Фрэнк Герберт «Барьер Сантароги»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В небольшой американский городок Сантарога приезжает специалист-психолог, который должен расследовать происходящие здесь странные события. Психолог знает, что жители города не могут долгое время жить во внешнем мире, городок существует практически автономно, а попытки бизнесменов извне начать там дело всегда безуспешны. В ходе расследования выясняется, что местная «фирменная» приправа Джасперс — вещество, объединяющее сознания всех жителей Сантароги в один огромный сверхразум... причем сами жители об этом даже не подозревают.
Входит в:
— журнал «Amazing Stories, December 1967», 1967 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1996 // Научная фантастика (США) |
- /языки:
- русский (6), английский (2)
- /тип:
- книги (5), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Миловидов (1), Д. Савельев (2), Я. Савельев (2), Д. Ткаченко (1), К. Фенлар (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 26 мая 2018 г.
Роман — номинант Премии Академии НФ, фэнтези и хоррора 1996 года.
Как отгородиться в нашем мире от пропаганды насилия на телевидении? Смотри Интернет — имеешь выбор хотя бы. В годы 60-е написания романа такого выбора не было.Автор разработал сюжет с описанием мира маленькой долины, которая замкнулась сама на себя в общении с окружающим миром, дабы избежать разлагающего воздействия общества. Вышло что-либо из такой идеи?По крайней мере люди долины счастливы. Роман — это как крик отчаяния того времени.
Groucho Marx, 18 октября 2017 г.
В общем, этот роман — разминка пальцев перед написанием шедевра — «Улья Хеллстрома», лучшей книги Френка Херберта. Исправлены недочёты «Зелёного мозга» и намечены возможности «шпионского» сюжета. Но после написания «Улья» «Барьер Сантароги» потерял смысл и остроту. Он воспринимается именно как набросок к большой серьёзной книге.
Yazewa, 23 марта 2013 г.
По-моему, чрезвычайно затянутое повествование. По сути, хватило бы рассказа. Очень быстро раскрывается суть проблемы, и дальнейшее повествование с описаниями психоделических переживаний ГГ становится неинтересным. Я пробегала их по диагонали, торопясь к концу, который оказался предсказуемым: я заранее была уверена, что
В общем, не скажу, что мне понравилось. Но понимание того, что написано это было весьма давно, заметно снижает мои претензии к этому тексту. Автора буду читать еще, так как это первое прочитанное мной у него произведение.
beskarss78, 10 января 2011 г.
Херберт вдумчиво, тщательно исследует в своем творчестве тему замкнутых коллективов, подвергшихся некоей меняющей человека трансформации.
«Барьер Сантароги» — одна из самых удачных вещей, выполненная при минимуме фантастических допущений. Обычный американский городок, но...
Как раз в этом НО Херберт невероятно силен. Если сравнить этот роман с десятками фантастических романов и фильмов про американские города после «девиации» — здесь мы видим логику, социологию, психологию, даже финансы — в общем гармоничном замысле. Возможность существования такого городка ДОПУСКАЕШЬ без всяких сомнений.
Это вампиры всякие, зомби и дети-убийцы кажутся фигней. А здесь нет, здесь достоверностью пахнет. Поставил 10
tapok, 14 декабря 2011 г.
Второй роман у Герберба, с которым я познакомился. Так что в любом случае буду приводить параллели с «Под давлением».
Во-первых, главные герои — психологи. И в каком-то роде даже шпионы. Во-вторых, это локальность действия. Конечно, в книге «Под давлением» экшен происходил совсем в иных масштабах, но всё это тем не менее является чем-то узким (относительным). В-третьих, цель главного героя — это что-то разведать, узнать, доложить.
Понравилось наблюдать, как Джилберт медленно, но верно привыкал. Отрицание, бунт, смиренное принятие, вопросы... Все эти стадии были любопытными. И когда он отказывался, то я ждал, что это будет на постоянной основе. Тогда Джилберт снова скатывался к «Джасперсу», а я продолжал ломать голову.
Если честно, то к финальной трети книги мне уже успели набить оскомину покушения на главного героя. «Несчастные случаи», как все их называли. Безусловно, некоторые из них были интересными и необычными. Однако соотношение покушений и страниц вскоре стало чуть ли не 3 на 10, что создавало образ нереальности происходящего.
Хочу отметить, что теперь у меня сложилось представление об языке автора. На моё удивление он довольно прост. Изысканных оборотов нет, читается легко и быстро. С одной стороны, это радует, потому что не приходиться продираться сквозь текст. Но с другой стороны, это немного огорчает. Я всё же жду от такого именитого автора чего-то более запоминающегося. Возможно, я несколько придираюсь, потому что «Дюна» у меня только в очереди, соответственно ожидания высокие.
Что касается финала (13 и 14 главы), то я бы особо отметил их. Взгляните на дату написания романа — это далёкий 1968 год. Больше 40 лет назад. Я не отношу себя к знатокам продуктов культуры того времени (кино, литература), но что-то подсказывает мне, что тогда не часто встречалось подобное. Возможно, сегодня такой метод можно назвать «сливом», но я бы не назвал финал «Барьера Сантароги» таковым.
Итог: любопытный роман. Мне понравилось. Начинаю привыкать к творчеству Герберта.
CharlieSmith, 13 декабря 2011 г.
На мой взгляд, самое слабое произведение в сборнике.
Формально барьер в виде блока лежал на въезде в долину.
…… Призывники возвращаются в Сантарогу…не в состоянии длительное время нести воинскую службу. «Сигареты, продаваемые в Сантароге, в основном предназначались для приезжих. Сантарожцы оказывали железное сопротивление рекламе. На рынках Сантароги невозможно было купить сыр, вино или пиво, изготовленные во внешнем мире. Все деловые предприятия долины, включая банк, принадлежали уроженцам Сантароги. Они открыто выступали против денежных инвестиций извне. Сантарога успешно сопротивлялась всем правительственным проектам о предоставлении дотаций». Регламентация телепрограмм. На улицах не видно детей. Похоже, их воспитывают в неких интернатах…Ну, и так далее…
Джилберт Дессейн, доктор психологии Калифорнийского университета в Беркли, послан инвестиционной корпорацией, занимающейся, в том числе изучением рынков, узнать, почему сантарожцы не желают торговать с внешним рынком… Со слов он третий, после двух таинственно «случайно» погибших исследователей (на самом деле их было 8-9)…
Некая таинственность.
Ситуация осложняется тем фактом, что в Сантароге живет бывшая (и как окажется теперяшняя) любовь Джилберта Дженни Сорже.
Джилберт столкнется со странными опасными событиями. То попытки его выслать из долины, перемежающиеся с неуспешными попытками заставить его жить в долине, как человека, которого любит, по всей видимости, хороший специалист, подходящая по внушаемости Дженни. То непроизвольные, бессознательные многочисленные попытки убить (яд, стрела, взрыв, сломанные перила и т.п.). И Джасперс, Джасперс, Джасперс…. Вещество (что-то типа грибков-галлюционогенов) во всех продуктах и блюдах, производимых в Сантароге, называемое сантарожцами «источником сознательности».
Хотя события не страшные, не напряженные.
Кто первый решил когда-то создать такой мирок марионеток, не убивающих, хорошо работающих, заботящихся об экологии, я так и не понял.
То шериф, то врач Сантароги и другие персонажи по крупицам раскрывают цели. Во внешнем мире все не так: и непристойная, не приносящая добро жителям реклама, войны, нарушения экологии, плохое воспитание, плохие продукты и т.п.
А может быть, подсыпая Джасперс в продукты питания, создать сначала общину, а потом, в будущем и все государство покладистых, «правильных» людей? Отголоски «Улея Хеллстрома».
Полностью тайна не раскрыта. Во всяком случае, никто из персонажей не полемизирует достаточно для развенчания такой идеи…
Сумеет ли Джилберт выжить, захочет ли, сумеет ли вывезти Дженни из долины?
Сумеет ли сохранить, передать отчет? И найдется ли кому? Хэппи энд?
Читайте…
7,4 балла...
god54, 13 июня 2010 г.
Оригинальное классическое фантастическое произведение в духе старой доброй фантастики. Написано хорошим литературным языком, отличный сюжет, логичное распределение и поведение героев, красивый фон с проработанными деталями, добротная фантастическая гипотеза, а в целом достойное произведение для чтения.
aps, 9 сентября 2008 г.
Большинству Фрэнк Герберт известен, как творец Дюны. Но это произведение мне понравилось не меньше, чем роман о мире-пустыне.
Маленький провинциальный городок, отделенный от всего мира. Он развивается по своим правилам, по своим законам. И он не принимает чужаков. Он в них не нуждается. Они враги. Враги установившимся привычкам и правилам, враги автономности и закрытости, а значит они должны покинуть городок.
Стивен Кинг заслужил славу своими описаниями маленьких городов провинциальной америки. Но хочется сказать , что у Фрэнка Герберта описание получилось не хуже, а по-моему мнению, даже лучше. Описание жизни провинциалов, закрытости города, недоверчивые взгляды «аборигенов», враждебность по отношению к чужакам. Все это показано реалистично и, как-то, буднично, что еще больше придает правдивости описанию. Введение фантастического элемента — Джасперса, только усиливает впечатление и придает роману мистический оттенок. Врожденная недоверчивость провинциалов к чужакам умноженная на привыкаемость и побочные эфекты Джасперса — это крайне опасная смесь, опасная прежде всего для гостей города.
Нельзя при описании романа обойти стороной романтичесскую линию повествования. Она играет крайне важную роль. И служит той ниточкой, которая связывает главного героя с городом, той ниточкой, которая помогает ему «стать своим». Своим здесь, но чужим там, во внешнем мире. Но внешний мир ему уже не нужен.
Отличный роман, отличного писателя. Что еще нужно любителю фантастики.
seregaS, 23 октября 2008 г.
В первую очередь это психологический роман, очень интересно и правдоподобно показаны внутренние переживания героя и трансформацию его психики по мере развития сюжета. Сюжет сразу же захватывает и погружает в мир Сантароги, но где-то ближе к финалу немного замедляется. Финал — довольно ожидаемый и логичный, но впечатления от книги не портит.
Как уже написали, есть небольшая схожесть с книгами Кинга, но все-таки — это, в первую очередь, научная фантастика, а не мистика.
В общем и целом очень неплохой роман от создателя «Дюны»
NNN, 29 сентября 2008 г.
Роман очень интересный, и мне понравился, но лично я, прочитав очередное произведение писателя, сделала вывод, что все-таки он в какой-то мере зациклен на «наркотиках»: тут — джасперс, в «Дюне» — спайс, в «Улье...» — смесь, которой питается весь людской улей... Честно говоря, задумалась на тем, что за человек был Герберт...