Робин Хобб «Возвращение домой»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Когда-то Дождевые Чащобы представляли собой лишь густые джунгли, пусть и скрывающие таинственные свидетельства древних времен. Но однажды в эти места пришли три корабля с поселенцами-изгнанниками. Удастся ли им обустроиться в новой, враждебной местности — большой вопрос.
Входит в:
— цикл «Мир Элдерлингов» > цикл «Сага о живых кораблях»
Награды и премии:
лауреат |
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2006 // Рассказ (США; повесть) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Slimper753, 3 апреля 2023 г.
Оказывается, автор умеет писать коротко и увлекательно (даже завлекательно), что делает трилогию о Видящих еще более странной (как, вероятно, и остальные романы, до которых я еще не дошел), ибо там воды больше, чем в самих Дождевых чащобах. История начинается сходу, без особой раскачки, раскрывая персонажей и их положение почти сразу, из-за чего быстро понимаешь, почему некоторые ведут себя так, как ведут. Некогда обеспеченные и привыкшие к роскоши жители Джамелии оказываются сосланы в дикие е... местности, где якобы должны быть древние заброшенные города, но вокруг лишь джунгли и странные мелодии, сводящие людей с ума. И чтобы выжить, людям из разных сословий необходимо либо объединиться, либо помереть из-за собственного ЧСВ. Первоначально многие выбирают второе, хотя сами не осознают последствий, но в итоге они оказываются вынуждены работать сообща, скрипя зубами. Но такой хрупкий союз нарушается как только, так сразу. В итоге всем приходится пройти через серьезное испытание собственных алчных желаний и гибель многих близких, чтобы наконец смириться с новыми реалиями жизни, пересилить глупые предрассудки и собственную гордыню.
Автор очень умело показала группу выживальщиков, среди которых и те, кто до последнего верит, что за ними явятся и спасут, и те, кто понимает, что не стоит ждать чуда. Среди последних (и чуть ли не единственная) и главная героиня, волею судеб оказавшаяся в опале сатрапа из-за заговора собственного мужа. В итоге ей с тремя детьми и беременной приходится выживать в диком лесу, когда только вчера она нежилась в роскошных апартаментах. Такой резкий переворот в жизни больно бьет по ней, особенно после потери ребенка и рождения мертвого младенца. Однако пожалеть ее некому, ибо родного мужа больше беспокоит, что жена своими истериками позорит его в обществе, которого уже нет и в помине. В итоге ей приходится самостоятельно решать свои проблемы, игнорируя насмешки окружающих. А когда они находят вход в целый подземный город, люди еще больше сходят с ума, пытаясь отыскать спрятанные там сокровища, особенно мужчины, которые дерутся друг с другом и готовы умереть, лишь бы оставить награбленное при себе. Да, феминистский настрой здесь тем больше, чем дальше, но это практически никак не портит повесть, хотя главная героиня немного мэрисьюшна, но лишь немного, ибо уж больно быстро обустраивает быт и мастерит целые инженерные конструкции. Как по мне, эта короткая история интересней, чем трилогия о Видящих. И персонажи (в основном главная героиня) вызывают сопереживание, и окружение интересное, и даже саспенс именно такой, какой должен быть, а не как в истории Фитца, где в какой-то момент устаешь от намеков, что да как, а финал скомкан, да и вся трилогия под конец откровенно выдохлась, как открытая газировка.
8/10 — историю можно было и растянуть, как резиновое изделие номер два, но автор намеренно оставалась в формате короткой повести, что пошло только на пользу, ибо ничего лишнего, все по делу. И поэтому мне особенно тревожно смотреть на количество страниц в «Волшебном корабле» — на 1000 больше, чем в «Ученике убийцы»! *тяжелый вздох*
p.s. «...должна держать язык на замке...» — серьезно? Это тоже самое, что сказать «держать рот за губами». Переводчику минус бал!
p.p.s. История немного похожа на сериал «Остаться в живых/Lost» — выжившие незнакомцы, таинственный лес, странные подземные постройки... Разве что нет такого разнообразия персонажей и их флэшбеков.
majj-s, 14 сентября 2024 г.
Изгнанники из Джамелии, брошенные в диких незнакомых краях, пытаются выжить и приспособить к себе опасные джунгли. Постепенно понимая, что прежде здесь жили люди, которые летали на драконах и создали прекрасный, пронизанный магией мир. Остатки ее до сих пор разлиты в пространстве и теперь, когда древний город Элдерлингов погребен под землей, соседство с ней действует на людей как радиация нашего мира: сокращая срок жизни, влияя на фертильность, вызывая уродливые мутации. Несмотря на токсичность места примерно половина колонистов прижилась здесь, в то время, как другая спустилась к океану и основала город-порт Удачный, ставший торговым форпостом этого мира. Роли распределились так: Удачный торгует чудесами и диковинами, которые добывают сталкеры Дождевых чащоб.
Ewig Custos, 28 сентября 2013 г.
Мне очень понравилась эта повесть: Хобб удалось заключить в относительно небольшой объём действительно самостоятельное, лаконичное и захватывающее произведение.
Итак, история эта о судьбе первых поселенцев Дождевых Чащоб — аристократов, отправленных в изгнание за заговор против короля, преступников, храбрецов и просто отчаянных людей, которым нечего терять. Экспедиция быстро сталкивается с крайне враждебными условиями здешних мест: водой, которая превращается в кислоту, землёй, что буквально на глазах превращается в болото, отсутствием стабильных источников продовольствия, землетрясениями, в конце концов. Ко всему прочему прибавляются и руины давно позабытой цивилизации, которые непонятным образом воздействуют на людей.
На этот раз Хобб очень хорошо прописала самих персонажей и происходящие вокруг них события — ты действительно веришь в написанное. Главная героиня начинает свой путь будучи изнеженной аристократкой, даже не зная о настоящей причине путешествия. При этом мир не статичен: пока она пытается разобраться в происходящем, слуги вокруг становятся всё наглее и наглее — ведь какое значение в ссылке имеет благородная кровь? Волнения, сомнения, даже интриги, пускай и локальных масштабов — всё это только придаёт достоверности происходящего. Уже в Дождевых Чащобах мы видим, как люди условно поделились на тех, кто её готов что-то делать для выживания, и тех, кто впал в апатию, принял свою судьбу и готов умереть, при этом захватив с собой и остальных. При этом настоящее желание что-то сделать с текущим положением дел сталкивается со стеной недоверия, предвзятости и банальной человеческой глупости. А Дождевые Чащобы ясно показывают, что по принципу «каждый сам по себе» выжить не получится — придётся работать сообща или просто погибнуть.
Руины города Древних тоже показывают, до чего может опуститься человек — он готов грабить всё, что увидит, даже если награбленному нет практического применения, он готов убивать за награбленное, а на последствия ему совершенно плевать. И хоть под конец эта бесконечная жадность всё же была ограничена простым желанием выжить (в конце концов, лучше быть живым, не имея ничего, чем мёртвым на горе золота), окончательно её убить так и не удалось — как показала «Сага о живых кораблях», разграбление руин продолжалось, хоть и с применением головы и в других масштабах.
Как я говорил в начале отзыва, повесть получилась самостоятельной. Знакомство с миром Элдерлингов я начал с «Наследия» и «Возвращения домой», и именно эта повесть зацепила меня настолько, что я решил познакомиться не только с тремя основными книгами о живых кораблях, но и с другими циклами про мир Элдерлингов. Даже если творчество Хобб Вас не интересует, с этой повестью я настоятельно рекомендую познакомиться.
AlisterOrm, 6 ноября 2013 г.
Да, я уж теперь и не знаю, как же мне относится к Робин Хобб. С одной стороны — она автор неплохо написанной, но слитой после половины трилогии о королевском убийце. С другой стороны — она автор вовсе не самого плохого рассказа о Дождевых чашобах.
По всей видимости, когда Хобб отвлекается от описания похождений инфантильного нытика, нюни и наркомана Фитца Чивэла, она может описать и что-то ещё, кроме бесконечных самокопаний и скучных интриг. А «Возвращение домой» — на диву талантливо написан. Конечно, немного смущает, что сделан он в форме дневниковых записей, но всё же даёт невероятно таинственную картину города погибшей цивилизации. В центре повествования — красивейший подземный город, абсолютно пустой, прекрасный, но практически полностью поглощённый болотами. Вот это и есть пресловутый «саспенс» — мы практически ничего не знаем ни об этом поселении, ни о его давно умерших жителях — только отрывки, которые соизволила поведать древняя магия этого поселения. С этой точки зрения всё сделано очень грамотно.
Не могу сказать, чтобы психологические перемены леди Кариллион меня как-то впечатлили. Однако, можно проследить её эволюцию хотя бы внимательно следя за оглавлениями дневниковых записей. Если оглавление хоть как-то меняется, это означает появление некой новой грани личности, характерной для Кариллион, и видны все этапы превращения нежной поэтессы-художницы-дворянки в суровую предводительницу приречных робинзонов.
Возможно, стоит почитать «Живые корабли». Если они заметно лучше тягомотины про Фитца, и ближе к этому рассказу — они стоят прочтения.
igor_pantyuhov, 5 ноября 2015 г.
Всегда мечтал прочитать о первых поселенцах в Дождевых чащобах. Немного похоже на освоение двух Америк, колонистами. И действие в романе развивается медленно, неторопливо. Все как я люблю. И образы яркие, и экшен присутствует, и мы наблюдаем становление главной героини. Единственно одно «но». Вот этот вот стиль изложения. Больше всего подходит для написания вводной части к каждой главе, большого романа. Не знаю почему, но мне кажется так будет лучше. Скорее всего дело в привычке (ведь у Хобб, в большинстве книг, каждая глава начинается именно так). Оценка 8/10
visionshock, 30 июля 2013 г.
Хобб с первого раза меня не впечатлила. Наверное в силу своего возраста на момент первого ознакомления, я и не стал погружаться в мир Элдерлингов. Второй раз писательнице все таки удалось меня задеть своим рассказом «Триумф» из антологии «Воины», кстати вот и состоялся третий, и кстати вполне удачный рассказ, который позволил мне снова мысль спустя 6 лет, после неудачного знакомства с ним, вернуться на просторы волшебного мира Робин Хобб.
«Возвращение домой», это дневниковая повесть история про первых поселенцев Дождевых чащоб. Это скорее история освоения и борьбы с новым, как смелая женщина следует за мужем, тянет свою лямку и не жалуется, не пытается быть героем второго фона, а наоборот бежит вперед седлать коня, то есть тьфу — корабль, я хотел сказать. И автор очень хорошо, через дневниковые записи вводит в курс дела как идет путь первых поселенцев, но и также отображает главную героиню, её психическое состояние и взаимодействие совсем миром. И история с каждой страницей, начинает играть множеством новых непревзойденных красок и подробностей, перед читателем разворачивается не банальная история экспедиции в какой-то там город в джунглях, а настоящая, дикая, почти первобытная история столкновения человека с чужим необузданным еще миром. Вся экспедиция вступает в настоящую борьбу за существование под небом в Дождевых чащобах.
Повесть настоящее удовольствие для любителей фэнтези, тонкое, неторопливое, психологически глубокое. Читается легко и быстро, погружение в мир, даже без знания основных циклов проходят на ура, лишь потому что Хобб сумела действительно правильно расставить акценты и сместить их.
Итог: рекомендация всем любителям неспешного фэнтези с глубоким погружением в мир и характеры героев.
Amerasu, 5 октября 2009 г.
Я очень люблю цикл о живых кораблях, и было приятно снова вернуться в Дождевые чащобы.
Произведение написано в форме дневника одной из первых поселенок дождевых чащоб, сосланой туда вместе с двумя сыновьями и мужем, обвиненном в государственной измене. Хобб удалось очень удачно показать развитие главной героини от изнеженой придворной художницы до уверенной в себе самостоятельной женщины, фактически спасающей себя, своих детей и других членов экспедиции от смерти в заброшенном древнем городе и Дождевых чащобах. Единственное, что не дает поставить произведению 10 можно выразить одним словом — мало! С одной стороны, малая форма не дала Хобб развернуться во всей красе ее таланта в описании подробностей и внутреннего мира героев, с другой стороны — так мало рассказано из истории поселения, что хочеться кричать — ЕЩЕ!!! Но вывод один, я получила безумное удовольствие от прочтения.
Моя шкала оценок: 10 — шедевры уровня «Властелин колец», «Песня огня и льда», «Ведьмак», 9 — очень-очень хорошие произведения, попавшие в разряд любимых, который будут перечитываться не раз, 8 — хорошие произведения, которые однозначно надо читать. Дальше по ниспадающей.
Лэйла, 15 ноября 2007 г.
Повесть о первых поселенцах в районе Дождевых Чащоб. Читается легко и с интересом, кроме того, для меня это еще одна встреча с уже полюбившемся миром. Легкое дополнение. Главный персонаж — это женщина с Большой буквы. Несмотря на тяготы пути она ухитряется не только плестись за мужем, но и высказывать спасительные идеи, а ведь у нее есть еще и дети, и она, прежде всего мать. Короче героиня получилась что надо. Добавте к этому еще и необычный климат, странности, происходящие с людьми и диковинный город. Хобб на удивление легко смогла сплести все это. Короче, повесть оставляет хорошее впечатление. Надеюсь, те кто впервые прочтет ее, захотят ознакомиться со всем циклом.
newcomer, 25 декабря 2006 г.
Прочитанное оставило хорошее впечатление. Перечислю:
1. Читается легко, без напряга
2. Повествование ведется в форме дневника, причем подробного, а не просто: «Пошел туда-то, увидел то-то и т.п.)
3. Люблю всякие затерянные города, вымершие цивилизации и порталы (временные и пространст-венные)
Надеюсь, дальше будет не хуже.
Nog, 3 октября 2006 г.
Отличная повесть, совместившая в себе интересную тему, знакомый и хорошо прорисованный мир, удачный способ изложения и, конечно, писательский талант.
farakus, 13 октября 2006 г.
Да, хотелось бы еще. И чтоб автор все же объяснил от куда взялась чешуя, а то я не читал его саги о кораблях.:blush: