладывая их в определенной последовательности рассказывает свою историю и то каким образом он очутился в этом загадочном лесу.
Истории выложенные на столе можно читать в любых направлениях — вверх, вниз, слева направо, или наоборот. Любая карта может иметь несколько значений, поэтому в рассказе одного путника карта «Мир» это Рай, в другом Подземное царство, у третьего это вообще Париж, а у некоей Елены — Троя.
В итоге на столе вырастает головокружительный карточный пазл из переплетенных судеб, где рядом находятся смерть и рождение, где процветающий город по вертикали оборачивается осажденным врагами, где монашка может стать амазонкой, а Гамлет пересекается с Эдипом. Хитросплетения на столе рисуют короткими мазками жизнь каждого путника, и кто-то увидев в последовательности чужих карт часть своей истории выкладывает/рассказывает свою притчу.
В процессе чтения я стал рисовать карты, чтобы увидеть какой получается узор и могу сказать, что это дело не только увлекательное, но и трудное. Чтобы ощущения от романа были полновесными необходимы описываемые колоды карт Таро. Автору удалось показать, как можно рассказать любую историю, причем не одну, а в самых разных комбинациях.
Это роман-игра, роман-квест, заставляющий ваше серое вещество работать на максимуме. Читать его нужно в полной тишине, потому что любой посторонний шум будет сбивать с толку, отключать жужжащие клетки мозга.
Есть и недостаток, не позволяющий поставить максимальную оценку: сложнопостроенные предложения, где смысл теряется к середине. Многие предложения приходиться перечитывать по несколько раз, чтобы понять мысль автора.
Рекомендуется к прочтению тому, кто хочет нагрузить мозг по максимуму. Вооружитесь ручкой и бумагой, чтобы рисовать карты и визуализировать сюжет для собственного понимания.
redmarie, 20 мая 2013 г.
С момента своего возникновения, в 15 веке в Италии, карты Таро обладают богатейшей историей, окруженной мистикой, загадками, суевериями. Истолкование изображенных сюжетов связывают с тайным знанием и практикуют с точки зрения астрологии, алхимии, оккультизма. Изначально Таро использовались для азартных салонных игр, развлечения знати. Закономерно, что со временем картинки Старших Арканов стали ассоциировать с определенными людьми. И логично, вскоре карты Таро стали довольно гибким инструментом предсказаний, аллегоричным средством познания личности, мотивов и поступков, анализа прошлого, оценки настоящего, прогнозирования будущего. Каждая карта заключает в себе свой собственный мир.
В «Замке скрещенных судеб» Итало Кальвино намекает: все истории, что были когда-либо рассказаны, излагаются сейчас или будут поведаны в будущем, можно представить раскладом карт Таро. Для наглядности писатель приводит исторические, литературные, художественные образы, яркие повествования, увиденные им в выложенных цепочках карт.
Самоё свое ремесло — писательство — Кальвино так же преподносит в виде мозаики картинок Таро. Вовсе не обязательно притчам быть загадочными, полными тайн, потусторонней мистики, средневековой выразительности. Масти могут описать сказания о Добре и Зле, Любви и Предательстве, Богатстве и Бедности, Награде и Наказании, Болезни и Здравии, Жизни и Смерти...
Писатель пошел по простому (в гадании) пути — составлению сюжетной линии по изображениям на картах. В послесловии автор говорит о невоплощенных планах на третью часть книги, в которой герои сочиняли бы свои истории по картинкам комиксов. Получается понятие «история в картинках» наоборот: по ряду картинок выводится рассказ. Немые герои романа выкладывают карты в надежде, что собеседники «услышат» их истинное приключение. Однако, не зная друг друга, истолковав расклад по-своему, случайные знакомые могут принять нищего за Доктора Фауста, а трактирщика и его жену за царственную пару. Карты Таро — шокирующие рассказчики.
У раскладов Таро практически бесконечное число трактовок. Посмотрев на какую-либо карту, каждый прочтет ее индивидуально, несмотря на общепризнанные определяющие каноны. Роман Итало Кальвино обладает тем же свойством. Даже читая, казалось бы, уже готовое объяснение автора, его вИдение событий, стоящих за раскладом, все равно воспринимаешь многослойность и пугающую глубину произведения. Некоторые главы я перечитывала несколько раз, сводя указанные в них карты к своей интерпретации, каждый раз понимая по-иному изложенные эпизоды.
«Замок...» — потрясающий многомерный роман. При чтении будто заглядываешь в бездну со множеством уводящих вниз лестниц. И чем пристальнее вглядываешься вглубь, тем сильнее затягивает желание понять и разобраться, выстроить ту единую путеводную нить, что не даст пропасть в лабиринте толкований.
anagor1, 27 августа 2016 г.
А если убрать из текста карты таро — что останется? Останется произвольный набор банальнейших рассказов в жанре героического фэнтези, написанных примитивным языком графомана, к тому же в вычурной манере со вселенским придыханием, характерным для носителей всяческих там тайных знаний. Добавление карт таро, особенно вкупе с жирным роялем внезапной всеобщей немоты, заставившей этих и так картонных героев оные карты использовать, литературы не добавляет. Добавляет понта, дешевой претензии, ложной значимости, но никак не художественного уровня, нет. Наоборот. Из-за нудного вмешательства описаний колоды таро первую часть данного опуса читать невозможно вообще, текст воспринимается как галиматья неграмотной гадалки. Во второй части появляется хотя бы какая-то связность, хоть какой-то намек на смысл, но, увы, сермяжный донельзя и крутой до коликов.
Вывод: тем, кого карты таро и прочие кофейные гущи по жизни не интересуют — крайне не рекомендуется!
PS Знаете, есть (во всяком случае, были в свое время) такие детские азбуки в картинках, где каждая буква — на отдельной карточке. Среди них попадались откровенно милые, сделанные с душой и талантом. Так вот, говорю вам по личному опыту: из этих карточек можно выкладывать на столе истории гораздо добрее, живее и интереснее.