Сергей Лукьяненко «Кредо»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Детектив
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Бывший работник «убойного» отдела в МУРе, а ныне частный детектив по делам наследства Артём, маясь от безделья, отправляется в ресторан, чтобы пропустить кружечку пива. Там он случайным образом знакомится с молодым преподавателем из университета. Когда тот узнаёт, что Артём является детективом, то ужасно радуется, и просит помочь в одном деле. Ссылаясь на то, что Артёму самому лучше всё услышать, он приглашает его в университет. На выходе из ресторана кто-то убивает преподавателя, и Артём берётся сам искать убийцу…
Из комментариев в сборнике «Проводник отсюда»:
цитата С. ЛукьяненкоПовесть «Кредо» имеет странную судьбу. Не секрет, что порой идеи для романа писатели дарят друг другу (тут можно вспомнить и «Ревизора», и «Двенадцать стульев»). Не секрет и то, что порой идею подсказывают друзья – которые сами, увы, не могут реализовать интересный сюжет. К примеру, несколько раз в рассказах я пользовался идеями моего друга, переводчика Павла Вязникова (он пишет и сам но, увы, крайне редко. А жаль!) Идею «Кредо» мне подарил мой друг, литературный критик и сотрудник журнала фантастики «Если» Дмитрий Байкалов. Идея была проста – «мир, в котором доказана реинкарнация души». Идея была мирообразующей – самое важное для повести или романа. Я немедленно сел писать роман. Мне, как материалисту, захотелось дать научное обоснование происходящему. Я придумал наукообразное объяснение происходящему, вписал (с твердой целью поменять в дальнейшем) физика Теслу как изобретателя устройства, описанного в романе и занялся, собственно говоря, детективной интригой. Лишь через несколько дней я решил подробнее изучить биографию великого физика. Каково же было мое удивления, когда через несколько часов я понял – именно Тесла и никто другой мог работать в этом направлении (и, даже, можно сказать – работал!) Все, что я придумывал изначально ложилось на неизвестные мне раньше исторические факты с поразительной точностью. Настолько, что я решил временно отложить роман, а для начала написать повесть. Рано или поздно «Кредо» вырастет в настоящий роман, но пока я с чистой совестью называю это произведение повестью.Есть и второе удивительное совпадение. Несколько лет назад критик и журналист Андрей Чертков, автор концепции сборников «Время учеников» и многих других интереснейших проектов, придумал точно такую же мирообразующую идею – мир с доказанной реинкарнацией! И тоже подарил эту идею – писателю Александру Житинскому! И вскоре после выхода «Кредо» на эту же идею была написана и повесть Житинского – совершенно другая, конечно же.
Я абсолютно убежден (и Дмитрий с Андреем в этом уверены), что один и тот же ход был придуман независимо. Наверное, это значит, что для этой идеи пришло время.
И все таки мне, писателю фантасту, а значит – скептику, немного не по себе от таких совпадений.
Входит в:
— журнал «Если 2004'5», 2004 г.
— антологию «Кредо», 2005 г.
— сборник «Кредо», 2006 г.
— антологию «Миры «Если», 2006 г.
— сборник «Проводник отсюда», 2006 г.
— сборник «Конец легенды», 2008 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 58
Активный словарный запас: средний (2803 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 53%, что гораздо выше среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Портал, 2005 // Средняя и малая форма |
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
MR.SANDMAN, 22 августа 2024 г.
Не считаю себя знатоком детективного жанра, равно как и не являюсь его поклонником, но кое-какое представление о данном литературном направлении имею. На мой взгляд, если рассматривать именно детективную составляющую повести, то всё достаточно шаблонно: ГГ- частный детектив, бывший коп (простите, милиционер), сидит на мели из-за отсутствия заказов и не брезгует алкоголем в рабочее время, внезапно нарисовывается клиент, которого также внезапно убивают, и теперь в услугах детектива нуждается красавица-вдова. Список подозреваемых, ложный след, местный «лейстрейд» — бывший коллега, ведущий параллельно расследование, сбор улик, опрос свидетелей и подозреваемых. Вуаля! преступник разоблачён. По таким лекалам кроился не один десяток, а то и сотня сюжетов подобного жанра. Единственно, что придаёт оригинальности, это фантастическое допущение. В мире, где разворачивается сюжет, реинкарнация научно доказана. При помощи устройства, изобретённого ещё Николой Теслой, любого человека можно ввести в состояние транса и достучатся до его предыдущего воплощения, которое расскажет, где он жил, кем был, как умер.
Резюмирую прочитанное, как детектив средне — затёртые клише, некоторые моменты сюжета натянуты
И последнее, что хотелось бы добавить. Прочитал повесть через 20 лет после её написания. Забавно видеть как практически у тебя на глазах меняются взгляды и приоритеты. Верил когда-то писатель Лукьяненко, что с США можно иметь дружеские отношения, что в обществе могут сосуществовать ярые коммунисты с ортодоксальными христианами и мусульманами, и само общество будет достаточно либеральным, чтобы спокойно их всех принимать, и что пиво в баре за рубль, и студентам не напряжно позавтракать в кафе, если не хочется самим готовить, видимо стипендии хватает. Куда всё это ушло... нет ответа.
Hearest, 8 ноября 2021 г.
Неплохой детектив.
В центре сюжета — расследование убийства преподавателя института, совершенное на глазах у частного детектива.
Жанр повести— фантастических детектив, хотя фантастических допущений в произведении только одно — реинкарнация, но тем не менее на нем, отчасти, построен весь сюжет и детективная задача.
Книга написана легким языком, повествование удерживает внимание на всем протяжении истории, темп достаточно быстрый, держит в напряжении до последней страницы.
Я минусов у произведения не обнаружил, кроме, возможно очень уж малого объема.
Работа автора заслуживает всяческих похвал, поступки героев мотивированы, логика расследования соблюдена.
В целом произведение — отличный фантастический детектив.
Думаю, данную книгу можно рекомендовать всем любителям жанра.
ash945, 15 февраля 2021 г.
У Лукьяненко получился вполне неплохой детектив. Понятно, что детективные сюжеты встречаются и в его других произведениях, и не сказать, что редко, но это классический полицейский детектив с убийством и вполне внятным и логичным его расследованием. С ложными версиями и подозреваемыми и подробным объяснением логических умозаключений детектива.
Правда, фантастическая составляющая повести здесь больше для антуража, хотя некоторые выводы Артем (главный герой — детектив) делает именно исходя из этой особенности мира в котором он живет — мира в котором реальна реинкарнация.
Мне понравилось. Интересно. Читается легко и быстро.
lammik, 18 августа 2019 г.
Артём Камалов работает частным детективом, специализируясь на делах, связанных с реинкарнацией. В один не слишком прекрасный день в баре напротив МГТУ на его глазах убивают преподавателя этого университета, который перед этим пытался донести до Артёма важную информацию. И вот, будучи реинкарнацией известного американского сыщика Алана Пинкертона, ставшего в своё время прототипом литературного героя, Артём берётся за расследование этого убийства.
Я бы не сказал, что это первый детектив за авторством Сергея Лукьяненко. Хорошая фантастика — всегда немного детектив, ведь там есть Тайна. что требует разгадки. Да и по более формальным признакам «Геном» и «Спектр» уж точно можно отнести к детективам, а они вышли раньше, чем «Кредо».
Реинкарнация тут, прямо скажем, с ограниченными возмжностями. Для выявления предшественника требуются танцы с бубном, вернее Звезда Теслы. Ничего глобального тот сообщить просто не успеет, да и есть риск сойти с ума от всех этих манипуляций. Но пару применений найти удалось: историки с радостью послушают ветерана битвы при Фермопилах, а правоохранители — откровения умерших не своей смертью. Хотя даже в этом случае, как мне кажется, были бы убиты множество религий и культов. Чего в повести не наблюдается.
Очень чёткое попадание в типажи, образы каждого действующего лица в этой повести объёмны и зримы, в них легко веришь, что для детектива скорее нехарактерно.
Детектив тут классический, и мне, как любителю жанра, понравился. Чётко, по ясным критериям очерчен круг подозреваемых, логично отсечены лишние и справедливость восторжествовала. И даже мотив для убийства
shpotik65, 24 августа 2017 г.
Необычное для Лукьяненко произведение — фантастический детектив. Повесть удалась. Читается легко , на едином дыхании. Даже фантастические элементы являются не просто фоном произведения а удачно вплетены в сюжет детектива. Рекомендую не только любителям фантастики, но и остросюжетных произведений.
amak2508, 23 сентября 2015 г.
Фантастический детектив. Не слишком увлекательный и даже где-то чуть нудноватый, но, и здесь надо отдать должное Лукьяненко, логически построенный вполне убедительно. И, даже, с финальным кусочком «а ля Шерлок Холмс», где сыщик открывает пораженным его талантам слушателям, каким образом он вычислил убийцу. Хотя, конечно же, в повести видно и много надуманного, необязательного, чего не допустил бы профессиональный автор детективов — тот же монстрообразный испытательный аппарат, использованный преступником или абсолютно неправдоподобное дублирование диктофонной флэшки. Но все равно для новичка в жанре детектива получилось вполне достойно.
Фантастический элемент в повести всего один, но зато какой: не более-не менее, как мирообразующий — реально существующая в мире, где происходит действие, реинкарнация душ. То есть, вполне в духе Лукьяненко, любящего создавать вот такие миры — одновременно похожие и непохожие на наш. На первый взгляд задумка не меньше чем на роман, если не на цикл. Но, видно, не сложилось — читатель на этой роскошной идее получил всего лишь небольшой фантастический детективчик.
И отдельно по названию повести. Кредо — это убеждения, взгляды, основы мировоззрения человека. Не находите, что это название как-то далековато от того, про что пишет автор.
maxxx8721, 11 ноября 2013 г.
Повесть (хотя объемом как рассказ) «Кредо» ведает случай из жизни главного героя Артема, чье «ментовское» прошлое, вплоть до какого-то колена, дает о себе знать и располагает для работы частным детективом: те же расследования, те же расспросы и сбор улик, за одним уточнением. Артем – детектив, специализирующийся по ведению дел, связанных с реинкарнацией. Собственно, мир имеет одну существенную деталь – это мир, в котором доказана реинкарнация. Учитывая уточнения вверху, я ожидал: а) оригинальный, особенный мир; б) увлекательный детектив с интригой.
В итоге, детективная линия не блещет чем-то новым, увлекательным, а мир и вовсе не кажется чем-то необычным, так как доказанная реинкарнация, по-сути, ничего в мире не изменила, кроме того, что добавило больше хлопот милиции, судам и сотворило новую забаву для ученых-исследователей.
Началась кутерьма с достаточно неожиданного разговора в пивной, где Артем, которого рекомендуют всем и вся, но при этом остающийся без работы и видимых дальнейших перспектив, разговорился с соседом по барному столику. «Попутчик» Иван решил рассказать детективу о своих экспериментах и поведал, что при попытке исследования реинкарнации у самого себя, открылась личная тайна, которую диктофон записал на флешку. Однако флешку Иван показать так и не успел, так как, выходя из пивной, был расстрелян по всем канонам лихих 90-х.
Вот здесь Артем, являющийся реинкарнацией самого Пинкертона, с головой бросается в омут этого темного и загадочного дела, которое выведет детектива на тропу неожиданных (сравнительно) открытий, группу подозреваемых и настоящего риска для жизни.
Детектив, как я уже сказал, не блещет закрученностью, однако и не скатывается до примитивизма, уровня простейших игр «Найди предмет». Интерес он все-таки вызвал. Артем действительно проявил работу мозга, умение анализировать ситуацию, однако само дело оказалось затянутым, шло, как тот бычок, шатаясь, вздыхая и охая.
В итоге, это оказалась та же история про супер-детектива, который на три шага опережает тугодумных ищеек в расследовании дела. Ну а разговор с бывшим коллегой по «убойному» отделу и вовсе слепит своей неправдоподобностью, словно Лукьяненко не захотел даже посмотреть современные ментовские фильмы или сериалы, чтобы услышать, как там общаются, и построил разговор на интеллигентных спичах детективов Агаты Кристи и смешными фразами, типа: «Да чего ты, Артем?», словно малыш в песочнице, которого обидели старшаки, или «– Чудило он гороховый, Иван, – ничуть не стесняясь, высказался Светов…». Через такую неубедительность я часто, кряхтя и скрипя зубами, переступал в «Ночном Дозоре».
Ну а относительно необычности сеттинга, устройства мира, то здесь полный фейл, так как мир с реинкарнацией не зацепил аж ни разу и не показался хоть чуточку удивительным.
Так что, хоть минусов оказалось в достатке (я так и не понял еще, к чему был упомянут маньяк Мокрец, хотя это не компетенция Артема), все же поставлю плюсы за то, что хоть не завершил рассказ банальной, до нервного тика, историей любви (Артема и жены погибшего Ивана). Ну и само собой отмечу упоминание о Николе Тесле, являющимся для меня одним из самых интересных исторических персонажей.
Вердикт – рассказ на одну трубку, вернее на один раз, однако, кроме всех вышеперечисленных субъективных недостатков, в нем хватает того, что заставит вас прочитать эту повесть с интересом и увлечением.
Mishel5014, 7 апреля 2017 г.
Увлекательный фантастический детектив об убийстве в «альтернативном», совершенно оригинальной конструкции, мире. Понравилось!
NikolaSu, 10 сентября 2012 г.
Слабо верится, что официально доказанное существование реинкарнации так повлияет на поступки людей.
Я имею в виду почти полное прекращение убийств. Звучащий в книге аргумент,
Большое число убийств совершают незнакомые люди — грабители в подворотне, пьяные хулиганы в парке, киллеры в конце концов.
Опять же существуют бесконтактные способы убийства: яд, испорченные тормоза и пр.
А в остальном — повесть понравилась.
Feanor Ajwen, 24 сентября 2013 г.
Хорошая фантастическая повесть.
Главный герой — российский детектив, расследующий убийство ученого, погибшего на его глазах. Сюжет для меня интересен. Хорошая детективная составляющая, неплохая интрига. Живые герои. Язык написания хороший, читается легко. Сюжет развивается динамично, затянутых моментов нет. Место действия — альтернативная история Российской Федерации, город Москва.
После прочтения сложилось впечатление, что автор не имеет представления о функционировании системы органов внутренних дел.
wertuoz, 17 июня 2012 г.
Очень смелое и необычное произведение, которое выбивается из всего творчества Лукьяненко. В пример этого жанра могу противопоставить только «Отель у погибшего альпиниста» братьев Стругацких. Очень интересно и занимательно, а главное повесть имеет свою канву, свой мир альтернативной истории, где открыта звезда Теслы, с помощью которой можно вызывать свою предыдущую инкарнацию. Пожалуй с такой идеей можно было бы навертеть таких интриг и историй, придумать целый цикл романов и населить эту вселенную всевозможными героями и антогонистами. Но Сергей ограничился повестью, да еще какой. Это настоящий детектив с цепочками умозаключений, пропискою всех дейтвующих лиц, с хитростями и уловками, и конешно харизмой главного героя.
Идея о том, что после смерти душа не умирает, а переселяется в другое бренное тело, способна совершить просто мощнейшую революцию в вере и вероисповедании, казалось бы это целый поворот в понимании бога — создателя, убеждений, что никакого рая и ада нет, что весь этой «механизм» православия и христианства не работает. И каким тогда должен быть мир? Какое положение должна занимать церковь и наша православная вера? Не идеи ли буддизма должны взять верх и обрести массовую популярность? Ответа на этот вопрос мы не узнаем, по крайней мере пока. А то, что священник все таки присутствует на процессе вызова дущи, это правильный ход. Конформизм чистой воды, слабость и поиск церкви удобного обьяснения сего феномена, с целью сохранить свое былое влияние, проявить интерес и активное вмешательство в этот процесс и феномен. Я бы порассуждал насчет этой проблемы еще, потому что Сергей дал очень плодородную почву и описал очень живой мир..9 из 10
тихий омут, 8 февраля 2013 г.
Сюжетообразуюущая детективная история довольна проста, но неплоха. Однако тянет лишь на неплохой проходящий вариант.
А вот мирообразующая идея — подтвержденная и признанная научно реинкарнация тянет на _1 балл. Немного сыроват мир, но потенциал определенно есть. Надеюсь, что повесть перерастет в цикл в этом мире.
GrininSM, 9 ноября 2012 г.
На мой взгляд, данное произведение не похоже на остальные книги Лукьяненко. По крайней мере, на те, которые я прочитал.
Странный мир, в котором все знают что было в прошлой жизни. Не очень понятно само открытие явления реинкарнации, автор просто ставит читателя перед фактом.
alex2, 10 декабря 2007 г.
Такая вот простецкая и насквозь понятная повесть. Никаких очень уж глубоких идей, двойных-тройных смыслов, характерных для больших книг Лукьяненко. И мир-то нашему почти подобен, за исключением одной мелочи. Впрочем, не будь её, этой мелочи, и писать было бы не о чем. А так — доказанная реинкарнация. Впрочем я подумал — ничего себе мелочь, да?..
А не собирается ли автор ещё заглянуть в этот мир? Прорубить, так сказать, окно пошире? Было бы интересно, честное слово! Как в этом мире с религией? Ведь христианство, да и ислам тоже, кажется не провозглашают переселения душ? Не перекрестился ли народ в буддисты?:smile:
А если всё же вернуться к самой повести, то ничего я плохого и не скажу. Видите ли, мало придумать какой-нибудь оригинальный мир, надо ещё населить его людьми, глазами которых мы на этот мир будем смотреть. Нужно это постараться сделать так, чтоб читатели не кричали «не верю!», чтоб из повествования не вылезали на каждом шагу несуразицы и нелепицы, т.е. качество книги должно быть высоким. А уж дальше автор волен вложить в уста и мысли героев те истины, что намеревался сказать читателю — глубокие или не очень, спорные или общепринятые. Можно заставить читателя серьёзно задуматься, а можно попробовать развлечь, скрасить миг жизни. И именно для такой цели, как мне кажется, служит эта книга. Добротная, качественная (как повесть, это ведь не роман), а что в качестве детектива плосковатая по мнению некоторых — ну так пускай бы те, кто профессионально пишет детективы, попробовали что-нибудь оригинальное в фантастике придумать. Если вы поклонник творчества Сергея Лукьяненко, но не читали — сделайте это, повесть не должна бы вас разочаровать.
etoneyava, 1 августа 2008 г.
Впервые прочёл рассказ в журнале «Если». Прочёл, подивился и ... забыл. На днях, начав читать сборник рассказов Лукьяненко в чёрной обложке от АСТ под названием «Конец легенды», вспомнил, что было нечто знакомое, только к третьей странице. Дочитав до конца, так и не смог возродить впечатления от первого прочтения, что показалось мне весьма странным, ведь рассказ совсем не плох...
Идея создать мир, где реинкарнация — научный факт и обьект административного права — очень свежа и невероятно хороша. Чего стоит только упоминание об участии православного священника в процедуре прохождения «звезды Теслы«! По меткому замечанию моей супруги, из этой идеи можно и нужно было вытягивать роман, а то и серию романов. И что это Лукьяненко такую слабину дал?
Детективная составляющая оказалась на вполне крепком и профессиональном уровне. Персонажи для рассказа достаточно выпуклы и ярки. Мой вывод — вещь хороша и замечательно, что Сергей Васильевич не стал её крутить до романа. Может, он ещё с этим миром поиграет?
P.S. И чего это я так мимолётно просквозил такую новеллу в первом чтении?