Бернард Корнуэлл «Языческий лорд»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Военное | Религиозное (Христианство (Католичество ) | Язычество (Скандинавское )) | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа | Северная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Альфред Великий умер, и королевством правит его сын Эдуард. Уэссекс выстоял, но мир долго не продлится. Датчане на севере под предводительством викинга Кнута Длинного Меча готовы к вторжению и не успокоятся, пока не получат изумрудную корону.
Утред, когда-то прославленный воин Альфреда, впал в немилость у нового короля и должен отправиться с группой изгоев на север, чтобы отбить старые семейные владения, огромную крепость в Нортумбрии, Беббанбург.
Свершатся многие измены и многие воины падут, когда все саксонские королевства будут вовлечены в кровавую битву с датчанами, в войну, которая решит судьбу каждого короля и всей английской нации.
Есть любительский перевод в сети.
Входит в:
— цикл «Саксонские Хроники»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Siberia, 9 декабря 2021 г.
«Норны — это богини судьбы, три женщины, что прядут нити наших жизней у корней Иггдрасиля, дерева жизни... Они сидят и прядут, и смеются над нами, иногда одаряя нас удачей, а иногда обрекая на боль и слезы» (Корнуэлл, «Песнь небесного меча»).
Роман начинается с яркого разворота (твисты уже бывали в цикле, хотя и не часто) и бешеной динамики. Все резко меняется, рушится и раскручивается заново для главного героя, прославленного воина Утреда.
Британия, начало 10-го века. У власти в Уэссексе сын Альфреда, Эдуард, слабоватый монарх (слушается, а не слушает Витан). В Мерссии — Этельред и Этельфлед. Вокруг них — датчане. По-прежнему сильны Кнут и Сигурд, жив хитрый Хестен. Боевых столкновений нет, но это временное затишье. Однако, когда приходит мирное время, Утред христианам не нужен. Так уже бывало и повторяется вновь — неблагодарность и отторжение человека, чей характер упрям, а верование другое. Собственно говоря, Утред их тоже не понимает. Он воспринимает христианскую религию, как список запретов и ограничений, ложных реликвий и псевдо-чудес, воровства и других отрицательных поступков со стороны церковников. «Другое дело Тор и Один: они бродили по нашим холмам, ночевали в наших долинах, любили наших женщин и пили воду из наших источников, поэтому казались нашими соседями. Что еще мне нравилось в старых богах — это то, что они не были одержимы нами, простыми людьми. У них имелась собственная жизнь, свои битвы и любовные похождения, и, казалось, по большей части боги просто не обращают на нас внимания» («Властелин Севера»). Вот как воспринимает Утред своих богов, а о чужих говорит так: «Мир наполнен врагами. Христиане велели нам возлюбить врагов и подставить другую щеку. Христиане глупцы», «... однажды они заставят тебя почувствовать себя виноватым из-за того, что ты осмелился сделать вздох, и отпустят тебе грех за горсть серебра» («Языческий лорд»).
Не буду подробно касаться сюжета, а то будет сплошной спойлер. Скажу лишь, что хотелось больше удачи для Утреда старшего, чем он в итоге получил. Младший Утред, который в этом романе повсюду сопровождает отца, мне понравился. В его лице подрастает достойное новое поколение. Утред-сын несколько раз проявил отвагу и показал себя хорошим бойцом, любящим сыном. Второй сын идет по жизни своей дорогой. Он сыграл немаловажную роль, как в начале романа, так и ближе к финалу. И, так или иначе чувствуется, он тоже любит Утреда.
Финал — ох какой финал! Неожиданный, жесткий. Оставляющий под вопросом дальнейшее развитие цикла «Саксонские Хроники». Корнуэлл одним махом срезал троих, вот только один из них — враг, второй — дурак, а вот третий... Продолжаю читать.
tapok, 22 сентября 2016 г.
Пожалуй, вот он – отличительный роман «Саксонских хроник», по крайней мере, на данный момент. Это становится понятно почти сразу же, с первых страниц.
Утред, ведомым гневом и глубинной обидой, в очередной раз совершает непоправимое. И Англия, которая, быть может, уже была бы порабощена викингами, если бы не Утред, изгоняет этого самого Утреда. Короче говоря, наш герой предан анафеме. И даже Этельфлэд ничего поделать не может. Ей чудом удалось сделать так, чтобы Утред хотя бы остался в живых.
Однако Утред не унывает. Жизнь в который раз подставляет ему подножку, но язычник-сакс гордо поднимает голову и идёт дальше. Вернее – плывёт. И плывет он туда, куда намеревался плыть (идти, скакать на коне, бежать и так далее) шесть предыдущих книг. В Беббанбург. Конечно, он и раньше двигался в ту сторону, но всегда оставался далеко. И читатель сопереживал Утреду, расстраивался каждый раз, когда наш язычник поворачивал в сторону и отказывался (временно) от борьбы. Корнуэлл сжалился над нами, сжалился над Утредом.
…мрачноватый Беббанбург, который находится в самом сердце Нортумбрии, где полно восточных саксов и датчан. Здесь всё ещё правит дядя Утреда – Элфрик. У Утреда появляется план по тому, как захватить Беббанбург. Но получится ли у него сделать то, что ранее никто не делал? Отвечать на этот вопрос я не стану, лучше читайте «Языческого лорда».
Ещё одно важное отличие этой книги от других – Утред становится одиноким. Многие герои умерли –
Заключение: отличный роман! Корнуэлл привнёс немного новизны, а финал – сказка! Бегу читать следующую книгу.
yemets, 2 марта 2015 г.
И эта часть Хроник не разочаровала, жаль только, что Утреду не удалось захватить Бебанбург. Он прямо спец. операцию организовал: столько усилий было на подготовку затрачено, а всё перечеркнула такая мелочь, как собаки Ценвала. Описания жестокой финальной битвы и его личной схватки с Кнутом очень правдоподобны, я уже грешным делом подумал, что автор решил Утреда отправить на тот свет и вести повествование от имени другого гг.