Сергей Сердюк «Жуй-трава»
- Жанры/поджанры: Фэнтези
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Опубликовано в сети в 2013 г.
Входит в:
— цикл «Марина и Сергей Дяченко. Свободные продолжения» > Бродячая Искра
— антологию «Лигр», 2019 г.
— журнал «Горизонт, № 6, 2022», 2022 г.
Номинации на премии:
номинант |
ФантЛабораторная работа, фантЛабораторная работа 6.5 (блиц) // Лучший фантастический рассказ |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тиань, 2 августа 2013 г.
Тема: внутренний враг — сострадание.
Сюжет незатейлив: сын черного мага оказался перед выбором — жизнь любимой девушки или неповиновения отцу. Он выбрал неповиновение и отдал свою жизнь вместо той, которую не захотел отнять. Очень просто. Очень предсказуемо. Но возникает сопереживание герою, который не хочет участвовать в отъеме чужих жизней. При этом он не встает в героические позы, не произносит пламенных обличительных монологов, не упивается своей правильностью. Он пытается выполнить приказ отца, пытается заставить себя привести на смертельное поле девушку — единственного человека, который пойдет с ним. Но не получается переломить себя. В этой связи очень хорошо работает путешествие именно к холодному, неласковому морю. Герой уже увел девушку из ее города, он пытается выполнить свою обязанность перед отцом, но, в то же время невольно демонстрирует жертве смятение и холод в своей душе, чтобы она насторожилась, воспротивилась. Не помогло. Решение все равно пришлось принимать самому.
Интересен момент превращения умирающего героя в птицу. Не понятно, все ли умирающие на волшебном поле превращаются в птиц или только он, потому что ослушник...
Рассказ очень понравился. По прочтении этой истории остается хорошее светлое чувство. Ведь в нашем мире тоже поют птицы...
Принцесса Lобра, 7 августа 2013 г.
Мальчика жалко до слёз. Как он любил! До смерти любил, и особенно — птичек любил. Ах, почему люди не летают, как птицы! Вот и главный герой, как Катерина, символ романтизма, женственности и непорочности души (в хорошем смысле этих слов). И в конце его душа улетает в чистое небо. Может быть, жуй-трава — это не так уж и плохо? Вот обрыв в «Грозе» — это разве зло? Это лишь инструмент для самопогребения. Я вот не поняла только, каким образом дети Некромансера влюбляют в себя людей? Вот та девчушка, она вроде бы не бродяжка, а он-то ведь безродный бездомный проходимец? Или у них много-много денег было? Или он до одурения красив?
В итоге главный герой возвращается домой чтобы бросить в лицо отцу подростковый протест, что не прав ты, папа, и не буду я электриком, как ты и старшие братья (и даже сёстры). Я в лётное, пап хочу. Мне думалось, что папа ему сейчас что-то такое скажет, и тот всё-таки приведёт девочку на убой (или девочка придёт с людьми и факелами), но папа его, конечно, убивает. И это очень-очень правильный ход, на мой взгляд, потому что папа — злой Некромант. В конце не хватило самую малость печали, вот если бы маааааленький такой эпиложик, когда его младший братик с небольшим таким мешком собирает птичьи черепа, видит череп побольше с пробившейся сквозь него травой, и плачет.
Но всё равно — десять баллов! Очень крутой рассказ!
Жажду перечитать вот под эту песенку:
vladlencev, 8 августа 2013 г.
Очень хороший образчик рассказа, который написан так, что не может не понравиться хоть чем-то. Мне не понравился только героем с железобетонной запоздалой рефлексией по поводу творимого его отцом ужаса. Самопожертвование недостаточно оправдано, но тут конкурсный объём — зло, сам знаю. Один из сильных претендентов на победу.
8 баллов (за схематичных героев)
stewra darkness, 7 августа 2013 г.
Красивая легенда получилась. Каноническая: о Добре и Зле. Но не привязанная к чему-то конкретному: кому-то почудится аллегория с наркотиками, кому-то — работорговля и человеческие жертвоприношения. Чуть меньше конкретики — и получилась бы не легенда и не рассказ, а притча.
Вот только Отец-чудище на внутреннего врага не очень тянет (или кто там вообще враг-то?) Это скорее аллегорический вариант «конфликта отцов и детей», «конфликт коллектива и индивидуалиста» или вообще альтернативный вариант «истории Ромео и Джульетты».
А ведь есть один персонаж, которому автор, на мой взгляд, уделил недостаточно внимания — Жуй-трава. Ее бы очеловечить, придать черты манипулятора, этакого суррогата божества — было бы более интересно и менее стандартно.
grey_wind, 7 августа 2013 г.
Да всё на месте. Может, конец только не очень чёткий. Но рассказ хороший, гармоничный, про такие много говорить не хочется.
mscara, 5 августа 2013 г.
Очень понравилось. Зримый мир; герой, которому сопереживаешь. Печальный, и от этого более жизненный конец.
Единственное, судьба девушки показалась неуместно оборванной:
«Она не хотела его пускать. Как будто что-то чувствовала. Яста сказал, что волшебники добрыми бывают только в сказках, особенно сильные. Он боялся возвращать ее в город, потому что ему казалось – за ней тут же придет кто-то из братьев. Но оставить ее здесь было бы непростительной глупостью».
Порассуждал, а потом пошел домой сдаваться.Так Яста ее на утесе оставил?
Кар Карыч, 5 августа 2013 г.
я не понял, зачем нужно на жуй-траву приводить хороших людей? симпатичных девушек? если уж такая оказия, ну заманивал бы герой сюда на казнь неминучую злодеев и придурков, разную нечисть — траве-то все равно кого жрать. и отсюда все страдания героя мне кажутся липовыми: сам себе придумал беду:«я понял, что это будет она». да почему? а вел бы он на поле хулиганов да куркулей — и никаких слез и соплей. еще меня смутило имя героя — Яста. автор пишет: схватила Яста за руку, прижалась к Ясту, данная Ясте, Ясте видится лик Отца и т.д. полный разнобой. допустим, ярыга — мужского рода, человек-невидимка — мужского рода, Яста — мужского рода. прижалась к ярыге, к человеку-невидимке, к Ясте; схватила за руку ярыгу, невидимку, Ясту. либо он Яст, либо он Яста — надо бы определиться, а то царапает неприятно.
planzzz, 5 августа 2013 г.
Сразу понравился мир. Жуй-трава, папаша-некромант, мертвые птицы. Зло.
Приготовился к полному погружению, но все время казалось, что многие места можно было написать более жутко, сочно или драматичнее. Короче, не дожато.
И язык простоват. И дело не в том, что повествование идет от лица подростка (или юноши?). Просто скучно написано.
И как-то уж больно просто автор все разрешил: парень отпустил жертву, а папаша его замочил. Конец.
Hosta, 4 августа 2013 г.
Рассказ тронул. Есть в нем и трепетные чувства, и внутренняя борьба (внутренние враг, друг, сосед и т.п.). Жаль только, что нет надежды на хеппи энд, но рассказ все равно понравился. Спасибо, и успехов.
Miloneg, 2 августа 2013 г.
Рассказ выигрывает за счет ярких образов и жертвенной любви. Внутренний враг тут и сын по отношению к семье, и пробудившиеся в нем человеческие чувства — по отношению к нему самому. Мне не понравилась лишь слишком прямая аллегория наркобизнеса; по крайней мере, я увидел именно так: отец — местный наркобарон, дети — члены семьи-картеля, жуй-трава — опийный мак или конопля.
Не удивлюсь, если будет в тройке.
bbg, 1 августа 2013 г.
Что сказать... Написано квалифицированно, но небрежно. Пропущенные запятые, странное оформление внутренней речи. Темы зачесть не могу. Здесь нет ни врагов, ни друзей, и даже статус Отца по отношению ко всему остальному миру не определён. Вернее, не разъяснён. Может быть, он делает максимально благое дело? А дети уводят на прокорм Жуй-травы неких особенным образом опознаваемых пассионариев?
Мне рассказанной истории оказалось недостаточно.