Алексей В. Андреев «2048»
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
technocrator, 21 июня 2020 г.
Отзовусь о цикле в целом: «2048» + «Лишние детали» + «Паутина» (которую можно рассматривать как своего рода непрямой приквел). Желательно для полноты восприятия авторской вселенной познакомиться со всеми ними (сюда же можно отнести более поздний рассказ «Креветка»).
Как-то получилось, что только сейчас дошли руки до творчества Мерси Шелли (хотя краем уха слышал о «Паутине» и раньше, и даже вроде как отдельные отрывки в виде цитат в сети встречал). Действительно, самый настоящий отменный российский киберпанк. Притом прекрасные образность и стиль. Первую книгу охарактеризовал бы как смесь Пелевина, Фрая и (в плане полуностальгического сленга) Экслера.
При чтении «2048» становится более понятным, что – по самому большому счёту — происходило в мире «Паутины» и с главным героем. Узнаём изнутри о существовании Артели – тайной организации, плетущей мировую Ткань. В плане стилистики становится немного меньше созерцательности и больше приключенческой динамики. Роман состоит из трёх основных пересекающихся линий (от лиц «Золушки», «cнотворца» и «расхитителя гробниц») и двух больших частей (Лицевая и Подкладка). Могу лишь предположить, что «скрытую» внутри текста третью часть (Изнанку) читатель должен восстановить самостоятельно, «сшивая» сюжетные нити. Многие детали и связи раскрываются при внимательном перечтении, что-то опять же яснее становится при знакомстве со следующей частью – «Лишними деталями».
Таинственным остаётся происхождение Артели, и кем она управляется. Говорится о распространении влияния и глобальном контроле с появлением World Wide Web, но старшая фея, наставница Вэри, намекает на более древние корни. А леди Аду Лавлейс (первую программистку и любимого персонажа киберпанковских произведений) называют Первой Феей. Ещё один возможный намёк заложен в сказке о Королеве Цветов, рассказанной маленькой Аде (героине последних частей цикла) гипнопедией.
Кстати, юная Ада, дочь русского космонавта, возможно станет Последней феей
Впечатляет фантазия и богатство рассыпанных по страницам тем и футуристических идей, социальных и технических, многие из которых – в той или форме – уже сбывались.
Впрочем, как минимум в одном случае Андреев ошибся, сильно недооценив прогресс ИИ. На самом деле, ещё несколько лет назад было популярно мнение, что древняя настольная игра го – сложнопросчитываемая область творчества, в которой (в отличие от шахмат) компьютер ещё долго не сможет сравниться с человеческим разумом и интуицией. В реальности революция произошла в поразительно короткие сроки, и в 2016-2017 нейросеть наголову разбила лучших «белковых» игроков...
Надо пояснить, что совет одного персонажа другому учиться играть в го («до третьего дана дойдешь и хватит»), чтобы отличать искина от человека, всё-таки не лишён иронии. Упомянутый уровень – как минимум примерно крепкий кмс. Не скажу за азиатов, а в России сейчас только сотня людей официальный третий дан имеют. Ну а вообще, хотя правилам го можно обучить за 5 минут, учиться мастерству этой глубокой игры можно всю жизнь...
Многие сложные вопросы подаются с долей авторского юмора, в спектре от иронии до социальной сатиры. Как пример более чёрного юмора можно привести стихи зомби-математика о гомоморфизме. Меня также особенно позабавила история о том, как девушке, имеющей «талант» вляпываться во всевозможные секты, даже закрытые, попытались внушить принципы критической аргументации, и что из этого вышло...
Надо отметить и словотворчество. Некоторые придуманные термины и сокращения (как «худло» из «Паутины») могли получить даже самостоятельное распространение.
Элегантный рассказ «Хайкай», который вполне может читаться и как самостоятельная вещь, в составе цикла важен совершенно неожиданным поворотом
о истинных причинах которого мы получаем с помощью Ады более подробное представление в завершающей части «Броун», где мир обретает новое направление, вместе с катастрофой уходя и от предначертанности...
Даже трудно сравнить с чем-то «2048», особенно из отечественного, разве что очень условно с «Анклавами» Панова (и, имхо, здесь Андреев на голову выше).
Моя оценка: 9 с плюсом из 10 в целом (одна из лучших киберпанковских вселенных).
Надо ли читать: поклонникам жанра обязательно.