Дэвид Джерролд «Дело для настоящих мужчин»
Романом «Дело для настоящих мужчин» открывается цикл известного американского писателя-фантаста Дэвида Герролда `Война с Хторром`. Что делать, если на вашу планету прибыли инопланетяне, мягко говоря, несовместимые с ее экологией? Ужаснуться? Впасть в отчаяние? Начать борьбу с иноземным агрессором? Однозначных решений быть не может, потому что нет однозначных ответов. Остается каждому заниматься своим делом: ученым — изучать, воинам — защищать...
Входит в:
— цикл «Война с Хторром»
Номинации на премии:
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1996 // Научная фантастика (США) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lith_oops, 31 декабря 2012 г.
Такие вещи надо экранизировать. И брать на роль резонера кого-то вроде Беренджера — там такой один во флешбэках, который умное говорит. Обалденное кино получилось бы!
А книга – философский трактат об экологии и социологии. Да, именно так. Совершенно очевидное подражание Хайнлайну. Но тот вплетает мысли в текст. Имеющий уши да услышит, а глухому и так сойдет. Джерролд же запихивает в тебя мысли массивами монологов и диалогов – кушай да не обляпайся. Не лучшая в мире манера, да и толку с нее немного.
В целом – обычный роман вторжения. Хороший, но обычный. Здорово проработаны экологические мелочи: флора, фауна, их взаимодействие, эволюция. Но нет ничего, что должно быть присуще хорошему роману: нет сюжета, нет персонажей, нет очарования полуапoкалипсиса. Ничего, в общем, нет кроме чтения нотаций и морали. Если бы автор тихонько пописывал блог с околовсяческими дыбрами, я бы такое читала. А вот хороший роман – это совершенно другое.
Любой более-менее образованный человек, не происходящий из семьи грузчиков (или даже происходящий), способен составлять слова в относительно связный текст. Девять из десяти таких текстов будут не лишены интереса в рамках своей тематики. А вот сюжетное произведение уже требует если не специального образования, то определенного мастерства. Скелет произведения, каркас – это то, на что можно нанизать мысли. А у Джерролда получилось как у МТА – колосс без каркаса. Такая масса, если ни на чем не держится, обвалится под собственным весом, что мы и можем наблюдать. Нельзя бОльшую половину текста создать из умствований и считать это романом.
В начале нас будут пугать огромными красными червями, которые едят людей живьем. Оставшихся после эпидемии людей. Только вместо чудных выживаний в развалинах мы с ГГ будем кататься по военным лабораториям типа научные центры, там воевать больше в политические игрушки, чем с инопланетянами, и потихоньку рефлексировать.
Все, что автор мог испортить в рамках жанра, он испортил. Рекомендовано к прочтению подросткам, еще не сформировавшим жизненную позицию.
Мир проработанный, но это проработанность научного труда. Он не воспринимается через призму ощущений персонажа. Хорошая такая диссертация, в крайнем случае – сценарий для БиБиСи. Герой вроде что-то видит и описывает, но все это как будто из окна транзитного поезда: мы не останавливаемся понюхать цветочек, не вступам в лужу, не царапаемся о куст. Отстраненные, зафиксированные наблюдения. Но добротные.
Читабельность через пень-колоду, если честно. Мучила где-то месяц параллельно с Баркером. Зато пересмотрела кучу новых сериалов – ну сезон же открылся. У меня всегда так: только тупикнусь с книжкой, приходит время киношек.
Интрига только в том, что я когда-то в Еслях читала упоминание о симбиозе с хторровскими организмами, так очень хотелось дождаться реализации. Не срослось. Видимо, придется мучиться дальше, как тем мышкам, и жрать остальные тома многологии.
Персонажи практически отсутствуют за исключением ГГ, который на гребне собственной инфантильности плывет через море не ахти как описанных событий. Он анализирует мир подобно умственно отсталому подростку и поступает соответственно. Но стреляет хорошо. Гораздо лучше, чем пытается размышлять.
Как бы то ни было, инфантильность – не лучшая черта как героев в целом, так и главного в частности. Ни сопереживания, ни оригинальности это не добавляет.
А вот идеями книга сильна. Нам расскажут про необходимость принятия неприятных решений, про политику, про социальные законы, про экологическое равновесие и про многое другое. Общеизвестные каноны в доступном изложении – то, что необходимо ищущим почву под ногами подросткам. Это гораздо сильнее, чем многоглавные рассуждения Лето и иже с ним. И конкретнее. И правильнее. К сожалению, к книге эти рассуждения не имеют почти никакого отношения. Мы имеем две книги в одной: хорошую публицистику и отвратную художку.
Душевность пыталась быть в убиенных собачках, несчастных деффачках – одной тоже убиенной, второй просто проброшенной, но не удержалась. Душевность, в смысле. Никак. Через героя не пробилось почти ничего – он все снивелировал той самой инфантильностью и рефлексией на грани сезонного криза.
Ассоциации: Дюна Герберта: столько же рассуждений на единицу текста, но больше здравого смысла.
xa0c, 12 сентября 2010 г.
Неплохой, но довольно стандартный проамериканский роман о вторжении чужих. Увлекательный сюжет (соответствующий аннотации), живый, не картонные персонажи.. Перевод, правда, ужасен. Переводчик не только плохо владеет русским, но и не знает обычных английских идиом, а также значений вполне распространенных слов («serendipity» --«интуиция, озарение», к примеру) и вместо того, чтобы воспользоваться словарем просто тупо транскрибирует незнакомые слова. Первый раз такой пофигизм встречаю, честное слово.
Farit, 3 октября 2010 г.
Очень интересная книга.
Можно было бы назвать ее боевиком, за обилие и жестокость соответствующих сцен, за темп и напряжение. Но очень ценно, что автор не стал ограничиваться только ими. Книга по настоящему научна — то есть он подошел к вопросу завоевание Земли инопланетной жизнью комплексно и дотошно, ничего заметного не упустив. Плюс — книга вытаскивает наверх и обсуждает вопросы прогресса, причем как личного (в изменившихся условиях нужен совершенно новый человек), так и политического (задача такой сложности не под силу нынешнему политическому устройству Земли в целом). По каждому из этих направлений Герролд продвинулся довольно далеко, читать его исключительно интересно.
Проблема цикла,остающегося без продолжения уже 15 лет в том, что автор слишком усложнил задачу. Похоже, Земля обречена, а вводить в игру господа бога автор не хочет.
robotov, 21 января 2010 г.
Вещь очень неплохая, хотя и занудная местами. Не совсем, правда, понятно, для чего автор избрал для произведения жанр НФ, вплетя туда кровожадных инопланетных червяков и прочие дурацкие формы жизни. Самые интересные страницы посвящены описанию уроков базовой морали, этики и политэкономии (в третьем томе данная тема продолжена). Эти части романа действительно интересны. Всё остальное какое-то путаное, нелогичное, скучноватое. Главный герой Джеймс ведёт себя как истеричная девушка, весь первый том плачет, размазывая сопли. Видимо, задумка у автора была вселенской, а реализация получилась на уровне добротного села.