Виталий Грудцов «Тесей и его корабль»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Входит в:
— «Взлетаем немедленно!», 2023 г.
Награды и премии:
лауреат |
ФантЛабораторная работа, фантЛабораторная работа 6.5 (блиц) // Первое место (Золото) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тиань, 7 августа 2013 г.
Тема: внутренний враг космического корабля — пассажир-заяц.
Рассказ производит престранное впечатление. Когда ИскИну, управляющему космическим кораблем, сознательно придают антропоморфные черты, это выражается в установке программ имитации эмоций. Имитации, а не реального их переживания. Здесь же корабельный компьютер впал в истерику без серьезного повода к тому. Подумаешь, неопознанный объект в трюме. Заблокируй отсек, где этот объект обнаружен, доложи капитану и лети дальше спокойно. Если неопознанный объект своими действиями угрожает безопасности корабля, пассажиров и экипажа, перемести этот объект в крайнее положение и разгерметизируй. Отсек-то грузовой. Его утрата для корабля не критична. К тому же при разгерметизации грузу не обязательно будет причинен вред, погибнет только живое. В рассказе же жуткие страсти на пустом месте наворочены.
Сам неопознанный объект — мальчик 13 лет — ухитряется остаться в живых после отрывания руки и питания специями. Удивительной живучести существо: и кровью не истек, и от гангрены в горячку не впал, и от ожога пищевода и желудка не скончался. Прямо универсальный солдат в миниатюре. А почему мальчик оказался таким живучим, автор объяснить не потрудился.
Далее, автодок. С чего бы ему уничтожать пациента? Разве автодок запрограммирован только на людей? А если в него кошку или собаку поместить, он что, программный сбой заработает и уничтожит обыкновенную зверушку, потому что она не человек? В автодок по определению попадают люди, состояние которых имеет серьезное отклонение от нормы. Странная у него какая-то программа на этом космическом корабле.
А парадокс о корабле Тесея в этом сюжете даже непонятно к чему. Зачем заменять все узлы и агрегаты космического корабля, если надо заменить только программные модули управляющего компьютера? И в какую сумму обойдется полная замена всех составляющих корабля? По логике вещей, стоимость такого ремонта будет близка к стоимости целого космического корабля. После такого расхода средств капитану можно не возвращаться домой, увольнение с тремя монстрами — безработицей, безденежьем и безнадегой — ему гарантировано.
В-общем, нелепица какая-то, не продуманная совершенно, лишь бы что-то написать и про парадокс о корабле Тесея упомянуть, чтобы читательский кругозор расширить и своей эрудицией блеснуть. ИМХО, конечно.
planzzz, 5 августа 2013 г.
Жестокость по отношению к детям; противостояние человека и машины; ГГ как в «Чужом» ходит с огнеметом по кораблю (жаль, не в стрингах). Короче, все, что нужно для годной НФ в наличии. Жаль, что в сумме все как-то бестолково получилось. Ни идеи, ни внятного сюжета.
bbg, 2 августа 2013 г.
Прежде всего, настоящий капитан не сказал бы: «Пристанем в порту». В порт можно прийти, встать у стенки, у причала, причалить и так далее. Пристать в порту — очень странное выражение.
Потом, мне непонятно, почему у Ариадны нет в трюме камер наблюдения. То есть вот совсем непонятно. Хотя понятно. Будь там камеры наблюдения, не вышло бы нагнетать эмоцию — «У меня в трюме монстр!!!».
Произошедшее с мальчишкой вообще не умещается у меня в сознании. С оторванной рукой он скоро бы, в самом деле, умер от потери крови. Значит, перед нами не НФ. А что? А что-то странное. Я не смог определить даже, автор это на полном серьёзе сочинял — или смеялся над бедными читателями?
Miloneg, 2 августа 2013 г.
«Гвозди бы делать из этих людей — крепче бы не было в мире гвоздей!»
Рассказ хорош своей эмоциональной составляющей, корабль-капризная дама. Но с логикой — полный швах.
Этот ирландский мальчик в самом деле монстр. Не сомневаюсь, он и в межзвездном вакууме выживет: заберется на обшивку и верхом долетит куда собрался.
Принцесса Lобра, 9 августа 2013 г.
Отвратительный рассказ, особенно замечателен наглым, хохочущим в лицо отсутствием логики. И действительно, стоит только задуматься, и хочется закричать «Я нашла, я нашла! Вот здесь — дырка в занавесе, а вот здесь из-под куклы часть руки видна! А вот здесь, когда Тринити перепрыгивает с дома на дом, видно, что стена ненастоящая!» А значит плохой рассказ! Значит, автор неумелый, неопытный! Какая же это Сай-Фай, это не Сай-Фай! Вот если бы автор был опытным, он бы зевнул, почесал где-нибудь между носом и макушкой, и за четыре минуты залатал все дыры. Достаточно упоминаний вроде «на нормальную нанотехнику у него, конечно, на отсталой планетке денег не хватило, и рука заживала долго, хорошо хоть роботы успели кровь остановить, пока он не упал в обморок», а затем «эти сволочи из Управления опять поскупились, зацепили на орбите трюмовых капсул вдвое больше, чем положено, да и ещё и не оснащённых почти ничем — железная коробка со штекером, и всего-то. В некоторых даже света не было.», а потом «Огнемёт санэпидем службы был предназначен для существ размером максимум с кошку, но то, что его ожидало, было, кажется покрупнее» и «никто ещё не изучал, как специи в таких количествах могли повлиять на организм человека» и в конце «то, что не проходило карантинную зону корабля и не являлось человеком, должно быть уничтожено». Эти бы фразочки с ходу отмели бы большую часть придирок, и критикам пришлось бы замечать что-нибудь ещё, благо тут замечать и замечать и замечать.
А компьтера напомнила мне ХЭЛа и Красную Королеву из Улья одновременно. Милая такая девушка, чуть-чуть с придурью, но все же мы такие, так?
Вздыхая, ставлю десятку. Хотя в рассказе, конечно, хромает логика, так ведь не бывает, не то, что в других рассказов этого конкурса, где всё как по-правде.
Перечитывать, конечно, не буду, но если бы перечитывала, то под
grey_wind, 9 августа 2013 г.
Просто понравилось. Интересно про парадокс, хоть и с натяжкой насчёт человека.
vladlencev, 8 августа 2013 г.
Всё ещё восхищаюсь этой вещью. За грамотное вплетение античной философии ему можно многое простить — в том числе рояльность чудовища. Такие вещи запоминаются, за этим продираешься через конкурсные заросли.
9 баллов (-1 за некоторые огрехи по тексту и сюжету)
Hosta, 8 августа 2013 г.
Рассказ — вызов законам робототехники А. Азимова. Смело, но...
Вопрос №1: Кто капитан? Джек или Ариадна? Если между ними открытый конфликт, об этом нужно было указать.
Вопрос №2: В метро можно связаться с «капитаном» состава по селектору. Неужели в столь далеком будущем с этим проблемы?
Вопрос №3: Отнятая конечность — травма серьезная. Человек без помощи может умереть от кровопотери, а здесь речь о мальчике, который еще не успел найти мутантообразующие специи.
Вопрос №4: Ариадна жутко боится мутанта, а вот к огнемету, а следовательно и к пожару в открытом космосе она относится спокойно. Ну ладно она — машина, а человек-то куда смотрит? А да, забыл. У нас не ясно кто доминирует (см. вопрос №1).
Вопрос №5: Капитан Джек явно намекает на уничтожение Ариадны в последнем сеансе связи. Что же мешает Ариадне отправить его вслед за Томасом Патриком Фланаганом? Нежная привязанность?
И все же признаюсь — с интересом читал до конца, а прочитал — не пожалел. Успехов автору.
InGray, 8 августа 2013 г.
Корабль-истеричка — это, конечно, оригинально, только непонятно, зачем его таким сделали. Да, хочется, чтобы в случае аврала тебе не металлический голос отвечал «Вставьте купюру в купюроприемник», а можно было на эмоциях общаться с искусственным интеллектом. Но зачем эта железяка истерит? Ну, ладно, пусть, но ведь капитан не первый день знаком с этим кораблем, мог бы привыкнуть и не вестись.
Движемся по сюжетному лабиринту дальше. Эта истеричка не смогла самостоятельно обезвредить зайца в грузовом отсеке. А она точно интеллект? Нет, она блондинка и ждет, когда ее спасет красавец капинат с огнеметом. Но чтобы сделать вид, что у нее все-таки мозги не на бигуди накручены, она начинает парить капитана логическими задачками. Считается ли человек без одной руки, с подвернутой ногой и жесточайшим гастритом человеком? Ну ладно — эта дура не понимает, а автодок не для того создан, чтобы людей чинить, нет? Видимо, нет: как только видит, что организм отличается от шаблона, — так сразу в форточку его, в утилизацию. Хорош, нечего сказать.
Понятно, что и у капитана от этой тронутой техники крыша поехала.
«Специи. Слишком много специй. А то, что случается с нелюдьми на таких кораблях, как этот... – Ариадна, слушай меня внимательно. Это не мутант. Это человек, пусть и не формально…»
Почему «с нелюдьми»? Мальчишка мутировал от специй? А что с нелюдьми случается? Ничего не понимаю! (с)
stewra darkness, 7 августа 2013 г.
Попыталась определить жанровую специфику... лучше промолчу, а то ругаться буду. А ведь понравилось: истеричная «Ариадна», капрал Флинн Таггарт,,, ой, пардон, Капитан Хоутон. Буду считать, что у мудрого, но эмоционального корабля и автора рассказа есть общее увлечение — коридорные шутеры с обязательной темнотой. А вот Фланаган — отличный претендент на роль в продолжении трилогии «Куб». Благодаря трагедии 13-летнего ребенка я поняла, чего не хватило психологическому триллеру — кровавой реалистичности. В «Кубе» пленники настолько не деградировали.
И снова «Ариадна»... Зря Хоутон на нее обиделся и переделывать собрался. Многие скажут, что логика у нее нечеловеческая, что «Ариадна» — монстр, поломанный бот, нарушающий правила роботехники. Да прям! Автодок посчитал нечеловеком существо с одной рукой (типа, некомплект?). Если мне не изменяет память, в древней Спарте некомплекты до 13 лет не доживали в принципе. А в нацистской Германии вообще шли на пушечное мясо и переработку. Вот только Искусственного Интеллекта тогда не было.
Мне кажется, речь в рассказе не о «внутренних врагах» и психологических косяках (даже косяках ИИ), а о чем-то другом, более серьезном и вполне человеческом.
mscara, 2 августа 2013 г.
Понравилось. Несмотря на явные огрехи в логике. А может, благодаря им? Я так поняла, что автор сознательно смешал ужастик, научную фантастику и мелодраму. Сознательно выпятил яркие атрибуты этих жанров:
мальчик с ампутированной рукой и без еды целых две недели не желает умирать,
злой искусственный интеллект с лицом женщины...
Буду считать, что пародия. Тогда даже финал получается логичным.