Фольклорное произведение «Пузырь, соломинка и лапоть»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Три друга — пузырь, соломинка и лапоть — отправились в лес и дошли до широкой реки. Как перебраться на тот берег, они не знали...
Входит в:
— условный цикл «Фольклор народов мира» > цикл «Фольклор народов Европы» > цикл «Славянские сказки» > цикл «Русские народные сказки»
— сборник «Русские народные сказки в пересказах А. Н. Толстого»
— антологию «Лиса и журавль», 1954 г.
— антологию «Сказки народов СССР», 1970 г.
— антологию «Русские народные сказки», 1976 г.
— сборник «Русские народные сказки», 1977 г.
— антологию «Любимые сказки малышам», 2006 г.
— антологию «Полная хрестоматия для начальной школы. 1-4 классы», 2006 г.
— сборник «Мамины сказки», 2009 г.
— антологию «Читаем малышам от 2 до 5 лет», 2010 г.
— антологию «Русские народные сказки», 2017 г.
Экранизации:
— «Три дровосека» 1959, СССР, реж. Леонид Амальрик
- /языки:
- русский (49)
- /тип:
- книги (48), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А.Н. Афанасьев (2), А.Н. Толстой (13)
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Текстоплёт, 17 сентября 2020 г.
У этой сказки бывали разные варианты развития событий. К сожалению, я не знаю, какую подразумевают оценивать в данном случае.
Моя детская впечатлительность всегда чутко реагировала на трагические окончания сказок и я тогда ещё не понимал, почему существуют разные версии одной сказки: в некоторых случаях специально редактировали изначальное произведение и убирали особенно жуткие или трагичные эпизоды. Делали это, можно сказать, по причинам нового подходя к воспитанию детей, когда жизнь в XX веке стала более комфортной и уже как-то неловко было давать сказки в которых мачеха отрубает пятки дочерям, чтобы их ножки влезали в хрустальную туфельку, например.
Реалии многих русских народных сказок также могут быть мрачными с современной точки зрения. Возможно, что это отражало настоящей тяготы жизни и для детей прошлого служило закалкой и подготовкой характера. Да и обстановка была иной: самолично участвовать в работе в поле, в уходе за скотиной, а то и в забое животного и разделке туши — после такого сказки уже не будут восприниматься страшными и тяжёлыми.
Итак: трагический финал огорчает сегодня, но он поучительный. Каждый из героев истории в этом случае совершил какие-то ошибки, поэтому они и не смогли переправиться через реку. И прежде всего нужно помогать друг другу в решении проблем, а не стараться поживиться за счёт другого.