Джеймс Риз «Книга теней»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество )) | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Америка )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Дебютная книга молодого американского писателя и сценариста, утонченная стилизация под готический роман с выведенным на первый план эротическим подтекстом заслужила у критики лестные сравнения с романами таких мастеров жанра, как Энн Райс и Антония Байетт. Действие происходит во Франции в начале XIX века. Юная монастырская воспитанница Геркулина, обвиненная в сношениях с дьяволом, получает помощь с неожиданной стороны; в числе ее новых знакомых — инкуб и суккуб, и таинственный Асмодей, и придворная художница обезглавленной французской императрицы, которая поручает Геркулине опасное задание и доверяет ей тайну своей «Книги теней»...
Входит в:
— цикл «Геркулина»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Myrkar, 16 декабря 2017 г.
Настоящая белая магия в гермафродическом синтезе с виккой
Книга Теней — это центральный артефакт каждой ведьмы. Нынешние виккане ведут свои Книги Теней, и именно от этой субкультуры и ведёт своё начало бытовое женское фэнтези. Ведь что такое Книга Теней? Это знакомая школьная записная книжка со всякой «драгоценной» ерундой. Дружеские альбомы, анкеты, сонники и просто личные дневники — вот типичные Книги Теней разных времён и субкультур. Книга за авторством Джеймса Риза не является исключением. Сюжетно это дневник ведьмы, которая, помимо описания некоторых жизненных событий, подразумевает переписывание рецептов и заклинаний из чужих Книг Теней. Более того, каждая ведьма устраивает шабаш из тринадцати ведьм, чтобы каждая рассказала «случайный рецепт», который тут же дополнит личную книженцию. Как же это по-детски, по-школьному, по-девчачьему.
Несмотря на то что автор явно продумывал образ главной героини и сюжет, а те самые песловутые секретные ведьминские знания, судя по всему, черпал из реальных исторических источников, касающихся ведьм, а также связанных с ними суеверий, интересно читать только первую часть. Причём не за реалистичность суеверий в среде женского монастыря, где с детства воспитывается рассказчица, не за откровенные сцены и решение сделать ведьму гермафродитом, а потому, что там все ещё сохраняется интрига, что, вероятно, девочка только принята за ведьму из-за физиологических странностей и встревания в сомнительную историю с монастырской воспитанницей из мирян, которые учились здесь благочестию для дальнейшей далеко не благочестивой жизни. Казалось, что мистика на этом пограничье между суеверием и домыслом сохранится до конца, а героине потребуется лишь играть роль в контексте обвинения в одержимости дьяволом. Но нет: дальше нам чётко и ясно дают понять, что перед нами реальная ведьма, которая вскоре попадёт в среду своих.
Ещё одним интересным фактом о книге является то, что в ней очень неплохо раскрывается философия белой магии — от сведения молитв к заклинаниям, а священных таинств к ритуалам до превращения священства в носителей зла. Причём как живых, так и того, который был обречён стать духом. Все это — с проработкой суеверий, связанных с церковью. Интересно, что дух этот очень метафорично, до библейского, назван духом познания и на деле является похотливым инкубом. Именно он на пару со своим суккубом будет действительным героем повествования с длинной и подробной историей, проблемой, трагедией чувств, настоящим центральным персонажем. А ведьма окажется лишь орудием для того, чтобы привидение наконец обрело покой, ведь вот какая засада — именно из-за непроведения священством надлежащего похоронного ритуала (ведь девушка была самоубийцей) возникла проблема длительного пребывания духов в бренном мире смертных.
С самой же героиней не происходит практически ничего. Эта одержимая поиском знания девушка с признаками гермафродитизма просто записывает в Книгу Теней чужие истории, чужие рецепты и списки книг, которые прочла или ещё собирается прочесть. Все эти записи могут даже показаться полезными, потому что показывают объективную реальность, если исключить из неё то, что придумано самим автором. А выдумал он только пару-тройку персонажей и ситуацию с духами и их спасением. Остальное — пересказы нарольного творчества и архивных сведений, например, о французской революции. Забавно, что если принять это произведение с позиции постмодернизма, его можно ещё разок законспектировать, вычленив знание для собственной Книги Теней, а можно написать на основе этого куда более увлекательную историю. В этой же очень бесталанно подана в принципе нпложая задумка. Не помешала бы работа над акцентами, а то явно побочные персонажи, появляющиеся всего на один эпизод, оказываются колоритнее тех, которые останутся с читателем практически с начала до конца.
Представленная Книга Теней — достаточно скучное чтиво, элементы которого имели куда более высокий потенциал, не раскрытый автором в полной мере. Это касается, кстати, и эротических сцен. Любовная история гермафродита — самое натянутое из того, что происходило. А из всего вышесказанного мне тяжело сделать вывод, кому может показаться интересным эта книга. Неужели это настолько Книга Теней, что пишется автором для самого же автора и его друзей неопределенного пола для вычленения магических элементов? В таком виде все остальное, а его куда больше, чем некого фактографического материала, оказывается бесполезной графоманией.
Пан Гудвин, 8 января 2010 г.
Расскажу я вам, друзья, об одном творческом человеке и, собственно говоря, его творчестве. Творческого человека зовут Джеймс Риз, прозвища не знаю и горжусь этим.
Однажды в один морозный зимний день, когда ни в одном книжном своего города ваш покорный слуга не смог найти книги, которую искал, он положился на совет продавщицы магазина. И вот, от полного отчаяния и безысходности я приобрел «Книгу теней» вышеназванного творческого человека. Ох, если бы я знал, что за милым лицом уже не молодой, но весьма симпатичной продавщицы скрывается чёрная душа торгаша, а за оформленной в готическом стиле обложкой — бесовской рукой написанный текст...
Книгу прочитал я полностью лишь потому что уж слишком мне было жалко тех денег, что я на неё потратил. Да-да, мыши плакали, плевались, но продолжали жрать кактус. Можно ли получить удовольствие от прочтение этого литературного труда? Конечно. Мазохистское.
Простите за незакрытый тегом спойлер, но без этого никак. Так вот, кратенько о... Главный герой — ...хм... или героиня... или герой... Короче, имя тому, что стоит в центре романа — Геркулина. Геркулина — гермафродит, но ведьма (ага, значит-таки «она»). Геркулина довольно любвеобильный гермафродит, не брезгающий некрофилией. Но это потом. Сначала повествование начинается с трагедии — погибает самоистекая кровью мать Геркулины — тоже ведьма. Так, кстати, заканчивают все ведьмы по сценарию (ну если им раньше никто не помогает), из того, что известно почему это происходит только и говорится, что «патамушто ведьма». Потом монастырь, где наша ведьмочка влетает в неприятности из-за лесбийской тяги к чужому юному телу. Потом её спасает команда бравых супергероев из инкуба, суккуба (тут и начинается некрофилия), матёрой ведьмы и «таинственного» Асмодея. Таинственность Асмодея заключается не столько в том, кто такой Асмодей (персонажи в романе настолько картонные, что не привлекают ничем, чтобы задавать какие-то вопросы), а нафига он её, Геркулину, пытается потом завалить?
Ладно, подведу какой-нибудь итог. Второстепенные герои в «Книге теней», как я уже сказал — картонные, сама Геркулина — этакая кукла безо всяких целей в жизни, логики и души, которая следует туда, куда швырнёт её нездоровая фантазия автора. Геркулина не живет, она есть, просто есть на протяжении всей книги, как фон.
Был автор . Автор захотел написать книгу, чтобы с сексом и готишненько, не заботясь о прорисовке героев, идейном и смысловом наполнении своего детища. И получилось то, что получилось, а получилась хрень.
dalahan69, 23 августа 2014 г.
Читала в довольно нежном возрасте десяти лет, тогда резко не поравилось, но все-таки книга была дочитанна. Но по прошествии времени мне вспоминается не сюжет и герои, а атмосфера книги, из-за которой я вообщем-то ее тогда и дочитала. А это о многом говорит.
Claviceps P., 16 июля 2007 г.
В Америке, конечно, была своя готическая традиция – Эдгар По, Натаниель Готорн, Чарльз Брокден Браун, Амброз Бирс – но автор идет по другому пути, отдавая дань стране англичан, родоначальников жанра. И это заметно во всем – героях, антураже, сюжетном построении – вплоть до прямых упоминаний в тексте Анны Радклиф, Мэтью Грегори Льюиса, Мэри Шелли… На уровне блестящей стилизации под классический английский готический роман XVIII-XIX веков и должно, наверное, рассматриваться это произведение.
Насыщенное, богатое на детали (описания многочисленных трапез и приемов, внутренней жизни монастыря, колдовских обрядов), многословное полотно. И многоуровневое, поскольку в основе построения лежит принцип «книги в книге» (среди произведений подобного рода это довольно распространенная структура, достаточно вспомнить хотя бы “Мельмота Скитальца” Чарлза Метьюрина, “Рукопись, найденную в Сарагосе” Яна Потоцкого или дневниково-эпистолярный принцип “Дракулы” Брэма Стокера). Отлично выписанный фон, исторически и культурологически подробный и достоверный – автор недаром принимал участие в реставрации старинных французских соборов, да и театральное образование видимо сказывается. С готической составляющей все понятно, и эротический компонент является столь же заметным. Плотской любви действительно обнаруживается с лихвой – однако, немногочисленные, но многостраничные сцены, настроение от которых густо пропитывает всю книгу, выписаны довольно качественно.
Смысловая нагрузка романа по большому счету все же невелика и, когда главная тайна, заключающаяся в том, что «а что же это такого странного с главной героиней?» начинает окончательно проясняться (где-то в начале второй части книги, хотя обо всем можно догадаться и гораздо раньше), все дальнейшие интриги становятся немного надуманно-вымученными... Поэтому окончательное резюме таково: в наибольшей степени “Книга теней” придется по вкусу тем, кто по достоинству оценит атмосферу повествования, его готическую ауру, богатство деталей и красок. Именно на этом уровне роман сработает наилучшим образом. Впрочем, и как хорошее историко-приключенческое чтиво вполне потянет.
Asmodey, 25 декабря 2008 г.
«Книга теней» достаточно неплохое произведение, в котором автор предпринял попытку обрисовать все стороны жизни Франции 18-19 веков, когда происходила настоящая суматоха — убивали множество невинных людей, казнили королей, роскошь соседствовала с грязью, во дворцах аристократы ходили в лучших украшениях, а совсем рядом на улицах голодные бедняки съедали всех кошек и собак, которых могли найти, а пили прямо из луж... Всё это есть в романе Д. Риза и, в принципе, это можно назвать готической зарисовкой, если бы только всё это не происходило на самом деле, в реальной истории Франции тех времён. Добавленные в книгу персонажи — инкуб и суккуб — только ещё больше подчёркивают царившую тогда атмосферу.
Роман, честно говоря, неплохой, автор приводит очень много описаний различных деталей сооружений, монастырей, торжественных церемоний, подаваемых во время еды блюд и даже казней и очень приятно и ненавязчиво смотрятся отдельные слова и выражения на французском.
nikn, 5 февраля 2009 г.
Начало интригующее, и я ожидал интересного развития событий, но к середине понял, что роман надежд не оправдал. В целом, наверное, многим понравится, но хотелось бы больше интриги и загадок. А впереди еще и «Книга духов»...
Белоснежка, 17 октября 2008 г.
ну что ж...
начала читать с огромным воодушевлением и пока оно не остыло.
нравится. но ставлю восьмерку.
прописано все хорошо. но местами слишком просто и примитивно.
zhertva13, 9 января 2008 г.
«Книга теней» написана в жанре готический роман. Начало (первые 5-6 глав) было не очень понятным, запутанным и даже немного нудным. Но далее следовала интересный поворот событий, неожиданный сюжет. Книга не для слабонервных, не каждый выдержит красочные описания пыток. «Книга теней» пугает и завораживает одновременно! Читала не отрываясь! Всем советую...