fantlab ru

Анна Каньтох «Предлунные»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.00
Оценок:
3
Моя оценка:
-

подробнее

Предлунные

Przedksiężycowi

Цикл


Содержание цикла:


6.67 (9)
-
1 отз.
-
-

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Предлунные
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Przedksiężycowi. Tom 1
2009 г.
(польский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2010
2010 г.
(польский)
Przedksiężycowi: 2
2013 г.
(польский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2014
2014 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что ж, вот я и дочитал трилогию «Предлунных» — ещё раз низкий поклон коллеге kvadratic за помощь в добыче оригинальных текстов. Остался доволен, теперь попробую поделиться впечатлениями.

На фоне большей части того, что я видел в рамках серии «Иная фантастика» (хотя я читал не всё, что там выходило), это вещь на удивление, как бы сказать... традиционная, особенно на первых порах. Тут вас не будут оглушать ни изощрённой фиолетовой прозой — язык пани Каньтох весьма прост, хотя ни в коей мере не примитивен, читается легко и гладко, — ни экспериментальным построением фабулы и сюжета. Да, есть капелька пролепсисов, есть интерлюдии, на первый взгляд никак не связанные с сюжетом, просто раскрывающие сеттинг, но в целом повествование выстроено более или менее конвенционально.

А вот мир... мир занимателен и вызывает неожиданные ассоциации. В аннотации сравнивают с «новыми странными», и отчасти эдакая мьевильность целому действительно присуща, но у меня по ходу чтения возникали иные связи, особенно странно выглядящие в комбинации: Перечислю: Лавкрафт (и номинально Бишоп), «Курган». Хаксли, «О дивный новый мир». И Азимов, «Конец Вечности» — последний более пунктиром, но всё-таки не на пустом месте, отнюдь не на пустом.

Неопределённо далёкое будущее. Колыбель человечества оставлена позади и приведена в безжизненное состояние (хотя готовится проект по возрождению), а совокупная ойкумена называется «Новыми Землями». Корабль, приписанный к одной из них, Керберосу, находит планету со странными руинами — не то Чужих (останки одной или нескольких древних ксеноцивилизаций тут уже находили), не то потерянную земную колонию. Прежде, чем вызывать археологов, ребята решают осмотреться, и неосмотрительно высаживаются в аномальную зону. Что с ними стало — вы узнаете на первых же страницах, почему всё сложилось именно так — поймёте несколько позже, а со временем вместе с Даниэлем Панталекисом разберётесь, как связаны эти руины и основное место действия, Лунаполис.

Лунаполис. Древний, очень древний город, где давно уже сосредоточена вся цивилизация, остаток планеты брошен, а сельское хозяйство на периферии обслуживает автоматика. Город, где эстетика всегда имеет примат над прагматикой, наука пребывает в упадке, зато все области жизни так или иначе стали искусством. Драгметаллы — обыденный декоративный материал. Пищи и самых насущных ресурсов хватает всем, деньги нужны в основном на предметы роскоши или генетические модификации — тут это дело обыденное и во многом необходимое. Дети, зачатые конвенциональным путём при участии обоих родителей — огромная редкость, обычно их заказывают одной из одиннадцати корпораций душеинженеров, с тем или иным набором желаемых свойств. Можно, кстати, заказать в качестве дочери идеальную любовницу — косо никто не посмотрит. Половая жизнь тут вообще очень вольная, хотя для многих процесс флирта и ухаживаний (тоже, естественно, возведённый в ранг искусства) куда интереснее собственно соития. За алкоголем и наркотиками тоже не нужно далеко ходить (хотя эти тоже не бесплатны). Словом, во многом перед нами воплощение декаданса с большой буквы Д... однако это не совсем декаданс, и совсем не рандомный, потому что за всем этим надзирают титульные Предлунные.

Читая аннотацию, я воображал эдаких элиантов, каких-нибудь пресыщенных сидов, которые требуют от прочих такого же всестороннего совершенства и пинком изгоняют всех, кто им эстетически небогоугоден. Оказалось — фиг там. На деле Предлунные — вполне себе ктулхи, которых никто не видел; они спят на дне Колодца, считая годы до Пробуждения, общаются через надписи в небе и голос ундины в аквариуме, с которой коммуницируют телепатически, контролируют научно-технический прогресс и время от времени устраивают Скачок... но тут не стану спойлерить, с особенностями Скачков веселее разобраться самостоятельно по ходу прочтения. Ну и в ходе Скачков проводят селекцию местных, ага — на очень непрозрачных основаниях. Да, Предлунные призывают к совершенству — но вот их понимание совершенства людям не всегда очевидно. Всесторонне развитые ренессансные гении тут давно не в почёте (по этой причине закончилась корпорация Перфектум). Зато есть, к примеру, арт-преступники. Есть деформированные уродцы, чья красота была принесена в жертву необычайным талантам. Или кретины, которые взамен лишнего ума получили дар телепатии. Да довольно много всякого, разной степени гротескности. Родители выбирают, каким хотят видеть дитя; а то, повзрослев и скопив деньжат, может переделать себя во что-нибудь иное. Или оставить всё, как есть. В конце концов, кому дано знать, какой набор генов доведёт вас до Пробуждения?

Это очень краткий, отчасти даже карикатурный абрис сеттинга. В сущности, вся первая книга — это одно большое введение, экспозиция и расстановка фигур. Там будет много вопросов и не очень много ответов (и не все правильные). Вообще, я тут вслед за издателями говорю «трилогия», но на самом деле «Предлунные» — это единый роман, разделённый на книги сугубо для удобства, и читать его нужно именно так. Первый том едва-едва выходит к завязке, причём та даёт несколько обманчивое впечатление о том, что будет дальше. (Если верны слухи, что второго и третьего томов на русском в ближайшее время не предвидится, у наших читателей составится весьма искажённое представление о произведении Каньтох.) Второй том уже набирает обороты, становится несколько запутаннее, кровавее и грязнее, отвечает на вопросы, которые вы хотели, но боялись задать, и ставит другие, более занимательные. Становится больше сюжетных линий — получают гораздо больше места персонажи, в первом томе лишь мелькнувшие (например, пожилая следовательница Теллис) и появляются новые, подчас очень своеобразные (Идрис Марелли, без комментариев). Третий же, самый краткий из всех, и вовсе крайне неохотно покидает руки — несмотря на то, что детективная составляющая во многом предсказуема, сюжет всё равно держит в напряжении и подчас подкидывает настоящие сюрпризы. Кроме того, во второй и особенно третьей книгах мир и его фантастические допущения действительно начинают играть всеми красками, и некоторые интересные сюжетные повороты основываются на том, что вначале казалось всего лишь забавной антуражной деталью.

Что лично меня несколько отталкивает во всём этом — пожалуй, некоторый авторский фатализм; в мире книги силён детерминизм в разных формах, очевиднее всего генетический, но он не одинок. Ну и концовка... Если без спойлеров, она, пожалуй, спорная (пусть даже в ретроспективе многое объясняет), но, как ни крути, красивая, а это достоинство.

О персонажах тоже сложно говорить без спойлеров, но многие из них удались. Местами «второстепенные» даже побольше «главных» — пожалуй, Теллис и Махамени в чём-то даже симпатичнее условных протагонистов, Финнена и Каиры. Каира — вообще барышня своеобразная, думаю, у многих вызовет отторжение. Финнен, возможно, тоже... но лично мне пришёлся довольно по нраву, с ним мне легко солидаризироваться. Ну да, он довольно типичный рефлексирующий интеллигент — ну так я тоже, I can relate X) Пускай я куда менее богемный, но это специфика среды, в Лунаполисе полгорода — богема.

Хорошая история, но, ещё раз подчеркну, судить её лучше всего именно по троекнижию целиком.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх