Александр Волков «Волшебник Изумрудного города»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка )) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Детская литература
Цикл сказок Александра Волкова, начатый книгой «Волшебник Изумрудного города» (пересказом книги Л. Фрэнка Баума «Волшебник страны Оз»), рассказывает о Волшебной стране, где звери разговаривают и живут настоящие волшебники, добрые и злые. Девочка Элли, а после её сестра Энни, попадают в эту страну: иногда — случайно, а иногда — чтобы прийти на помощь своим волшебным друзьям.
Содержание цикла:
|
![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
Входит в:
— цикл «Истории о Стране Оз» > Российские книги о Волшебной стране
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rosewing, 1 марта 2025 г.
Любимая книга детства! Этим все сказано.
Пожалуй единственная книга, точнее серия книг, которую я читала более трех раз. Самое потрясающее, что перечитывая это произведение со своей маленькой дочкой, я была все так же увлечена, как и в детстве.
Потрясающая сказка о дружбе, самопожертвовании, смелости.
Однако стоит заметить, что после прочтения с дочкой Волкова, я все же куплю ей первоисточник «Волшебник страны Оз». В детстве у меня были обе серии, и мне это ни сколько не мешало. Скорее у меня впоследствии сложился в голове этакий микс из двух волшебных историй, где одно переплетается с другим.
ArtTrapeza, 15 октября 2024 г.
Уже не помню, как я познакомился с первой книгой, сам ли её прочитал, или мне её читали до того. Но в начальной школе перечитывал цикл несколько раз. Первая книга («Волшебник Изумрудного города») у меня была большого формата, с зелёной обложкой и иллюстрациями Виктора Чижикова, остальные пять — мурманского издательства, с иллюстрациями Владимира Медведева. Получал огромное удовольствие от волшебных приключений. Не могу сказать, что какие-то книги нравились мне меньше, какие-то больше. Смена главных персонажей казалась разумной, хотя, возможно, я не так уж их и различал. Возможно, через «Тайну заброшенного замка» я начал переходить к фантастике. Запомнился мой первый «рекорд» — «Урфина Джюса» однажды прочитал за день. Сцена про «Сапогами попирают из вселенной» в детстве вызывала у меня приступ хохота. Ещё к фамилии Билан с тех пор отношусь настороженно. И, кстати, камни с надписью: «Гингема» — чем не иллюстрация парейдолии? Или апофении?
Позднее прочитал «Волшебника страны Оз» Баума, но не понравилось, и не знаю, почему. Возможно, возраст был уже не тот, всё-таки восемь и десять лет — разница немалая. Может, было что-то ещё, но я не смог этого понять.
P. S. Горько, что читать эти книги мне некому.
zotovvg75, 16 августа 2023 г.
Есть книги идущие рука об руку с читателем всю его жизнь от детства до старости, прибавляя к своим поклонникам все новые и новые поколения. В физике есть такое понятие как резонанс, то есть совпадение характеристик вызывающее резкое усиление того или иного процесса. Применительно к данному циклу Волкова я бы и хотел употребить это понятие, подразумевая совпадение внутреннего наполнения повестей с неким ожиданием человеком чуда, желанием реальности существования волшебства. Естественно наиболее полно это ощущается в детстве, когда ребенок живет больше эмоциями нежели рассудком, приобретая тем самым особые специфические ощущения, увы, теряемые по мере взросления. Эти ощущения позволяют придать виртуальное существование тому, чему нет места в обычной жизни. Поэтому, не вдаваясь в детали, дети верят в существование сказки и волшебства, обитающих в таинственном где-то, в каких-то особых сферах не осязаемых сознанием, но способных проникать в нашу жизнь, даря человеку ощущение счастья. Именно наличием таких необычных свойств я и объясняю секрет популярности книг цикла.
Волкову удалось поймать эту невесомую нить, сначала с помощью определенного заимствования ( как-то не очень хочется употреблять это слово, но чего уж там, с этим трудно спорить), используя героев Фрэнка Баума, но затем писатель создал свою, совершенно самостоятельную серию. Да, «Волшебник Изумрудного города» тесно переплетается с известной книгой американца, но затем волковская Волшебная страна живет уже своей собственной жизнью, определяемой кончиком пера Александра Мелентьевича. Писатель очень удачно разработал детали своих типажей героев, эти персонажи и олицетворяют собой Волшебную страну, обуславливают само ее существование.
Кстати и находится то зачарованный край совсем рядом, хотя путь к нему непрост и труден. Пустыню, камни Гингемы, неприступные горы можно использовать как метафору, подразумевая не внешние, а внутренние препятствия, которые воздвигает сам человек на пути создания своего особого внутреннего мира, находящегося в том самом резонансе с трогательным миром детства. И Элли вместе со своей сестренкой, сначала случайно, а затем уже осмысленно, преодолели эти преграды, открыв для себя одновременно недостижимое и близкое. Туда могут попасть и взрослые, те, кто чист сердцем и сохранил в себе внутреннего ребенка, как Чарли Блэк, чуждый духу наживы и стяжательства.
Эта тема противоборства мечты и расчета, добра и зла, является центральной основой книг цикла, как впрочем и любой хорошей сказки. Урфин Джюс раздираемой жаждой власти, манией величия есть персонификация семени зла, способного взойти в любом месте, разрушив самые твердые основы сказочного добра и превратив даже очень хороших людей в подлых корыстолюбцев. И тогда появляются субъекты наподобие Руфа Билана, сперва тихие и незаметные прилипалы к любому диктатору, но потом трансформирующиеся в абсолютно гнусное существо. Подобные людские пороки трудноискоренимы, вот и приходится тем, кто способен защитить от них свое сердце бороться со злом.
И в каждой повести Волкова добро побеждает, пусть такой позитивизм прост и наивен-это законы сказочного жанра, обуславливающие само существование сказки. Торжество чести, искренности, взаимовыручки должно быть естественным делом, пусть к сожалению редким в обычной жизни, но безусловным в литературном сказочном мире. И Александр Мелентьевич Волков в своем творчестве неотступно следовал этим жизнеутверждающим принципам, подарив многим поколениям читателей книги на все времена.
Hearest, 18 апреля 2013 г.
В те годы, когда еще был СССР и я не знал слов фантастика, фэнтези, плюрализм, толерантность и многих других, когда не было компьютеров и канала «Дисней», мама подсунула мне книгу «Волшебник изумрудного города», и потеряла ребенка надолго. Пока не были прочитаны все книги, а потом еще раз перечитаны, я представлял собой тело, сидящее в углу и тихо покрывающееся пылью... Таких приятных переживаний детская психика до того момента еще не испытывала...
Почему в те годы, да и сейчас, так мало книг, достойных составить конкуренцию этой серии? Вопрос без ответа.
Детям всех стран и народов к прочтению обязательно.
dydyka, 6 апреля 2012 г.
По-настоящему добрые и теплые сказки. Волков описывает обычную девочку, на месте которой может оказаться любой ребенок, не обладающий сверхспособностями. У девочки доброе сердце и открытая душа, поэтому на помощь к ней приходят и люди, и животные. Это прекрасный ненавязчивый урок маленьким читателям. Самый главный друг девчушки — собачка. Каждый ребенок мечтает о собачке, хорошенькой, умной, с блестящими глазками и атласными ушками. Волков дает своим читатели именно такую собачку из мечты. Рядом с Элли по дороге, вымощенной желтым кирпичом, бежал Тотошка, рядом с Энни — бесстрашный Арто. И мальчики — Фред в первой части и Том во второй — именно такие, какими родители желают видеть своих детей, воспитанные, умные, смелые и решительные.
Даже гибель героев сказки преподносится детям так, чтобы понятно было, о чем идет речь, но безо всяких подробностей. Очень мягко, деликатно даже. От Гингемы ничего не осталось после падения на нее фургона с Элли и Тотошкой, а Бастинда просто растаяла. И не нужно детальных описаний, какими пестрят сейчас не только подростковые, но даже детские книги.
Приключения у героев сказки насыщенные, интересные, атмосфера очень добрая. Словом, это прекрасны цикл, который важно прочесть всем детишкам.
Dimch30, 18 ноября 2011 г.
Блин! Блинский блин!!
Волков именно тот человек, чьи книги открыли мне дверь в мир ФАНТАСТИКИ и ФЭНТЕЗИ. Именно его цикл стал первым «настоящим» произведением, что я сам прочел.
Сколько раз я его читал? Может быть 10, а может и 100. Много. Знал на зубок всех героев, все имена, и всю географию. Даже сам пытался написать продолжение (смог написать только первых два предложения :biggrin: )
Я жил этими книгами, я шел вместе с героями рядом, я БЫЛ ТАМ.
Спасибо!!!
dmitriy-dim, 14 марта 2011 г.
Александр Волков вложил в цикл «Волшебник изумрудного города» всё самое лучшее, доброе, светлое. За что ему огромное спасибо!!!
Цикл получился свежим, неповторимым. Как будто автор ни на что не отвлекаясь сел и сразу написал все шесть книг.
В детстве мы с увлечением играли в волшебную страну, смотрели с братом мультфильмы, слушали радиоспектакли, а чуть позже сами читали эти произведения.
Недавно стал перечитывать и поразился тому, насколько это чистые, светлые и очень трогательные книги без единой нотки фальши.
Приходящее в волшебную страну зло либо исчезает безвозвратно, либо преобразуется в доброе и полезное, делая её жителей ещё более подготовленными к новым испытаниям.
видфара, 15 ноября 2009 г.
Книга, которая обязательно должна быть в каждой семье. Точнее, все шесть книг! Пусть, не все они равноценны, но для цикла каждая из них важна. А что послужило Волкову толчком для написания первой части, неважно. Честно пытался читать Баума. Не впечатлил совершенно! Как-то уж слишком сумбурно у него. Но чем-то же он зацепил Волкова! Вот за это мы и должны быть благодарны Бауму. Интересно, а кто-нибудь заметил в нашем советском сказочном цикле сюжетные переклички с «Хрониками Нарнии»? А они есть...
ii00429935, 14 октября 2009 г.
Настоящее советское фэнтази, литература самого высокого класса. Кто-то может снисходительно улыбнуться: «Подумаешь, Волков! Пересказал американского «Волшебника из страны Оз»...» Да, начиналось все с пересказа, но это как в случае с Алексеем Толстым. Все у нас знают Буратино, и где теперь Карло Коллоди с его Пиноккио?.. В случае с Александром Волковым, наверное, от книги к книге качество несколько снижалось, но все равно это другой уровень литературы. Сейчас так уже не пишут. Если немного пофантазировать и представить у наших киношников голливудские бюджеты и спецэффекты, а еще если позвать толковых сценаристов, то из 6 книг об Изумрудном городе вполне получилась бы классная киносерия, не слабее тех же «Хроник Нарнии».
Советник, 23 февраля 2009 г.
Впечатления, полученные в детском возрасте остаются с человеком на всю жизнь, а прочитанные детские сказки (можно сказать без преувеличения) ложатся в основу формирования полноценной личности.
Александр Волков и все его произведения из цикла Волшебник изумрудного города проникнуты самыми лучшими идеалами общества. Здесь и призыв к взаимовыручке/дружбе, здесь и отрицательное отношение ко всякому рода порабощению/войне, и, конечно же, здесь присутствует самое важное — раскрываются основы человеческих отношений.
Теперь, вспоминая содержание цикла, с удивлением отмечаю в нем и авторское мнение Волкова относительно монархической формы правления и социального уклада жизни, причем пропогандируются как раз основы демократии, а не «оголтелого коммунизма» как полагают многие.
Простота изложения и глубина творения литературной мысли — так бы я сказал. Рассматриваемые книги учат, прежде всего, думать — и это главное. Высший балл.
SamAdness, 2 апреля 2008 г.
О классике, тем более любимой с раннего детства, говорить вообще очень сложно. Книги Волкова относятся к тем немногочисленным детским произведениям советских писателей, которые действительно детские:) Волшебные, прекрасные, яркие, добрые и не содержащие социалистической идеологии и «воспитательных моментов» для будущих «строителей коммунизма». Читать их, имхо, надо только в изданиях с иллюстрациями Владимирского: я перелистываю свои старые (зачитанные до дыр мною, друзьями и их родителями;)) экземпляры и вижу, что автор и художник в данном случае неразделимы; и вместе создали нечто большее, чем каждый по отдельности. Типа, как БИТЛЗ 2+2=5, так и здесь 1+1=гораздо больше, чем 2:) Думаю, Волков с Владимирским создали настоящую Сказку, не знающую времени, границ и «политической ситуации».
Что ещё сказать? Ну, разве, добавлю, что и сейчас я с большим удовольствием вечерком перечитываю какую-нибудь из повестей, и с удивлением ловлю себя на том, что мир вдруг снова начинает казаться огромным и чудесным. А это, по-моему, дорогого стоит.
Текстоплёт, 16 марта 2011 г.
Что могу сказать. Иллюстрации Леонида Владимирского и книги Волкова составляют немаленькую часть того, что называется «счастливое детство» у меня. Надеюсь, что не только у меня и надеюсь, что так и будет впредь. Фактически научился читать по этим книгам. И сколько раз я брал из библиотеки и перечитывал этот сериал, и не надоедали ни книги, ни, тем паче, рисунки.
Да, есть Оз, но подмечено, что цикл Баума написан без жёстко заданных идей, содержит сатирические моменты, некоторые связаны с тогдашним миром и сейчас могут оказаться не столь очевидны.
Волков же придумывает более связный мир и наполняет его интересными персонажами, которые не теряют лица в следующих книгах.
В общем обязательно надо подкидывать на видное место книжки, не заставлять читать (разве что вслух читать перед сном, как у меня и началось знакомство) и будет счастье всей семье. Но обязательно с иллюстрациями Владимирсокго :super:
Ruddy, 1 апреля 2008 г.
Эти книги я любил даже больше, чем «Волшебника из страны Оз», потому что казались более волшебными и настоящими. Верилось в каждое слово, поступок и деяние. И, наверное, это одни из первых произведений, в которых злодеи мне нравились также, как и герои: например образ Урфин Джюса до сих пор вызывает не только дрожь, но и уважение.
Люблю эти сказки, как детство взбалмошное, полное приключений и неожиданных загадок, которые хочется испытать и узнать. :shuffle:
Большевик, 24 августа 2018 г.
Далёкий 1984 год, Ленинград , белые ночи.. отлично, как Пушкин «сижу, читаю без лампады». Заходит строгая мама и велит спать, завтра ведь в школу ! Ничего, накрываюсь с головой одеялом и включаю подаренный тёткой игрушечный пистолет-фонарик... Который день читаю взахлёб подряд всю серию Волкова «Волшебник изумрудного города». Лучше книги на тот момент просто не знал, хотя уже осилил к третьему классу «Робинзона Круза» и даже начал примеряться к Жюлю Верну... Браво, Александр Мелентьевич ! Ваши книги были в моём детстве лучшими !
Konst, 27 августа 2008 г.
Бесспорный №1 моего детства. Даже страшно сказать сколько раз было читано-перечитано. Сегодня, будучи уже взрослым понимаешь что какие-то книги цикла сильнее, а кикие-то слабее. И наверное, первая стоит немного особняком и остальные быть может хоть и чуть чуть, но не дотягивают до ее уровня. Но ребенком было прочитано от корки до корки все и с огромным интересом. И с равным восторгом, безо всякого различия. Помню безумный восторг, когда родителям удалось по знакомству наконец-то достать почитать 5 и 6 книги.
И на этом хочется остановится и не вдаваться в попытки анализа. Слишком уж светлы и чисты воспоминания об этой серии, чтобы вторгатьься в нее взрослым холодным аналитическим умом.
Очень хочется, чтобы сегодня родители покупали своим детям не только Гарри Поттера, но и приобщали их к нашей классике детской литературы. Нам тоже есть , чем гордится. Несмотря и вопреки тому, что сюжет был позаимствован. Баума я не читал, но наивно по-детски верю, что Волков все равно лучше.