Джо Хилл «Услышать, как поёт саранча»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Жуткая история о подростке Френсисе Кэе.
Френсиса не любили ни сверстники в школе, ни его родители, а Френсис любил есть насекомых.
Однажды он сам превратился в насекомое, и пришло время мести за все унижения...
Входит в:
— сборник «Призраки двадцатого века», 2005 г.
Номинации на премии:
номинант |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2005 // Малая форма |
- /языки:
- русский (5), английский (6), украинский (1)
- /тип:
- книги (10), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Е. Гирин (1), Е. Копосова (3), В. Тулаев (2)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ouroboros_8, 31 января 2022 г.
֍ ЛУЧШЕ НЕ СЛЫШАТЬ, КАК ПОЁТ САРАНЧА, или ГИГАНТСКИЙ СВЕРЧОК-УБИЙЦА ֍
ЦИТАТА:
«После этого Фрэнсиса стали звать дерьмоедом и навозным жуком».
(Джо Хилл. Рассказ «Услышать, как поёт саранча»)
Бах! И сразу – Кафка! Повесть «Превращение». С первого предложения. Здравствуйте, уважаемый герр Франц… – мысленно произнесла я дрожащим голосом и углубилась с трепетом душевным в чтение.
***
В рассказе Джо Хилла «Услышать, как поёт саранча» отчётливо прослеживается глубокий поклон и уважение к творчеству Ф. Кафки и конкретно вышеупомянутой его повести «Превращение», а также шедевру кинематографа, признанного классикой, – знаменитому научно-фантастическому фильму ужасов Курта Нойманна «Муха» (1958) с Винсентом Прайсом и Гербертом Маршаллом, другим фильмам.
Тонкий намёк на то, что современной художественной прозе в жанре хоррор (а рассказ относится к этому жанру) как раз этой тонкости и изящества не хватает. Поскольку «Услышать, как поёт саранча» входит в сборник «Призраки двадцатого века», и, если читатели уже знакомы с другими произведениями Джо, вошедшими в этот сборник, напомню о новелле «Лучшие новые ужасы». В ней автор очень выразительно говорит о грубости, бессмысленной жестокости, мерзости современной литературы ужасов, приводя пересказ «Пуговичного мальчика».
У любого произведения литературы, независимо от жанра, должен быть смысл. Мне не нужно было даже до конца дочитывать «Саранчу», как всё стало понятно: социальный смысл и драма.
Любимая тема Кинга-старшего и Кинга-младшего – внутренний мир подростков. Это очень важная тема и писатели не устают её использовать. Это надо! Как защитить молодёжь, и кто должен это делать? Об этом говорить нужно не в увещевательном и поучительном тоне, а так, как делает Джо Хилл!!!
Фрэнсис Кэй – парнишка, школьник, однажды проснувшись, как персонаж Кафки, в обличье насекомого, понимает, что всё шло к этому и особенно не обескуражен. Он принимает себя такого и старается жить.
Описание происходящих событий намного образнее, ярче, ощутимее, чем у Кафки. Конечно же, всё подаётся в ареоле американской действительности. И, конечно же, время повествования – любимое время Большого Стивена, судя по тому, что отец Фрэнсиса ещё достаточно молод, но воевал во Вторую Мировую войну.
Социальная драма подростка, не нужного ни отцу, ни мачехе, ни учителям, выливается в настолько непостижимо гнетущие, фантастически убийственные отношения к окружающим людям, что понимаешь: иными художественными средствами выражения, нежели присущими стилю хоррор, не показать так, чтобы дошло: что вы творите, люди! Люди вы, или скоты?..
Главное, Фрэнсис расквитался со всеми, кто довёл его до такого состояния. Это вам не Кафка!!!
Но ведь он не хотел никакой крови… Всего-то и было нужно, что он хотел есть. Даже гигантский мальчик-сверчок должен питаться. На помойках отходами он не может.
Всего-то и нужно, чтобы в школе не обижали, не превращали в отброс. Чтобы видели в тебе человека. Тогда никто и не услышит, как поёт саранча …
Очень тонкий, деликатный, умный и захватывающий получился рассказ «Услышать, как поёт саранча». И грустный, конечно. У всего есть предел. У терпения и одиночества – тоже.
Не было права у саранчи убивать – только жалить, как скорпион. Поэтому концовку рассказа пусть придумает читатель. Так автором было задумано.
majj-s, 30 июня 2022 г.
«Когда поет саранча»
такое «Превращение» Кафки, вывернутое наизнанку. Рассказчик, мальчишка-изгой живет в городке при мусорном полигоне. Экология, сами понимаете, какая. Да вдобавок военные то и дело взрывают что-то по соседству в пустыне. А он с детства любил сваренных в сахарном сиропе кузнечиков, которые готовила бабула (сомнительное лакомство, но у каждого свой вкус). И радовался поначалу, когда удалось рассказом об этом удивить популярного в классе парня. Пока тот не сделал его своим шутом, которому на потеху публике скармливают червяков и тараканов. Что ж, однажды утром он проснется в своей постели, только не жуком, как бедный Грегор. а гигантской саранчой.
AiRon88, 21 октября 2021 г.
Отсылочки к Кафке, ассоциации с Кэрри и другими подобными рассказами. Но в целом — довольно неплохо. С одной стороны — есть кровавые и мерзкие сцены. С другой — нарочито неторопливый стиль описания делает текст очень «ровным» и спокойным. Соглашусь с теми комментаторами, что это аллюзия на то, как непопулярные подростки-изгои сходят с ума и нападают на родственников и одноклассников.
Довольно средний рассказик получился, но читаемым.
Удивительно, что у Хилла это не единственный рассказ на тему подростков, которых не принимают/над которыми издеваются. Неужели он через что-то такое прошёл?
ii00429935, 14 сентября 2011 г.
«Шок — это по-нашему!», — сказано в старой рекламе. К сожалению, в данном случае стремление шокировать читателя задавило все, что только можно. Школьный лузер, поедающий насекомых, чтобы хоть как-то утвердиться среди сверстников, отвратителен с самого начала. И превращение Фрэнсиса в гигантского жука — вовсе не мутация из-за ядерных испытаний, на что намекает автор. Просто форма здесь пришла к гармонии с содержанием.
Сюжет рассказа мне показался очень предсказуемым, а физиологическое отвращение к финалу буквально зашкаливает. И на этом фоне совсем не цепляют цитаты из Франца Кафки и библейские аллюзии (саранча из заглавия — явная отсылка к «казням египетским»). А в авторские пассажи вроде «Он убил его первым — потому что он любил его» я даже и вникать не хочу...
redmarie, 29 августа 2012 г.
Я понимаю, что ужастики бывают разные. Есть и такие, не вызывающие ничего, кроме отвращения. Этот рассказ Хилла как раз из таких. Изобилие омерзительных подробностей, отвратные кровавые сцены...
Повествование от лица главного героя наводит на мысль, что не стоит воспринимать все так уж буквально. Просто, это попытка писателя показать, как из обычных пареньков с трудным характером получаются маньяки. На почве всеобщей нелюбви «снесло крышу», вообразил себя насекомым, от безнаказанности захватило дух, и понеслась!.. Такого и освидетельствовать не придется.
Можно силиться и дальше анализировать это произведение, тщиться найти там какой-никакой смысловой подтекст... Обилие аллюзий и цитат, конечно, делает свое дело. Но хочется побыстрее забыть эту писанину и не вспоминать никогда. Противно.
mhitar, 22 января 2013 г.
Энтомологический кошмар, или к чему приводит любовь к насекомым.
Главный персонаж с юных лет любит насекомых, эдакий юннат американского разлива, однако, интерес к ним у него отнюдь не этологического характера, а диаметрально противоположного — гастрономического. Мальчик растет в сером окружении, превращается в неприятного паренька в социопатическом обществе, судя по обилию подобных произведений — пышным цветом цветущем в американской глубинке и не раз живописно воспетом в литературе и кино, так что у меня сложился твердый образ всего этого «общества» даже после недосмотренных фильмов и недочитанных книг, услужливо приглашающих в сей «дивный мирок». Этот рассказ я дочитал вопреки себе; как и следовало ожидать — неприятный паренек прекрасным утром метаморфозировал в шестиногое членистоногое и, конечно, это была не бабочка. Калька с Кафки? Может где-то под хитиновым панцирем этого саранчового упрятана мораль? Можно ее поискать в ядерной бомбе, которую плохие ученые взрывают в два ночи мешая спать добропорядочным гражданам, или в не добропорядочных одноклассниках унижающих нашего юнната. Я не искал ничего, впрочем наверное как и сам автор, он просто хотел вызвать у читающего ужас ради ужаса играя на страхах многих людей перед насекомыми. Я не ощутил ничего кроме омерзения, наверное пора выделить новый жанр характеризующий именно такой тошнотворный тип произведений. И у этого сегмента ?литературы? несомненно найдется читатель, ведь рвотный спазм это защита организма от отравления, а значит можно будет почитать разок что-нибудь эдакое дабы очиститься от скверны и либо не читать такого вовсе, либо продолжать отравляться — это уж как душе угодно, демократическое право каждого.
И если в этом произведении и можно «усмотреть надежду на просветление», «услышать вдохновенные ноты спасения» с намеком на свет «в этом отвратительном мире», как удалось уважаемому читателю ниже, то, как мне показалось, эта надежда более благосклонна для тараканов. Именно у них есть все шансы, взобравшись на какой-нибудь холмик покрытый радиоактивными осадками, наблюдать закат человечества и даже больше — им светит быть последними,кто сможет погреться в тусклых лучах угасающего Солнца нашей звездной системы!
muravied, 5 мая 2014 г.
Возможно я больной человек, но мне понравилось.
Согласен, что детальные сцены с пожиранием своих родственников не особо приятны, но это же хоррор всё-таки, а там такое случается. Прочлось довольно динамично, а атмосфера напомнило старину Кунца и ещё старенький ужастик «У холмов есть глаза». За острую читабельность ставлю высокую оценку.
alex1970, 28 января 2011 г.
Рассказ оставляет неоднозначное впечатление: понимаешь, что это качественное, хорошо написанное произведение, но уж очень оно мерзкое.
Странный паренек, которого не любят ни родители, ни товарищи по школе, в конце концов стал насекомым и всем отомстил, жутко и кроваво.
Автор не скрывает источников вдохновения (прямые и косвенные ссылки есть прямо в тексте) – рассказ Кафки, фильм «Муха», есть ссылки еще на несколько фильмов, но их названия мне ни о чем не говорят.
Первый рассказ из сборника «Призраки 20 века», который мне не понравился.
kkk72, 9 мая 2009 г.
Идея превращения человека в насекомое не нова. Не знаю, читал ли Джо Хилл Пелевина, но Кафку-то читал точно. По крайней мере, он упоминает Кафку в одном из предыдущих рассказов. Вот только по качеству произведения эта история до Кафки явно не дотягивает. Рассказ кровав, жесток, а местами просто омерзителен. Хотя в общем-то история получилась очень типичная для Америки. Забитый подросток терпит унижения в семье и дома, а потом получает возможность отомстить и «слетает с катушек». Если бы вместо того, чтобы превратиться в насекомое (кстати, больше похожее на богомола, а не на саранчу) герой просто взял бы в руки оружие, получилась бы вполне реалистичная история.
nikn, 26 августа 2009 г.
Рассказ показался одновременно интересным и отталкивающим. Отталкивает поедание и созерцание насекомых. При прочтении возникает неприятное чувство, а у людей с энтомофобией такой рассказ, наверное, вызвал бы настоящий шок. Мне показалось, что в жизни главного героя настоящее перерождение в насекомое произошло в голове задолго до реального превращения, как форма его защиты от реального мира – и это действительно страшно.
dem4eg, 25 марта 2010 г.
Прочитав рассказ, хочется вопросить у автора сакраментальное «и че?»
Рассказ написан в жанре треш. В результате ядерных испытаний мальчик становится насекомым, съедает своего отца, убивает мачеху, а потом идет вершить суд над одноклассниками. Соответственно, кроме довольно «приличных» описаний, в тексте ничего достойного нет. Совершенно не понятно, зачем автор изливал столько грязи на читателей. Для банального: насекомое — есть насекомое? Вообще, это произведение не из тех, в котором хочется искать сокрытый от глаз философский смысл. Кроме того, автор не совсем заботится о логике. Ну вот откуда танк около школы появился? Неужели за полчаса примчался по тревоге? Слабо верится. Да и рассказ слабый.
erich zann, 27 декабря 2009 г.
Давно не читал подобного бреда. Похоже на то, как будто бы рассказ писался при соавторстве очень тяжело больных на голову людей. Если автор при написании этого шедевра хотел что бы кого-то вырвало, то он может считать, что это у него получилось. Я только не могу понять, за что этот рассказ был номинирован на британскую премию фэнтези?
oldrich, 4 мая 2010 г.
Первый рассказ Хилла, который мне не понравился. Какой то коктейль из «Превращения» и «Кэрри», зачем браться за абсурдную идею, уже полностью раскрытую Кафкой?
Olcha, 6 января 2009 г.
Рассказ заитерисовал прежде всего тем, что написан под мощным влиянием одного из моих любимейших произведений Кафки «Превращение». Но, если честно, более ничем не зацепил. Я не спорю. что написано мастерски, но я не любитель живописания пожирания людей гигантскими саранчами))
Мисс Марпл, 22 мая 2008 г.
Ужас,грязь,мерзость,но в то же всремя просветление,надежда-вот каков этот рассказ. Лично я увидела в нем вдохновенные ноты спасения,намёк на то,что в этом отвратительном мире еще возможен свет. И с ним и надежда.