Оноре де Бальзак «Полковник Шабер»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Писцы в адвокатской конторе не могли понять — зачем к ним так упорно ходит этот старый человек в потрёпанной одежде. Он же желал беседовать только с самим поверенным — гоподином Дервилем. И в самом деле, рассказанная им история была удивительна и необычна.
Входит в:
— цикл «Человеческая комедия» > Этюды о нравах > Сцены парижской жизни
— «Театр FM», 2004 г.
- /языки:
- русский (11), украинский (1)
- /тип:
- книги (12)
- /перевод:
- Н. Жаркова (9), И. Сидоренко (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
shakko, 14 июля 2022 г.
Настала очередь рецензии на следующее произведение из цикла, и опять это из top of the best, Бальзак раскачался наконец, прямо подряд отличные идут.
«Полковник Шабер» небольшой рассказ, но настолько крут, что он чуть ли не самый экранизируемый текст из всего цикла (более 15 фильмов). Так крут, что двух главных его героев дали сыграть, например, Депардье и Фанни Ардан, причем они супруги в весьма сложных отношениях -- представьте искру.
Сюжет прост. Старый солдат возвращается с войны спустя десять лет, все считают его мертвым, а жена вышла за другого. Но поскольку это Бальзак, эта древняя история подана с его любимого ракурса: тут про деньги, юриспруденцию и ненависть нелюбимой и нелюбящей женщины. Очень круто и драматично.
Даже, пожалуй, чересчур драматично, если подряд цикл читать. Если отдельно, наверно, это не так заметно.
Дело в том, что перед «Полковником Шабером» подряд идут «Гобсек» и «Отец Горио», где главными героями тоже были умирающие старики, побитые жизнью. В «Полковнике Шабере» автор же дает, как называет это энциклопедия тропов posmotre.li -- «педаль в пол». Перед нами опять несчастный старик и его тяжелая судьбинушка. Хорошо хоть, автор не повторяется, и «притесняет» главного героя тут уже другими способами, чем в предыдущих двух своих шедеврах. Но все-таки... все-таки это мне чуть-чуть поднадоело. (Хм, любопытно будет подсчитать процент хэппи-эндов в цикле; пока 7 из 24, то есть быть главным героем Бальзака явно опасно).
Другой метод, каким Бальзак усиливает накал эмоций читателя, помимо жалости к возрасту и здоровью старика, это патриотическая атмосфера рассказа. Еще ни разу он настолько не педалировал тему «наших благородных ветеранов войны». Написанный уже после июльской революции, то есть при другой ветви Бурбонов, весь рассказ пронизан восхищением и героизацией наполеоновских солдат, такое узнаваемое «вы чьи широкие шинели напоминали паруса». На француза, наверное, такая подача действует особенно сильно, как удар молотом по голове. Но я, если честно, не могла избавиться по отношению к герою от некоторого злорадства («а не надо было нашу Москву жечь!!!» Шабер, правда, не жег, его «убили» в 1807 году).
Хотя сюжет, как я сказала, извечен, но то, каким методом раскручивает его Бальзак, как он описывает развитие истории и ее развязку, завораживает. Не Клитемнестра, не Орест, а совсем по-другому, по-современному и в настроении своей «вселенной», беспощадной и полной психологизма. Характеры, описания, язык -- все великолепно. Темп без провалов, развязка не испорчена, Бальзак, я знаю, тебе не всегда это удается, но на этот раз отлично. Из сквозных персонажей -- стряпчий Дервиль, который был рассказчиком в «Гобсеке», тут мы снова имеем шанс убедиться в его порядочности и профессионализме.
Очень крутой текст и, пожалуй, один из тех, с которых знакомство с Бальзаком надо начинать, чтобы сразу получить большую дозу его таланта.
Тиань, 6 апреля 2016 г.
История о воскрешении из мертвых, которое никому не доставило радости. Во главе всего, конечно же, деньги. Никому не хочется возвращать их внезапно воскресшему собственнику. Но не только деньги. Положение в обществе, семейные связи, репутация — всё это оказывается под угрозой, когда объявляется оживший мертвец. Когда на одной чаше весов жизнь человека, а на другой — жизнь благополучная и налаженная, последняя перевешивает, поскольку располагает средствами для самозащиты.
Суть проблемы же в том, что никому воскресший полковник не нужен — ни государству, которому служил и которое успело претерпеть политические трансформации, ни жене, которая не любила и не рада, ни детям, друзьям или родственникам, которых просто нет. Воскрешение полковника Шабера похоже на рождение. У него нет ничего: ни имени, ни средств. Всё это может дать только семья. Без нее — нищета и сиротский приют.
Один — человек беспомощен и беззащитен. Одному — лучше не воскресать.
Очень яркий рассказ, жестокий, правдивый, раскрывающий подлинную цену жизни, любви, порядочности и милосердия.
Шербетун, 31 августа 2014 г.
До чего же чудовищно жестока может быть судьба к человеку.
Это произведение ужасно в своей правдивости, злободневности. Прискорбно, что в мире ничто не изменилось в лучшую сторону. Повесть написана почти два века назад, но не потеряла своей актуальности. «Полковник Шабер» рассказывает нам о драме человека, пережившем ужасное ранение в кровопролимтной битве при Эйлау, он был практически заживо похоронен под трупами павших солдат. Он, больной, страдающий от старых ран, отвергаемый всеми, нищенствующий, находит в себе силы бороться за правду. Полковнику Шаберу уже не так важно вернуть жену, обобравшую его и повторно вышедшую замуж при живом муже, ему важно добиться правды и вознаградить людей, пожалевших его, поверивших ему, как бы странно не звучали его доводы. Все в чем он нуждается – чтобы мир признал его живым, казалось бы, не так уж и много ему нужно.
Увы, жена всеми силами толкает его в могилу, практически весь мир, кроме старого солдата и молодого стряпчего отворачивается от несчастного старика.
Но как только в руках героя оказываются документы, поворачивающие дело в пользу Шабера, жена сменяет гнев на милость. Низкая женщина, искусная актриса, одурманивает бедолагу, играя на чувствах, и заставляет подписать отказ от собственного будущего, готовая в любой момент оклеветать и запереть его в психушку.
И тогда чистое сердце полковника, уже не из любви, а из презрения, заставляет отказаться героя от всех жизненных благ. Герой готов опуститься на самое дно общества лишь потому, что не приемлет низости, предательства. Ему не мил весь мир.
Двадцать лет спустя мы снова встречаем Шабера, он уже глубокий старик, живущий под маской сумасшедшего Гиацинта в богадельне для неимущих. Он не смог перебороть общество, погрязшее в грехе и ценящее деньги превыше всего, но даже под маской он сумел сохранить себя, свои ценности.
История Шабера весьма характерна для общества. Униженным редко удается добиться правды без большего ущерба для себя. Этот мир принадлежит тем у кого есть деньги – юристам, ростовщикам, банкирам, богатым графиням, готовым убить за деньги и титул… Но в нем встречаются и благородные люди – Шабер, Дервиль, приютивший полковника «египтянин» Луи Верньо… Только вот благородство и добропорядочность совершенно не ценятся и, как правило, не свойственны богачам… Ведь «…одна из особенностей добродетели — ее несовместимость с чувствами собственника».
Повесть словно прожигает читателя, и дай бог, чтобы эти ожоги не затягивались, не рубцевались, а напоминали о том, что человек должен оставаться человеком всегда…