fantlab ru

Рик Янси «Ступени, ведущие в бездну»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Оценок:
350
Моя оценка:
-

подробнее

Ступени, ведущие в бездну

The Final Descent

Роман, год; цикл «Монстролог»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Грандиозный финал все более мрачной истории, в котором автор заполняет все сюжетные белые пятна.

Уилл Генри прошел через много большее, чем большинство его сверстников четырнадцати лет. Он побывал на краю гибели не раз и не случайно. Прошел через ад и вернулся обратно. Однако, на протяжении всего этого времени доктор Уортроп был на его стороне. Теперь же их преданности друг другу предстоит самое сложное, последнее испытание. Сможет ли Уилл Генри выстоять в главном противоборстве всей своей жизни ? Сможет ли он взглянуть в лицо самому страшному из всех возможных монстров ?

Входит в:



Издания: ВСЕ (4)

Ступени, ведущие в бездну
2016 г.
Монстролог. Дневники Смерти
2018 г.
Монстролог. Все жуткие истории
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Final Descent
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мы втроем сделали весьма удачный перерыв, явно послуживший на пользу дальнейшему сосуществованию. Товарищ Янси после завершения «Кровавого острова» прилично раздумывал над написанием финала большущей истории. Комментатор, подустав от монстрологического контента, осуществил значимый перерыв между чтением третьей и четвертой частей, что однозначно добавило свежести к восприятию после возвращения. Уилл Генри вырос аж на три года, что не случалось с ним ни в одном из предыдущих романов, хоть и с явным биологическим опозданием превратившись из постоянного мальчика в бунтующего подростка — это максимально по-новому оживило повествование.

Судя по всему, читатели резко поделились на два лагеря. Одним финал истории котегорически не понравился, другие же сочли его за великолепный. К счастью, мне посчастливилось испытать эмоции, близкие ко второму варианту, ибо нет ничего ужасней (конечно же, есть), чем осилить больше тысячи страниц и прийти к выводу, что все это — чушь несусветная. Зато может ли быть что-то прекрасней (ладно, может), когда последняя часть произведения оказывается лучшей во всем цикле, учитывая, что вряд ли кто-то стал бы мучиться, пробираясь аж через целую тетралогию, если бы первый роман не показался действительно хорошим?

В «Ступенях...» практически великолепно всё. Автор больше не заигрывает с объемом текста, почти полностью избавившись от «воды», и на двухстах страницах исполняет все то лучшее, что было в предыдущих романах, только в концентрированном виде. История полностью сохраняет свою мрачную ироничность, но избавляется от истеричной нотки юного Уилла, когда он совсем уже был помешан на докторе, а читатель, который и так все понимал, должен был снова и снова терпеть его зашкаливающие детские припадки. Наконец-то он превращается в того зверя, подкрепленного еще и пубертатным неадекватом, а так же безответной первой и единственной любовью, которого Янси растил на протяжении всей саги, вел из страницы в страницу к тому спокойному убийце и взрывному челоненавистнику, который полностью захватит, наконец, внимание, вытеснив на обочину даже такого знатного харизматика, как Уолтроп. А так же нам, наконец, объяснят, на что множество раз намекал Уилл в первом романе, обозначая своего благодетеля, как чудовище. И к чему ведут непомерная гордыня, отрицание божественного начала и желание оставить след в истории любыми путями.

Все будет кружится в веренице быстро сменяющих друг друга событий и судеб, приведет не к одной развязке, свернет не туда, куда можно было ожидать, и сделает множество «от-это-поворот!»-ов, за которыми дейсвительно будет интересно следить. Автор несколько раз перевернет все с ног на голову и обратно, «включит» Шерлока Холмса, чтобы превратить отдельные места в настоящий неэлементарный детектив, а так же заставит во многом по-новому взглянуть на всех героев и прошлые ситуации, в которые они попадали. Под конец Янси предложит аж три варианта понимания всего произошедшего за всю сагу — а читатель уже выберет тот, который ему ближе.

Жаль, что история Уилла Генри и монстрологов теперь уж точно закончена. Прекасное начало, немного сбавившее обороты продолжение, потом снова — плавный взлет и великолепное завершение.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

https://kobold-wizard.livejournal.com/1028544.html

Дослушал две последних книги про монстролога и его ученика. Впечатление от завершения истории осталось неоднозначное. Чувствуется усталость автора от созданного сеттинга. Либо Янси попал в прокрустово ложе формата. С одной стороны явно виден замах на тяжелую психологическую прозу, а с другой — издатель, видимо, требовал фентази-хоррор. В результате вышла ни рыба, ни мясо. Психология не получает должного развития. В «Кровавом острове» объяснены некоторые мотивы монстролога, но в «Ступенях» вместо финального рывка герои становятся плоскими донельзя. Ведь, казалось бы, ученичество должно завершиться перерождением главного героя в более сложную личность. Вместо этого его образ сводится к минимуму эмоций и стремлений. С учетом полудневникового характера нарратива кажется будто по мере хронологического приближения к самому себе повествователь перестает воспринимать сам себя.

В «Кровавом острове» есть изумительные куски, посвященные царской Охранке. Задумался, что никогда не слышал о зарубежных спецоперациях царской России, сродни действиям ОГПУ/КГБ. Было бы какое-нибудь устранение Герцена или Бакунина, тогда ладно. Хотя возможно меня просто подводят эрудиция и память.

Итого: многие серии лучше бросить наполпути, чтоб не портить впечатление.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Заключительная часть цикла «Монстролог», эпиграфом к которой вполне может послужить известное выражение — «Если долго всматриваться в бездну, то бездна начинает всматриваться в тебя». Монстролог столько лет жизни посвятил изучению монстров, что постепенно и сам стал одним из них....монстром, для которого человеческая жизнь является сущей безделицей, которой не задумываясь можно пожертвовать ради сохранения редкого вида. Воспитать монстр может только другого монстра .... ученик монстролога — Уилл Генри, таковым и вырос. Человеком, привыкшим решать все проблемы убийством. Как говаривал Горбатый в фильме «Место встречи изменить нельзя» — Чик и ты уже на небесах .... Четвёртая книга цикла — моральное противостояние этих двух чудовищ, когда монстр — ученик, понимающий что он мог бы быть человеком, возненавидел своего монстра — учителя, который хоть и невольно, но лишил его этой возможности .... самого права выбора — становиться монстром или остаться человеком. Когда смотрящие каждый в свою бездну, заглянули в бездну друг друга и она поглотила их .... Непосредственно настоящие монстры на этот раз в книге присутствуют просто в довесок, как фон, на фоне которого «монстры в человеческом обличье» ставят жирную точку в конце «красной линии», идущей пунктиром через все части цикла — самый страшный монстр, это человек. На мой взгляд, книга получилась значительно слабее предыдущих. В первую очередь из-за рваного развития истории — читатель постоянно перемещается из настоящего, то в прошлое, то в будущее. Из реальности, в больное воображение. В следствие этого роман не выглядит самостоятельным произведением, а скорее немного затянутым эпилогом «Кровавого острова». Ну и из-за горького послевкусия .... хеппи-энд в принципе и не ожидался, но надежда хотя бы на чуть более светлый финал всё таки теплилась....

Оценка: 7
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Говорят, что сражаясь с чудовищами, ты рискуешь сам стать чудовищем. Это неправда. Гораздо страшнее узнать, что ты всегда был чудовищем.» © М. Стовер.

Вот и подошла к концу эта история. Передо мной лежит последний, четвертый, том «Монстролога», уже прочитанный и частично «переваренный». Первое, что поражает, – это эволюция серии. Нет больше хардкорных ужастиков с толпой кровожадных тварей, нет духов-людоедов и маньяков на городских улицах, нет и чудовищ в человеческих обличиях. Точнее, они есть, но как будто отошли на второй план. Все отходит на второй план, когда человек неожиданно обнаруживает чудовище внутри себя.

Сюжет стартует с привычного события: доктору Уортропу приносят очередное диковинное создание, после чего действие стремительно набирает обороты. Вот только в этот раз мы почти не увидим привычного хоррора. Будет много психологизма, замешанного на философии и слегка сдобренного триллером и детективом. Сюжет больше не линеен, а разворачивается в двух временных линиях, с минимальным вкраплением третьей. Из-за этого уследить за всем происходящим поначалу не так-то просто. Выглядит это все так: вот Уилл Генри, ему 16 и мы наблюдаем за его действиями, не переставая удивляться, куда делся тот обаятельный 12-летний мальчик, которого мы знали. Повествование постоянно почти болезненно напряжено, мы проваливаемся в душу главного героя все глубже, как вдруг видим уже взрослого Уилла Генри, с другими проблемами, но с той же израненной и исковерканной душой. Спустя пару глав происходит очередная смена временных линий и Уиллу снова 16, а мы в смятении перевариваем полученную информацию, пытаемся разобраться и понять, что же случилось в прошлом и как Уилл пришел к такому будущему.

Роман написан отличным языком, как, впрочем, и все романы цикла. Объективно у него всего один недостаток: объем. В книге 300 с небольшим страниц, при этом напечатана она достаточно большим шрифтом и есть много пустого пространства между главами, которые, в свою очередь, очень короткие (от 0.5 до 7 страниц). Субъективно у романа недостатков несколько больше: не люблю я настолько мрачные книги, в которых все самое главное происходит внутри героя.

Естественно, никаких новых камео известных личностей в романе нет, но это уже просто заметка на полях, не относящаяся ни к достоинствам, ни к недостаткам книги.

Очень достойное и необычное завершение цикла. Снимаю шляпу перед смелостью и мастерством автора и ставлю книге заслуженные восемь баллов.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

“Люди гораздо больше достойны смерти, чем любви ” ©

“Самый страшный монстр сидит в тысячной части дюйма от моих глаз” ©

Логичное завершение цикла, заставляющее главного героя оставить в покое объекты “дивергентной биологии”, сосредоточившись на самом главном объекте – самом себе. По правде говоря, эти монстры выглядят довольно безобидно, по сравнению с милым мальчиком, Уиллом Генри, наполнившим с 11 до 18 лет целое кладбище из простреленных голов и перерезанных горл. Последняя жертва выбрана вполне логично…

Монстрологическая линия, в последнем романе, уже совершенно побочна, и не важна. Гораздо важнее нравственный поединок двух маньяков. Одного, профессора – от науки, второго, выращенного этим самым профессором, и сорвавшегося с поводка.

Сюжет, построенный из купюр событий, разнесённых на годы, в начале немного сложен к пониманию. Однако, к финалу последовательность событий выстраивается достаточно ясно. Сюжетные прорехи штопаются. Сцены и герои, как и во всём романе, колоритны и безжалостны. Полная безрояльность, скидок и чудес не будет.

Из минусов, пожалуй, осталось некоторое чувство незавершённости событий.

В целом, роман понравился. Прочёлся на одном дыхании.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже после «Кровавого острова» мне начало казаться, что с этой серией что-то не так.

Ведь как было в первой и второй книгах? Есть кошмарные твари, которым противостоят главные герои. Твари были прописаны тщательно, можно даже сказать — с любовью. Образ вендиго мне две недели в кошмарных снах являлся.

В «Кровавом острове» «монстр» как бы был... но основной основ являлась не борьба/исследование твари, а странные и скучноватые приключения Уилла Генри. Вместо хоррора с великолепной атмосферой мы получили скучноватый детектив, который оживлялся только к концу, во время прибытия на остров.

«Ступени», увы, следуют той же традиции, только здесь непосредственно монстрологии уделено еще меньше внимания. У Янси гораздо лучше получается писать про тварей, чем про людей!

Огорчило «развитие» (точнее деградация) образа Уилла Генри. Из смышленого парня он превратился в пафосного гопника. А эти драки! «Он неуважительно посмотрел на меня. Я ударил его кулаком в лицо. Он пролетел три метра и пробил своим телом каменную стену» (утрирую, конечно, но в тексте присутствует что-то близкое).

Монстр не страшен — его просто мало. По всей видимости, автор хотел показать, что самым страшным монстром являются люди, но эта идея невероятно заезжена и банальна, да и раскрыта она не слишком хорошо.

Текст наполнен пафосом и кучей псевдофилософских рассуждений.

Увы, мы потеряли великолепную хоррор-серию.

Оценка: 4
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Это правда. Та самая, которую вы, по вашим словам, цените превыше всего на свете. Вы спрашивали меня, кто я, но вы сами знаете ответ: я тот, кто ждёт вас у подножия этой лестницы».

Заключительный роман этой прекрасной тетралогии немного диссонирует с предыдущими тремя, которые по наполнению были отнюдь не подростковыми книгами, как бы их не пытались замаскировать под такие. Сперва, когда я узнал хронометраж последнего романа, а это 300 с небольшим страниц, немного расстроился: «Как это так, Монстролога нужно побольше мне». Но, прочтя эту книгу я понял, что концентрация...всего в этой книге гораздо большая, чем в предыдущих частях по 400/500 стр. каждая.

Структура подачи истории немного изменилась. Теперь здесь три временные ветки: начало истории, когда Уилл только переехал к доктору; хронологическое продолжение основной сюжетной линии с небольшим временным отрывом после событий третьего романа; и большой временной скачок вперёд, на несколько десятков лет. Эти линии чередуются друг с другом, но так, что ты не путаешься во время прочтения. Таким образом Рик Янси показал нам самое начало, середину и конец, уместив всё это в одном «флаконе». Откуда только он взялся, этот Рик Янси, с его мастерством и подачей. Мистификация с дневниками в этом романе выглядит ещё правдоподобнее.

Как говорил сам автор в предисловии: «Буду честен: покончив с последним томом, я испытал к нему ненависть, не больше и не меньше. Однако потом к ненависти примешалось ещё одно чувство: меня предали, Уилл Генри меня предал».

Это правда, трансформация Уилла, которая в третьем томе только начинала бросаться в глаза, в этой книге практически закончилась. Это уже совсем не тот робкий мальчик, который потеряв Бога в лице своего отца, попытался найти ему замену, в лице доктора Уортропа. Теперь мы понимаем, что худшей кандидатуры на эту роль попросту не найти.

Уилл вырос, и повзрослел гораздо раньше, чем требовалось. Что поделать, живя в таком мире, с таким человеком, который совершенно не щадит чувства ребёнка, пришлось закаляться, становиться жестоким, под стать самому миру. Но, даже когда Уилл совершает...нелицеприятные поступки, ты не винишь в этом его самого, потому что не он таким стал, его таким сделал доктор Уортроп и все те события, в которые он вовлёк нашего главного героя, окунул его с головой, да так, что тот едва не захлебнулся. Он сотворил своего монстра, высшую из всех аберрантных форм жизни. И теперь его ученик больше не «заглядывает в рот» своему учителю, в нём зарождается ненависть от осознания того, что именно совершил доктор.

Это очень горький роман, ведь удача покинула наших главных героев, больше не сопутствует доктору Уортропу, а соответственно и Уилл оказывается в проблематичном положении. Но он больше не плывёт по течению, Уилл извлёк уроки из прошлого, способы манипуляции людьми, способы устрашения:

«Но вы ещё не выслушали моё встречное предложение. Я готов дать вам за это яйцо нечто куда более ценное, чем деньги. Метерлинк, ваша находка бесценна и я отплачу вам тем же. Мне ведь не надо объяснять подробно, или как? Все знают, что дороже денег».

Книга получилась взрослой и достаточно жестокой. Некоторые утверждают, что в ней недостаточно много жестокости, чтобы устрашить взрослого человека. Но эти люди попросту не поняли того, что именно автор хотел сказать своим творением. Жестокость здесь не главное, это лишь средство, с помощью которого автор показал на что способны люди, чем они могут стать и во что переродиться. «Монстров не существует, есть только люди».

Окончание истории тоже получилось достаточно обречённым. Но, если подумать, могла ли такая история закончиться по-другому? Не могли же наши герои взявшись за руки побежать по зелёному лугу навстречу радуге. Для этого не было никаких предпосылок.

Спасибо автору за такое увлекательное путешествие в глубины человеческого разума и жестокости. И спасибо за то, что не стал превращать историю в бесконечный сериал, а закончил «Монстролога» на высокой ноте, как надо.

Прощай, Уилл Генри. Ты спустился по лестнице до самого конца и взглянул в глаза бездне. Твои глаза видели слишком много и слишком рано, смотрели слишком долго, не имея возможности отвернуться. Мальчик в вязанной шапчонке, мужчина в запачканном халате и существо, запертое в банке...

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жаль, очень жаль, что цикл о Монстрологе не снискал той популярности, которой, на мой взгляд, он заслуживает... Четвертая книга даже в Штатах вышла не без определенных проблем. Но, тем не менее, у некоторых (по)читателей, к которым отношу себя и я, эти книги заняли особое место на внутренних книжных полках.

Итак, история подошла к концу, местами логическому, местами неожиданному, но очень мощному в эмоциональном плане. В принципе, третья книга содержала в себе промежуточный финал, который, в случае отказа издательства в публикации четвертого тома, можно было бы считать финалом окончательным. Но возблагодарим случай, потому что финал четвертой книги расправляется с читателем окончательно и бесцеремонно, расставив все точки над «i». Книга в два раза тоньше предшественника, но по яркости и количеству событий превосходит его.

Новая история начинается с появления на пороге дома монстролога очередного незнакомца, который предлагает Уортропу сделку, которая сможет обеспечить ему бессмертие в качестве самого выдающегося представителя науки. С этого момента дальнейший пересказ будет содержать спойлеры, поэтому воздержусь. Скажу только, что четвертая часть вышла самой мрачной из всех, к чему, собственно, все и шло в предыдущих книгах.

Шикарный сериал, шикарные герои, яркие диалоги, одно из самых значимых книжных событий за последнее время. Требуется передышка, борьба с монстрами отняла очень много сил.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга — кирпичик, пахнущий свежей типографской краской, попыталась разбить мне сердце. Не вышло.

У этого мутного романа есть один плюс — язык, остальное... шито белыми нитками. Похоже Рик Янси решил отомстить «яростным фанатам» и максимально жестоко оборвать надоевшую историю. Кто-то в этом видит лавкрафтианский ужас и Сартра, я — дикое и ничем не обусловленное OОC вкупе с кризисом идей. Уже к середине третьего тома цикл стал походить на самопародию, а четвертая часть — просто вторжение похитителей тел и серьезно к ней отнестись не получается.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Уилл Генри, который еще в 1900м мило общался с Уортропом, предлагая ему стать его Ватсоном, с холодной улыбкой смотрит, как тот рыдает!, и постоянно винит доктора за загубленное детство. Казалось, этот период (с обвинениями) они уже миновали, но тут скачок от: «сэр, я пойду за вами во тьму. Спущусь туда за вас, если надо» к «Вы мне абсолютно — совершенно — отвратительны». Уилл, который выясняет с кем трахалась Лили. Уилл, который будет кормить змею. Да ладно. Я скорей поверю, что луна сделана из сыра. Он заглянул за край диска, свалился с него, стал хуже Кернса? Я всегда знала, что Уилл сильней Уортропа, и в будущем станет жестче. А еще — что атка'к у него прямая, хоть ноша и тяжела. Да, он прошел через ад, убивал, но делал это, чтобы защитить того, кого любит, а это — источник силы, позволяющей не сломаться и не сойти с ума — даже во тьме.

В «игру» Уортропа я тоже не верю. Он всегда ставил людей выше чудовищ. Помните сцену с проституткой в первой книге? Это он, настоящий, с биполяркой, скверным характером и обнаженным сердцем. Рик Янси захотел превратить его в отца — для пущего драматизма, но забыл о логике. Даже, если не знать доктора (а он бы никогда такого не сделал — и с последним монстром на свете), остаются вопросы: сколько лет с ним — и со змеей — прожила Беатрисс? Почему умерла прямо к приезду Уилла Генри? Почему не была сожжена? Кстати, о монстре. Чем он его кормил все эти годы, что никто ни о чем не догадался? У него была секретная овцеферма? Автор пытается подогнать кусочки, но головоломка не складывается. Опять же фраза про «доверие, которое я не предал» из первой книги с таким развитием событий не стыкуется. Вывод: фальшивы либо 3 первых романа, либо один — четвертый. Я не против трагических финалов, когда они оправданы. Читая Бесов ФМ, я, конечно, печалилась, но понимала: иначе нельзя. Про Монстролога я этого сказать не могу.

Так вот о чудовищах: все мы — дети своих родителей, и порой они преследуют нас, как призраки, но мы не обязаны повторять их судьбу, ведь мы живы, а они — мертвы. И если вспомнить о Лавкрафте и его холодном космизме (за проявление которого порой принимают этот выкидыш), то единственным утешением и смыслом жизни в мире, полном хаоса и мрака, он считал дружбу, любовь и взаимопомощь. Служить свету. Быть маяком во тьме,

ибо

«у любви больше чем одно лицо, и Желтый Глаз — это не единственный глаз. Не бывает опустошенности без изобилия. И голос чудовища — это не единственный голос, который летит на сильном ветре. Этот другой голос был в каждом осторожном шаге, который доктор делал в пустыне. Он был в той ночи, когда он обнимал меня, чтобы не дать умереть от холода. Он был в глазах Мюриэл, когда той ночью их тени встретились и слились в одну. Он есть всегда, как и голод, который нельзя утолить, но малейший его глоток утоляет лучше, чем самое роскошное пиршество».

как бы не мстил мистер Янси фанатам, у этой «жалкой пары» большое будущее.

Оценка: 1
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, логичное завершение цикла. Если ты смотришь в бездну, бездна смотрит в тебя. Тот, кто постоянно общается с монстрами, становится монстром сам, при этом не замечая превращения. Уилл Генри за шесть лет прошел путь от испуганного маленького мальчика до человека, решающего проблемы убийством, а доктор из эксцентричного ученого превратился в маньяка, который готов пожертвовать жизнями людей, чтобы сохранить редкий вид. И финал истории вполне закономерен

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне всей неоднозначности цикла мне очень хотелось поскорее прочитать последний роман, чтобы узнать, чем закончилась история безумного монстролога и его ученика. С первых страниц книги чувствовалось, что Рик Янси писал этот роман натужно (в начале он благодарит фанатов, которые своими просьбами сумели убедить дописать цикл), потому что количество самоповторов было огромным (монстролог ужасен и хаотичен, Уил Генри по-прежнему не понимает, что за будущее его ждет, а шапочка все также давит на голову ибо на 2 размера меньше). Первые 3 книги дали ясно понять, что Янси руководствуется правилом «нет страшнее монстра, чем человек». Я честно думал, что в «Ступенях...» не будет никаких чудовищ, а люди начнут кромсать друг друга, объевшись белены, собранной на острове, на которой водятся самые жуткие создания не из нашего мира.

Но таки чудовище было. Правда, оно было лишь предлогом к той вакханалии, которая начала творится примерно с середины книги. Мне кажется, что с ума сошли все. Кто-то здесь писал, что Уортроп потерял человеческое обличье, кто-то кивает на Генри... А мне кажется, что Янси просто решил все смять в одну кучу и напустить побольше дыма (особенно в самом конце).

Получил ли я жирную точку? Вроде нет. В этой книге тоже хоррора совсем чуть-чуть, больше психологизма. Весь отвратительный хоррор начался и закончился в первой книге. Зато атмосфера, за которую я и люблю этот цикл, остался.

«Ступени» не удивили, не дали ответов на вопросы. Они просто завели нас в туман, в котором и оставили нас в раздумьях «а были ли монстры? а был ли мальчик?»

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конец истории Уилла Генри

***

Тетралогия «Монстролог» — один из примеров того, как автор всё дальше и дальше отступает от проторенной тропы, но новый путь оказывается не лучшим вариантом. «Монстролог» был очень хорош, «Проклятье вендиго» — чуть слабее. «Кровавый остров» и вовсе выглядел самым слабым в цикле. До того, как я прочитал «Ступени, ведущие в бездну».

Четвертый роман об Уилле — самый странный. Он короче всех («Остров» практически вдвое больше), а стилистически сильно отличается от прошлых произведений Янси. «Ступени» — это хаотичное произведение, где автор то рассказывает (условно) о настоящем, то о прошлом. Временами и вовсе Янси повторяет написанное ранее. В итоге картина перед глазами возникает с трудом, что совсем не радует. Более того, к четвертой книге автор растерял всю атмосферу, весь саспенс. Монстр здесь — чисто декорация для завершения истории. Янси упоминает его время от времени для галочки. В итоге книга скатывается к рассказу о конфликте Уилла и Пеллинора. И смех в том, что разошлись они во взглядах совсем не в том, в чём могли бы. Ранее их не рассорили ни разное мнение на природу монстра (речь о друге детства Уортропа), ни эксцентричные выходки Пеллинора, ни непроходимая глупость Уилла Генри. Рассорила их банальная упертость Уилла. Неужели читатель ждал именно такого завершения цикла?

Хотя есть и положительные стороны романа. Лично мне понравилась концепция того, что Уилл — [выдуманный персонаж. До этого Рик Янси намекал на подобный исход в каждом прологе \ эпилоге, но в «Ступенях» практически открытым текстом говорится, что Уилл — это вымышленный человек. Либо у Генри поехала кукуха, либо он просто обладает невероятной фантазией. Янси, правда, окончательный ответ на этот вопрос не дает]. В целом, подобный твист — штука интересная. Автор мог бы сильнее подкрутить гайки, сделать более нагнетающую атмосферу. Вот тогда твист бы зашел на ура. Но так — просто хороший ход, который, к сожалению, не исправляет общее впечатление.

Итог: очень жаль, что цикл получисля неровным. Четвертая книга, призванная поставить точку, ставит не только новые вопросы, но и отвечает не на все прошлые. На мой взгляд, хватит просто «Монстролога». Скорее всего, им бы я и ограничился, если бы читал произведение отдельными томами, но мне достался омнибус. Кстати, пара слов об издании. Хоть это и кирпич в тысячу с лишним страниц, но читать книгу можно. Понравились принты на страницах, они добавляют чтению атмосферу. Правда, принты скоро начинают повторяться, ну да ладно.

7 монстрологов из 10. Могло быть и лучше.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вопреки всем восторженным отзывам мне заключительная часть цикла о злоключениях монстролога и его помощника не понравилась.

Причина этому всего одна — автор ушел от жанра хоррор-приключения и написал эдакую психологически-подростковую драму. Если данный роман рассматривать просто как одиночное произведение, то и вопросов бы не было, но в данном же случае ему предшествовали три романа определенного жанра, и ожидания были соответствующие — я люблю хорроры и, открывая данную книгу, я ожидал прочитать именно хоррор, а не историю стенаний подростка во время переходного периода.

Сюжет. По нему и сказать толком нечего. На первом месте трансформация характера Вильяма Генри, его любовные переживания, а уже на втором какая-то мутная монстро-история, которая и нужна только для бэкграунда. Интрига? Автор, заигрывая с главами и переносами во времени, убил даже ее. Как можно переживать за главных героев в минуты опасности, если из первой же главы нам сказали, что все живы-здоровы?

Герои. Ничего не поменялось. Разве что монстролог ушел на совсем дальний план, и все внимание уделяется его помощнику. Все новые персонажи в основном остались нераскрытыми.

Подытоживая, хочу сказать, что если вы не искушенный читатель и не начинали цикл, потому как любите романы ужасов, то скорее всего данный роман вам понравится. Но, посколько я оцениваю каждый роман со своей колокольни, что подразумевает некоторую степень субъективщины, от меня только 6 баллов — книга не оправдала моих личных ожиданий, и будь весь цикл написан в таком же жанре, так я бы его и не начинал.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это крепкое и закономерное завершение цикла.

Противные, но, думается, обоснованные, хоть и чуть гипетрофированные метаморфозы Уилла Генри. Слишком радикальный слом нрава. Слишком много смертей. Слишком много обмана и лжи, повисших в разговорах. Витийства, недомолвки, порывы и сумбур.

Фигли толку пересказывать сюжет?

Вот знаете, что монстролог, что его ученик — оба они вызывают противоречивые чувства. И то, о чем я писал, скорее всего произошло: чаши весов поменялись местами. Так, что человечности больше стало в Пеллиноре.

Я бы мог пожалеть Уилла Генри, который обвинял доктора в том, что тот излишне жалеет себя и давит на это, если бы он сам не поступал точно так же.

С любовной линией автор обошелся довольно безжалостно. Когда читал развязку, я недоумевал: «Блин, как же так? Вон ведь надгробие, надпись и обсуждение в интерлюдии! Чо за фигня?» А потом этот финт с именем. И эпизод на кладбище. В общем, грустновато.

Правда, основная мораль книги подана чуть топорно. Тут уже по ней прошлись в достаточной мере, но я лишь скажу, что это не навредило роману.

Вышла отличная драма. Кровавая, жестокая, динамичная, грустная, неожиданная и по-своему противная.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень трудно далось чтение всего цикла и этого романа. Еще труднее писать отзывы на эту книгу. Это не из-за того, что книга плоха, это из-за того, что в ней все честно. Я буду дальше спойлерить, поэтому не читайте.

«Ступени, ведущие в бездну». Точное и честное название. Книга о том как Уилл Генри превратился в доктора Кернса. Книга, в которой Янси закольцевал все, сшил все нитки, все переживания, все странности. С самого первого романа читатели и герои удивлялись спокойствию и незаменимости главного героя, тому, что его не тошнит от крови, расчлененки, червей, выкатывающихся из глаз трупов. Какой стоический характер у этого мальчика, думали мы. Разве такое бывает? А почему нет? Вот Тень из «Американских Богов» тоже такой измученный жизнью и спокойный. А здесь ребенок растет, привыкает к взрослой жизни. И он рос, рос все три первые части. В этих книгах и было то самое «становление главного героя». Но в 4-й части стало понятно, почему Янси так упорно гнул свою линию. Ни черви, ни монстры, ни психопаты не прошли даром для психики ребенка. Здесь мы видим становление безумия главного героя. Уилл Генри просто сошел с ума. Он сошел по своей лестнице. Когда я начал читать 4-ю часть я не мог понять, зачем автор так изменил характер Уилла Генри, почему он вдруг стал таким уверенным в себе, таким самостоятельным, и почему Лилли его все еще любит. Но она его уже не любит, он потерял что-то по дороге. И здесь автор также оказался последователен и внимателен. И еще хитер. Ведь мы все думали, что они поженятся и будут жить долго и может быть счастливо, но Янси схитрил и схитрил довольно жестоко.

Кто виноват во всем этом? Уилл Генри считает, что Уортроп. Янси считает, что Уортроп. Но ведь разве монстролог убивал просто так, разве он был жесток? Он тащил на плечах своего друга в джунглях, он плакал над убийством возлюбленной, он спасал зараженного ребенка. Он не учил своего ученика жестокости. Его ошибка в том, что он не воспитатель, и прав был констебль, он не годился на эту роль, он не должен был окунать с головой в ужас ребенка, который только что видел, как его кишащие червями родители заживо сгорели в собственном доме. Но можно ли оправдывать свои поступки действиями других людей? Уортроп взял на себя ношу, которую он не смог осилить, Уилл Генри оказался слаб. Но выбор, ведь выбор был сделан им самим тогда, когда он решил не становится братом Лилли, не идти в школу, не играть в футбол во дворе. Именно тогда он вступил в бой со своим зверем и проиграл.

Была ли такая концовка цикла оправдана? Могло ли быть по-другому? К сожалению, нет. Все по-честному.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх