Дмитрий Янковский «Конец игры»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Вот так купишь рыбок в банке, пусть даже очень красивых, и окажешься в другом мире, на тропическом острове, где придётся бороться за жизнь с местными дикарями.
Входит в:
— антологию «Русская фантастика 2005», 2005 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 24 мая 2021 г.
Нда... Я всегда был уверен, что увлечение аквариумными рыбками до добра не доведет! Фантазия Янковского — тому яркое подтверждение. Его герой случайно приобретает на базаре аквариумных рыбок, которые обладают способностью открывать проход в параллельный мир. Весь сюжет держится здесь исключительно на трех постулатах: 1) параллельный мир реально существует; 2) пройти в него можно только под гипнозом; 3) энергетики человеческого мозга хватает всего на три попытки. Попытаемся разобраться, что в рассказе правда, а что — ложь.
Параллельные миры — это изобретение не физиков (как кажется многим), а математиков. Они уже давно оперируют многомерными пространствами с произвольным числом измерений. Наиболее популярные из них — скалярное N-мерное аффинное пространство (пространство, где выполняются постулаты Евклида) и векторное пространство, где действуют все законы векторной алгебры. Во время учебы в интитуте нам рассказывали даже о пространствах с ДРОБНЫМ числом измерений — фракталах и аттракторах. Так что теоретическая база под параллельные миры подведена солидная. А что говорят по этому поводу физики? Со времен Эдвина Эбботта, написавшего свои знаменитые книги «Флатландия» и «Сферландия», физики считали такие построения чистой фантазией авторов и всерьез о них не размышляли. Но работы никому не известного выскочки из Женевского патентного бюро по поводу неприменимости галилеевых преобразований для объектов, движущихся с огромными относительными скоростями, заставил ученых пересмотреть свои взгляды и признать, что скорость объекта приводит к изменению некоторых базовых свойств пространства (в т.ч. и его метрики). Фактически, это значило, что «совмещенные пространства» теоретически-возможны, но физически обнаружить их из соседнего измерения не удастся. Так же не удастся и перебраться из одного пространства в другое — будет мешать закон сохранения заряда и энергии: из первого пространства объект исчезает бесследно, а во втором он появляется из «ниоткуда». С этой точки зрения путешествия в параллельные миры невозможны в принципе — мы даже не сможем доказать практически, что они существуют в принципе. Поэтому все истории про «переносы в иную реальность» — не фантастика вовсе, а банальная сказка для взрослых. Итак, по первому постулату Янковского вышла боевая ничья: если даже параллельные миры и существуют, никакого прока от этого нам не будет.
Второй постулат, понятное дело, никакой научной основы под собой не имеет — это своеобразная вариация сказочной телепортации Аладдина в Запретный Храм, где хранилась волшебная лампа. Подобный прием использовал и Джек Финней в своем романе «Меж двух времен». Правда, там герой под гипнозом совершал путешествие во времени, а не в пространстве. Но суть, в принципе, одна и та же. Все писатели не учитывают один фактор: границы нашей Вселенной замкнуты сами на себя — пробить их нельзя (для такой операции потребуется бесконечное количество энергии). Чего уж тогда говорить про третий постулат? Он явно добавлен автором, чтобы повысить градус интриги: герой понимает цену последней попытки, и внутри него начинается борьба между моралью (долгом) и рассудком. Последние строки повести позволяют предположить, что рассудок проиграл (что, впрочем, для русских не удивительно).
---------------
РЕЗЮМЕ: сказочная фантазия о путях проникновения в смежные миры. Мне только интересно: почему автор выбрал для перемещения аквариумных рыбок? Может потому, что вспомнил известный фильм «Красная жара» со Шварценеггером, где советский милиционер утверждал, что рыбки снимают стресс? Но ведь кошки снимают его еще лучше!
Marsianin-2000, 30 октября 2017 г.
Сюжет с неожиданными поворотами и непонятной концовкой. Описание рыбной торговли нисколько не предвещало дальнейшего развития сюжета. А вот надо же. Оригинальный вариант перехода в иной мира и возвращения из него. А вот то, что только ГГ решил взять с собой рыбок туда, сильно снизило впечатление от рассказа. Как и недосказанность финала.
elent, 30 апреля 2009 г.
Полное впечатление, чтонаписан подростком для подростков. Такие должны быть переживания — а их нет. Все шаблонно и картонно. И только ГГ мог додуматься взять с собой рыбок. До него никто не мог! Самый умный, можно подумать.
kkk72, 19 августа 2008 г.
Неплохой рассказ. Начинается он очень неспешно. Общение друзей по поводу аквариумных рыбок усыпляет бдительность читателя, и перемещение героя лично меня застало врасплох. Да и в дальнейшем очень долго ситуация напоминает компьютерную игру, и лишь в концовке выясняется, что все не так просто. Что ж, идея автора меня заинтриговала. Читается рассказ легко. А вот концовка выглядит сильно недосказанной. Один из тех случаев, когда хочется прочесть продолжение.