fantlab ru

Алексей В. Андреев «Лишние детали»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.36
Оценок:
77
Моя оценка:
-

подробнее

Лишние детали

Роман, год; цикл «2048»

Аннотация:

В ткани реальности есть лицевая сторона, изнанка и подкладка. Иногда в реальности появляются дыры и их нужно вовремя заштопать. Однажды дыр стало слишком много, и они сложились в собственный рисунок, рисунок из дыр.

© mist

В произведение входит:


  • Энка
7.72 (36)
-
2 отз.
7.18 (64)
-
3 отз.
  • Броун
7.34 (32)
-
4 отз.

Входит в:

— цикл «2048»


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги — Научная фантастика года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Лишние детали
2012 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ненавижу гуманитарную фантастику. Точнее научную техническую фантастику то ли от гуманитариев, то ли от поэтизирующих технарей. Вот как здесь. «Подкладка-изнанка» для описания фактов, скрытых смыслов и мусорного шума в новостях. Описание рассуждений, как перехода по случайным ссылкам (что вопреки логики приводит к разумным выводам). Мысли искинов, как людей с поэтическими образами их мира. Шаблонный тупейший вирт...

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если выражаться терминами и образами из книги, то этот роман из трех рассказов возможно действительно является лишней деталью, типа оборки или накладного кармана, которые не понадобились, когда сшили все платье. Но т.к. я весь цикл не читала, то для меня «Лишние детали» это скорее отрез ткани, который возможно только еще чем-то когда-то станет. Вообще всегда, когда читаешь цикл не сначала, то многое не ясно и до многого доходишь своим умом, либо начинаешь притягивать аналоги, т.е. книги и циклы с которыми возникают ассоциации, вот и «Лишние детали» мне в первую очередь напомнили своим миром, как не странно, совсем не «Схизматрицу» Брюса Стерлинга, а цикл «Анклавы» Вадима Панова, такая же многонациональность героев, такое же стремление при создании чего-то великого, разницы нет как называть Сеть, сделать лучше, а в итоге получается как всегда, ну и неистребимый, в хорошем смысле слова русский дух авторов, не совковость, а именно русский дух, который видимо на какую бы западную моднячую тему не пиши и каким бы космополитом не будь — все равно будет проявляться. Поэтому, кому понравился цикл Панова, то вероятно «2048» тоже будет интересен.

Говоря же конкретно о рассказах, входящих в роман, то из них мне понравился первый и второй, а вот третий был скучен и даже неприятен. И вот именно о нем я кратенько и расскажу.

В рассказе есть несколько интересных мыслей, а именно, методика воспитания главной героини, основанная на развитии интуиции и способности очень быстро выстраивать ассоциативный ряд, и увлечение, одного из героев рассказа, изучением вкусовых предпочтений людей в еде, путем исследования их микрофлоры (если я правильно поняла). Из этого можно было сделать вполне интересную историю с умными квестами, а получились какие-то приключения в псевдо космосе якобы «очень» умной девочки с по-подростковски озабоченным мальчиком, да еще и с постоянными встречаемыми ими роялями в кустах.

Если первые два рассказ были можно сказать, что изящными, особенно второй, с большим количеством хайкай, то в этой истории явно вкус автору изменил. В целом же все хорошо

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Но литература – это чаще всего жульничество, а я говорю о совмещении, заложенном в самой природе нашего мира».

Первая часть процитированного отражает суть романа: это книга-обманка. Начинается она как произведение о далеком будущем, продолжающее первую часть цикла «2048». Завязывается новое приключение. Вполне интересное, со смыслом и даже философским подтекстом. Проводятся оригинальные параллели между виртуальной реальностью, музыкой и восточной поэзий. Мотивации и поведение персонажей понятны и логичны. Да и сами персонажи в этой части хороши: живые, чувствующие, решительные, обманутые по крупному, так что невольно задумываешься, а точно ли здесь обмануты они, может всё не так, как кажется, творчество — дело тонкое. Хорошее начало, увлекательное, необычное.

Параллельно развивается несколько сюжетных линий, не связанных с основной. Часть из них новые, часть продолжают истории героев первого романа. Повествование становится фрагментарным: одна линия, вторая, третья. Они даже не переплетаются между собой, просто располагаются параллельно, как ленты или нитки бус на магазинной витрине. В первом романе цикла тоже так было, а в финале все ниточки автор увязал в единый узор, вполне цельный. Здесь же увязки не происходит. Каждая нитка бус остается самостоятельной, а повествование внезапно смещается во времени сначала в ближайшее будущее, потом в наше реальное время.

Следуют новые герои и истории, уже современные нам, даже с датировкой 2001 годом. В них при желании можно увидеть связь с первой частью, которая о далеком будущем. Не сюжетную, а смысловую. Новые компьютерные программы, литературное творчество, поэтические опыты, странные болезни, порождаемые одиночеством, и бегство от этого одиночества в сеть телефонных разговоров с другими городами и частями света при кратковременности встреч и случайности связей в реальной жизни. Это предистория начала, первые шаги к осознанию ткани, подкладки, изнанки, манипуляций реальным через представляемое. Но прямую связку настоящего и будущего Автор не прописывает, ее можно додумать, представить, даже ощутить, если подключить воображение.

Возможно, так и было задумано. Ведь во второй части цикла Автор хотел показать дыры в ткани виртуальной вселенной и рисунок, сплетенный из таких дыр. В полной мере это не удалось сделать, как мне кажется. Слишком многое отдано на волю читательских ассоциаций. Но попытка интересная. Рваный беспорядочно фрагментированный текст увлекает. Причем для меня увлекательность романа повышалась по мере приближения действия к дню сегодняшнему. Из мира будущего хотелось откатить назад, перезагрузить систему на какой-нибудь дате прошлого и запустить вновь, без багов и вирусов, без дыр и блокировки живой человеческой мысли.

На завершающем витке Автор вовсе ушел в формат эссе. Но, как ни странно, именно эта часть романа читалась с наибольшим интересом. Иногда даже возникала мысль, что весь роман был наскоро сляпан из заготовок и отдельных рассказов, чтобы обмануть читателя, как заключенных музыкантов на острове, и заставить погрузиться в воспоминания и размышления Автора о кафе, поэзии, еще о чем-то, упомянутом мимолетно, но осевшим где-то в глубине памяти. Сюжетные составляющие предстают лишними деталями, тканью, через которую можно манипулировать подсознанием человека: не читателя, до такого уровня текст не дотягивает, конечно, но героя, безусловно. А выпадения из сюжета сначала во времени, а потом и по сути — это некие дыры в ткани, свободное пространство, где люди просто живут и пытаются сказать что-то о себе и от себя.

Видимо, другого способа быть услышанным Автор не нашел. Решил последовать примеру своих персонажей: проникнуть в ткань, зафиксировать разрыв оной и уже в нем обосноваться самому, с личными размышлениями и воспоминаниями. Эксперимент не совсем честный и довольно рискованный, ведь можно ошибиться в целевой аудитории. Начало и финал книги для разных людей предназначены. Но мне скорее понравился такой эксперимент, было интересно пообщаться с живым человеком, внезапно появившимся из под груды лишних деталей.

Необычная вещь. Но со знаком плюс. ИМХО, разумеется.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Некоторые отзываются об этой книге как романе, и это совершенно непонятно, ведь в самой книге совершенно ясно указано, что это сборник. Вот как о сборнике о ней и нужно писать.

Он делится на две части. Первая половина — рассказы, которые раскрывают и углубляют мир из совершенно бесподобного «2048» Мерси Шелли. Рассказы это очень и очень неплохие, они показывают экзотический киберпанковский мир с более... человеческой и человечной, что ли стороны. Также они продолжают историю «2048» — совершенно верно некоторые отмечают, что в действительности роман заканчивается не на истории Омара из чайханы, а рассказом «Броун».

К сожалению, автор не удержался от того, чтобы все же использовать киберпанковское клише и показать, как опасен и хрупок был тот удивительный мир практически полного слияния человеческого и электронного разума, который он выстроил. И жаль. Потому что «2048» был необычным киберпанком: не мрачной антиутопией, а романом об эволюции искусственного разума и его симбиозе с человеком.

А вот вторая часть — это то, что действительно делает сборник прекрасным. Это прочие рассказы Мерси Шелли, и они совершенно бесподобны. Не скованные жесткими рамками киберпанка, они пронзительно поэтические, художественные, яркие, написанные почти набоковским языком, на тонкой грани между фантастикой и большой литературой, притом большой литературы здесь куда больше, чем фантастики. «Белая глина» — думаешь, неужели мужчина может быть таким романтиком и таким поэтом? Это удивительная love story, которая написана мужчиной и по-мужски, так что невольно с тихой грустью вспоминаешь собственные истории.

«Цветок» — рассказ о слепнущем художнике как будто вышедший из-под пера автора начала XX в.

«Каждый желающий фазан», «В жаркой ночной тишине» — яркие, ироничные истории из жизни русского в Америке.

И наконец стихи. Автор не только отличный фантаст и прекрасный прозаик, но и настоящий поэт.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я дочитал «2048», роман мне показался достаточно сумбурным. При этом текст был вкусным и читался на ура. После «Лишних деталей» я понял, что в «2048» нет изнанки истории. Она затерялась в этих трех рассказах, простая история, над которой вырос целый вавилонский столп.

В текстах опять то же самое будущее, просто показанное с менее вычурного ракурса. Потихоньку начинаешь ощущать, что основные перемены выросли не из бума технологии, а из нашего родного интернета. Сеть выступила инженером, проектирующим сетку каналов, перенаправляющим огромные массы воды туда, куда надо. А дабы люди могли вдоволь насытиться конспирологией, то под одним слоем истины должно лежать еще хотя бы два.

Финал истории — этакий глобальный апокалипсис. Рушится выстроенный столп вавилонский, чтобы дать почву для новых свершений. И кто бы мог подумать, что все начнется с каких-то ледяных червей.

Итого: «2048» заставлял очень глубоко занырнуть, и, чтобы выплыть обратно, надо пройти через кессонную камеру «Лишних деталей». «Книга исчезновений» уже просто выводит тебя на берег, посвежевшего и спокойного. Добрый получился сборник.

Шелли интересен еще и тем, что это умная книга скорее с образовательной, чем с мыслительной стороны. При прочтении начинаешь видеть возможность взаимосвязей.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, ставший отличным дополнением к известной дилогии.

«2048» — это как энциклопедия, позволяющая погрузиться в мир будущего, охватывающая самые разные аспекты мироустройства: технику, информационные технологии, социальные взаимоотношения и даже биологию. Она выходит за рамки кибер-панка, давая нечто большее. Но роману недостает действия, что не позволяет поставить максимальную оценку. И вот уже «Лишние детали», автор как будто услышал мои претензии, восполняют этот недостаток. Не потеряв достоинств основной дилогии, этот роман получился более динамичным.

Здесь мы получаем два замечательных рассказа, примыкающие к основной сюжетной линии, и собственно повесть — продолжение дилогии, где центральными персонажами становятся уже Ада и Омар. Это небольшое увлекательное приключение с массой загадок и неожиданной развязкой. Немаловажным для меня фактором стало и то, что развитие получила тема космоса.

Это тот же стиль и язык, но после «2048» читать уже намного легче, получаешь настоящее удовольствие, а благодаря небольшому объему прочитать можно буквально за один вечер, тем более, что оторваться всёравно не получится.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх